Процесс диагностирования проблем на сервисном предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс диагностирования проблем на сервисном предприятии



Диагностика проблемных аспектов управляемого объекта представляет собой начальный этап в процессе принятия и основной этап моделирования принятия решений. Диагностика проблем управленческих решений включает построение модели проблемной ситуации, моделей стратегических альтернатив и последствий принятого решения. Правильная и своевременная диагностика организационных проблем является сложнейшей обязанностью менеджера.

Диагностика проблемы управленческого решения - это процесс определения и классификации существующих проблем, выделения из них приоритетной, отделения ее сущности от проявлений, причины от следствий.

Диагностика проблем бывает общая и частная. Общая диагностика подразумевает определение проблемного поля - системы проблем исследуемого объекта, которые структурируются по уровню важности с установление ключевой (стартовой) проблемы. Частная диагностика подразумевает детальный анализ ключевой проблемы для поиска оптимальных способов ее решения.
Методы диагностики проблем Основными методами диагностики проблем управленческих решений можно назвать методы сравнений, факторный анализ и моделирование. План проведения диагностики проблем управленческих решений включает несколько последовательных этапов: Первичная диагностика может включать интервью с руководителей, анкетирование или организационную самодиагностику. Анализ принимаемых управленческих решений включает анализ учредительных и организационно-распорядительных документов, оценку соответствия управленческого решения стратегии компании, проведение экономического анализа состояния предприятия, анкетирование персонала для оценки эффективности управления предприятием. Составление итогового отчета относительно проведенной диагностики. В рамках данного этапа описываются корневые проблемы компании и анализируются причинно-следственные связи выявленных проблем. Формирование рекомендаций относительно развития системы обоснования управленческих решений.
30. Взаимосвязь целей и решений

Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса. Некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить.

При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения задачи, количество рассматриваемых альтернатив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:

· во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной цели и исключить их из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцелью, средством ее достижения;

· во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

· в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Взаимосвязь целей и решений

Признаки сходства целей и решений Признаки различий целей и решений Признаки взаимосвязи целей и решений
Направленность на позитивные изменения объекта управления Постановка цели - первооснова организации предприятия Цель - начальный этап выработки решения
Ориентация на миссию предприятия Много вариантность решения и однозначность цели Цель - основа контроля за исполнением решения
Признаки сходства целей и решений Признаки различий целей и решений Признаки взаимосвязи целей и решений
Постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления Эффективность целей - ожидаемая в решениях -реальная Цель без решений бесплодна
Ресурсное обеспечение Риск в целях предельно элиминирован Решения - механизм реализации целей
Временные пределы реализации Возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений Цель определяет выбор варианта решения
Присутствие фактора риска Финансирование целей ориентировочно, решений - реально Цели определяют критерии оценки эффективности решений
Ответственность за выбор целей и реализацию решений Выбор цели - творческое дело человека. Выбор решения - возможен с применением человеко-машинной системы. Задействованность лиц в реализации решения и выборе цели бывает карди­нально различно.  

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить альтернативные варианты действий.

Оценка альтернатив

Оценка включает понимание, описание и анализ последствий выбора конкретной альтернативы для определения ее ценности или стоимости.

Перед оценкой должны быть:

· определены цели и установленные исходя из них реальные критерии решений,

· хорошо поняты проблемы и контекст решений,

· идентифицированы альтернативы, из которых будет сделан выбор.

Как правило, всегда имеется несколько признаков решения. Не существует «универсального» списка признаков оценки. Можно говорить о системе признаков, включающих две подсистемы общих и специфических признаков.

Специфические признаки определяются конкретными особенностями решаемой задачи. Например, при оценке качества продукции используются такие показатели, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность, надежность.

Общими признаками при оценке альтернативы являются ее выполнимость, приемлемость и уязвимость.

Выполнимость альтернативы – степень трудности ее реализации, оценивается необходимыми затратами времени, усилий и ресурсов.

Приемлемость определяет меру продвижения к целям при выборе данной альтернативы. Это, например, доход, который мы получим при выборе этой альтернативы.

Уязвимость альтернативы указывает меру риска, который мы принимаем, выбирая эту альтернативу.

Выбор альтернатив

Фаза оценки приводит к моменту в процессе принятия решений, когда последствия выбора каждой альтернативы по возможности исследованы, определены и точно оценены.

Фазавыбора включает формирование взгляда или мнения на варианты решений, объяснение предпочтений каждого из них и, наконец, решение, какую из альтернатив выбрать.

Граница между стадиями оценки и выбора редко бывает четко видна. Нелегко исключить определение выбора во время оценки вариантов. В процессе принятия решений необходимо исключить предубеждения, субъективизм при выборе характеристик определенной альтернативы и оценке приоритетов.

Выбор сам по себе очень короток. Все, что он требует, – это следование определенной цепи действий по выбору одного из вариантов. Это точка в процессе принятия решений, где консультанты и эксперты передают ответственность ЛПР. И хотя этот процесс довольно короток, он далеко не легкий. То, что обычно называют «десидофобией» (боязнью принятия решений), как правило, вызвано наличием определенной доли риска.

33. Методы оценки альтернативных вариантов управленческого решения

Альтернативы - неотъемлемая часть проблемы принятия решений: если не из чего выбирать, то нет и выбора. Следовательно, для постановки задачи принятия решений необходимо иметь хотя бы две альтернативы.

Альтернативы бывают независимыми и зависимыми. Независимыми являются те альтернативы, любые действия с которыми не влияют на качество других альтернатив. При зависимых альтернативах оценки одних из них оказывают влияние на качество других. Имеются различные типы зависимости альтернатив. Наиболее простым и очевидным является непосредственная групповая зависимость: если решено рассматривать хотя бы одну альтернативу из группы, то надо рассматривать и всю группу.

Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений. Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Особенностью этих задач является замкнутое, нерасширяющееся множество альтернатив. Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений.

На первом этапе собирается вся доступная на момент принятия решения информация: фактические данные, мнение экспертов. Там, где это возможно, строятся математические модели; проводятся социологические опросы; определяются взгляды на проблему со стороны активных групп, влияющих на ее решение. Второй этап связан с определением того, что можно, а что нельзя делать в имеющейся ситуации. И уже третий этап включает в себя сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта решения.

Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Рассмотрим содержание каждой из основных процедур процесса принятия решения.

- Анализ ситуации. Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е. наличие управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации.

- Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - ее определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонения от заданного уровня. Согласно второму проблему можно рассматривать и как потенциальную возможность повышения эффективности деятельности организации.

- Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей.

- Разработка альтернатив. желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу

- Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. определить достоинства и недостатки каждой альтернативны и объективно проанализировать вероятные результаты реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать.

- Согласование решения. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Поэтому руководитель должен убеждать в правильности своей точки зрения, доказывать работникам, что его решение несет выгоды и организации, и отдельным ее членам.

- Управление реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа. Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам.

Стратегии принятия решения

Стратегии, или системы правил, которыми руководствуется в процессе выбора решений, можно разделить на две группы:

1. Алгоритмические — это системы алгоритмических правил, четко определенных и позволяющих произвести выбор альтернативы за конечное число шагов.

2. Эври­стические стратегии это набор правил, принципов и приемов интуитивного характера, которые гораздо менее четко определе­ны и не всегда позволяют получить оптимальное решение. Дос­тоинство их в том, что они способны радикально уменьшить сложность и трудность задачи и в значительной мере снижают напряженность интеллектуальных усилий, требующихся для подготовки и принятия решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.018 с.)