Тема урока: тема любви и творчества в романе ма булгакова «мастер и маргарита» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: тема любви и творчества в романе ма булгакова «мастер и маргарита»



Тема урока: Тема любви и творчества в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: анализ линий Мастера и Маргариты в романе; уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Ход урока.

          На уроке мы не только будем перечитывать главы романа, но и обращать особое внимание на факты биографии писателя, использовать записи Елены Сергеевны, жены Булгакова.

«Это был литературный дневник, и вместе с тем – просто дневник» (дневниковые записи Елены Сергеевны Булгаковой). Творческая жизнь Булгакова была её жизнью.

 Булгаков был жаден до всего…выпуклого в окружающей жизни. Всё, что выдавалось над её плоскостью, будь то человек, или одно какое-нибудь его свойство, удивительный поступок, непривычная мысль, внезапно замеченная мелочь… - всё это он схватывал безо всякого усилия и применял и в прозе, и в пьесах, и в обыкновенном разговоре. (К. Паустовский)

 

1). О чём булгаковский роман?

• О Боге и чёрте.

• Несмываемом, страшном грехе предательства.

•  О Добре и Зле.
О репрессиях.

• О трусости как об одном из главных человеческих пороков.

• Об ужасе одиночества.

• О Москве и москвичах.

• О роли интеллигенции в обществе.

О верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.

Слово учителя. Роман, жизнь, как всё переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой.

В 1929 году начал писать роман «Мастер и Маргарита», роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.

 Припоминаем начало любовной истории романа, в то время, когда продвигался к завершению роман мастера: «Пилат летел к концу…». Всё было ясно, определённо, хотя и мучили одиночество, скука.. И вышел он погулять, вокруг тысячи людей и отвратительные жёлтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные жёлтые цветы…

2) Вспомним начало любовной истории романа? В чём особенность завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь?

«Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

(Мастер понял, что «всю жизнь любил эту женщину».

Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение, а как молния…)

3) Обратимся к дневниковым записям Елены Сергеевны?

«Это было в 29-м году в феврале, на маслёную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом не будет ходить. Но случилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашённых и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Это воспоминание помогает верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, святая любовь есть не только на страницах романов.

 

4). Какова же в реальности жизнь писателя в это время?

 

• Писатель бедствует.

• Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Александровне автор «Белой гвардии».

• Забытый мастер.

• Недопечатана «Белая гвардия».

• «Собачье сердце»-молчание.

• Пьеса «Дни Турбиных» идёт в единственном театре.

Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил её в кафе. Всё было празднично, счастливо. Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности.

5) Каковы самые счастливые страницы романа?

«Она приходила и первым делом надевала фартук, и в узкой передней, где находилась та самая раковина, которой гордился почему-то бедный больной, на деревянном столе зажигала керосинку и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюблённые растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, чёрная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы.»

6) В чём же заключается счастье?

• Фартук, керосинка, испачканные пальцы. (Нищета)

• Возможность быть счастливым в любых условиях, даже самых неприятных.

С милым рай в шалаше, был бы милый по душе. (пословица)

О возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература, убеждает жизнь, напоминает устное народное творчество. Знаете пословицу…и, не дав договорить, почти хором вторят: «С милым рай в шалаше, был бы милый по душе.»

7) Ну что же, так в пословице, так в романе, а как в самой жизни?

Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно».

8) В жизни, как и в романе. Радость, счастье не в богатстве. Какие страницы убеждают нас в этом?

 «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна никогда не знала ужасов житья в современной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что не нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой – то непонятный огонёчек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами. Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.»

«Получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры Маргарита выбрала не самое лучшее место…она ушла в тёмную, без окон, комнату…открыла нижний ящик…из-под груды шёлковых обрезков достала то единственное ценное, что имела в жизни…старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера…»(гл.19)

9) Роман и жизнь… О чём свидетельствует Елена Сергеевна?

 

 

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгако­ва 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить", И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, но при­няла со смехом. Он мне сказал: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках". Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здо­ровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: "Конечно, конечно, ты будешь уми­рать у меня на..." Он сказал: "Я говорю очень серьезно, поклянись". И в результате я поклялась...»

10). И началось счастье. Десять лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Вот каким оно было… Все невзгоды и радости переживали вместе.                 Запрещены произведения. Письмо Сталину. «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной как оно найдёт нужным, но как – нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица, гибель… Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя а в отечестве, великодушно отпустить на свободу».
Писатель решает жить и работать. Они ещё не вместе, но есть надежда… Она спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописи появятся две записи: «Дописать, прежде, чем умереть». «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».

 

11). «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!.. Я покажу тебе такую любовь».

В подвальчике мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя неё от всех соблазнов света, погрузившись вместе с мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в кровь и плоть её жизни, стала её смыслом.

12) В чём выразилось соучастие Маргариты в делах мастера?

Ангел-хранитель автора романа о Понтии Пилате.

 Ангел-хранитель своего любимого. Это чувствуется особенно тогда, когда после разгрома романа критиками, поддавшись отчаянию, мастер падает духом, отказывается от своего романа и исчезает.

 12). Почему исчез мастер? В чём причина такого поступка?

• Не мог видеть любимую несчастливой.

• Не мог принять её жертвы.

• Отказывается от своего романа и сжигает его.

 

13) Что делает Маргарита во имя спасения любви?

 

• Сожалеет о сожжённой рукописи.

• Болеет душой за здоровье любимого.

• Надеется вылечить и спасти его.

Отчаяние, растерянность сменяются решительностью и надеждой. Ситуация требует поступка.

• Маргарита во имя спасения любви готова идти за помощью к Воланду. (Истинная любовь всегда жертвенна, героична. Истинной любви покорны все преграды)

14) Как вела себя Маргарита на бале у сатаны?

     Ей пришлось вытерпеть много испытаний.

• Милосердна.

• Любовь к мастеру сочетается с ненавистью к его гонителям.

Но более всего запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами. Соблазнённая хозяином кафе, родила и задушила ребёнка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каёмочкой…Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, чтобы перестали подавать платок. Этой просьбы никто от неё не ожидал. Воланд думал, что она будет просить о мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви.

 Любовь к ма­стеру сочетается в героине с ненавистью к его гонителям. Но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердие. Так, разгромив квартиру Латунского и перепугав взрослых обитателей писа­тельского дома, Маргарита успокаивает заплакавшего ребенка.

!5). Работу над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков продолжал до последних дней своей жизни.

 

«Вот скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в чёрном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел».

«Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный.»

 И будто сбывалось глав­ное предсказание: «Он не заслужил све­та, он заслужил покой». Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом бы­ла она, его милая, добрая, верная под­руга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услы­шал угасающий Мастер, была клятва же­ны: «Я даю тебе честное слово, что я по­ дам его, тебя будут печатать». Едва понятно Мастер ответил: «Чтобы знали... Чтобы знали...» Он заслужил покой, за­кончив роман. Но роман не был напеча­тан, и не было покоя ей. Елена Сергеев­на проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в ру­ках журнал «Москва» с романом своего Мастера

16). Часто, делясь воспоминаниями о жиз­ни, прожитой с Булгаковым, Елена Серге­евна говорила:

 

«Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на всё, несмотря на то, что бывали моменты чёрные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажите, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было».

17) Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А. Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг – стихи, в которых переплелись гордость за талант и силу характера Булгакова и боль невыносимой утраты.

Великолепное презренье.

И с ней наедине остался.

О скорбной и высокой жизни,

И светлых замыслов, и воли,

Тема урока: Тема любви и творчества в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: анализ линий Мастера и Маргариты в романе; уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Ход урока.

          На уроке мы не только будем перечитывать главы романа, но и обращать особое внимание на факты биографии писателя, использовать записи Елены Сергеевны, жены Булгакова.

«Это был литературный дневник, и вместе с тем – просто дневник» (дневниковые записи Елены Сергеевны Булгаковой). Творческая жизнь Булгакова была её жизнью.

 Булгаков был жаден до всего…выпуклого в окружающей жизни. Всё, что выдавалось над её плоскостью, будь то человек, или одно какое-нибудь его свойство, удивительный поступок, непривычная мысль, внезапно замеченная мелочь… - всё это он схватывал безо всякого усилия и применял и в прозе, и в пьесах, и в обыкновенном разговоре. (К. Паустовский)

 

1). О чём булгаковский роман?

• О Боге и чёрте.

• Несмываемом, страшном грехе предательства.

•  О Добре и Зле.
О репрессиях.

• О трусости как об одном из главных человеческих пороков.

• Об ужасе одиночества.

• О Москве и москвичах.

• О роли интеллигенции в обществе.

О верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.

Слово учителя. Роман, жизнь, как всё переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой.

В 1929 году начал писать роман «Мастер и Маргарита», роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.

 Припоминаем начало любовной истории романа, в то время, когда продвигался к завершению роман мастера: «Пилат летел к концу…». Всё было ясно, определённо, хотя и мучили одиночество, скука.. И вышел он погулять, вокруг тысячи людей и отвратительные жёлтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные жёлтые цветы…

2) Вспомним начало любовной истории романа? В чём особенность завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь?

«Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

(Мастер понял, что «всю жизнь любил эту женщину».

Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение, а как молния…)

3) Обратимся к дневниковым записям Елены Сергеевны?

«Это было в 29-м году в феврале, на маслёную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом не будет ходить. Но случилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашённых и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Это воспоминание помогает верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, святая любовь есть не только на страницах романов.

 

4). Какова же в реальности жизнь писателя в это время?

 

• Писатель бедствует.

• Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Александровне автор «Белой гвардии».

• Забытый мастер.

• Недопечатана «Белая гвардия».

• «Собачье сердце»-молчание.

• Пьеса «Дни Турбиных» идёт в единственном театре.

Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил её в кафе. Всё было празднично, счастливо. Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности.

5) Каковы самые счастливые страницы романа?

«Она приходила и первым делом надевала фартук, и в узкой передней, где находилась та самая раковина, которой гордился почему-то бедный больной, на деревянном столе зажигала керосинку и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюблённые растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, чёрная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы.»

6) В чём же заключается счастье?

• Фартук, керосинка, испачканные пальцы. (Нищета)

• Возможность быть счастливым в любых условиях, даже самых неприятных.

С милым рай в шалаше, был бы милый по душе. (пословица)

О возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература, убеждает жизнь, напоминает устное народное творчество. Знаете пословицу…и, не дав договорить, почти хором вторят: «С милым рай в шалаше, был бы милый по душе.»

7) Ну что же, так в пословице, так в романе, а как в самой жизни?

Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно».

8) В жизни, как и в романе. Радость, счастье не в богатстве. Какие страницы убеждают нас в этом?

 «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна никогда не знала ужасов житья в современной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что не нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой – то непонятный огонёчек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами. Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.»

«Получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры Маргарита выбрала не самое лучшее место…она ушла в тёмную, без окон, комнату…открыла нижний ящик…из-под груды шёлковых обрезков достала то единственное ценное, что имела в жизни…старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера…»(гл.19)

9) Роман и жизнь… О чём свидетельствует Елена Сергеевна?

 

 

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгако­ва 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить", И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, но при­няла со смехом. Он мне сказал: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках". Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здо­ровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: "Конечно, конечно, ты будешь уми­рать у меня на..." Он сказал: "Я говорю очень серьезно, поклянись". И в результате я поклялась...»

10). И началось счастье. Десять лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Вот каким оно было… Все невзгоды и радости переживали вместе.                 Запрещены произведения. Письмо Сталину. «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной как оно найдёт нужным, но как – нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица, гибель… Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя а в отечестве, великодушно отпустить на свободу».
Писатель решает жить и работать. Они ещё не вместе, но есть надежда… Она спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописи появятся две записи: «Дописать, прежде, чем умереть». «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».

 

11). «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!.. Я покажу тебе такую любовь».

В подвальчике мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя неё от всех соблазнов света, погрузившись вместе с мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в кровь и плоть её жизни, стала её смыслом.

12) В чём выразилось соучастие Маргариты в делах мастера?

Ангел-хранитель автора романа о Понтии Пилате.

 Ангел-хранитель своего любимого. Это чувствуется особенно тогда, когда после разгрома романа критиками, поддавшись отчаянию, мастер падает духом, отказывается от своего романа и исчезает.

 12). Почему исчез мастер? В чём причина такого поступка?

• Не мог видеть любимую несчастливой.

• Не мог принять её жертвы.

• Отказывается от своего романа и сжигает его.

 

13) Что делает Маргарита во имя спасения любви?

 

• Сожалеет о сожжённой рукописи.

• Болеет душой за здоровье любимого.

• Надеется вылечить и спасти его.

Отчаяние, растерянность сменяются решительностью и надеждой. Ситуация требует поступка.

• Маргарита во имя спасения любви готова идти за помощью к Воланду. (Истинная любовь всегда жертвенна, героична. Истинной любви покорны все преграды)

14) Как вела себя Маргарита на бале у сатаны?

     Ей пришлось вытерпеть много испытаний.

• Милосердна.

• Любовь к мастеру сочетается с ненавистью к его гонителям.

Но более всего запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами. Соблазнённая хозяином кафе, родила и задушила ребёнка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каёмочкой…Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, чтобы перестали подавать платок. Этой просьбы никто от неё не ожидал. Воланд думал, что она будет просить о мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви.

 Любовь к ма­стеру сочетается в героине с ненавистью к его гонителям. Но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердие. Так, разгромив квартиру Латунского и перепугав взрослых обитателей писа­тельского дома, Маргарита успокаивает заплакавшего ребенка.

!5). Работу над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков продолжал до последних дней своей жизни.

 

«Вот скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в чёрном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел».

«Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный.»

 И будто сбывалось глав­ное предсказание: «Он не заслужил све­та, он заслужил покой». Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом бы­ла она, его милая, добрая, верная под­руга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услы­шал угасающий Мастер, была клятва же­ны: «Я даю тебе честное слово, что я по­ дам его, тебя будут печатать». Едва понятно Мастер ответил: «Чтобы знали... Чтобы знали...» Он заслужил покой, за­кончив роман. Но роман не был напеча­тан, и не было покоя ей. Елена Сергеев­на проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в ру­ках журнал «Москва» с романом своего Мастера

16). Часто, делясь воспоминаниями о жиз­ни, прожитой с Булгаковым, Елена Серге­евна говорила:

 

«Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на всё, несмотря на то, что бывали моменты чёрные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажите, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было».

17) Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А. Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг – стихи, в которых переплелись гордость за талант и силу характера Булгакова и боль невыносимой утраты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.5.38 (0.093 с.)