Тема практического занятия №1: введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема практического занятия №1: введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.



Модуль по цитологии (I).

Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.

К занятию студенты должны иметь:

1. Общую тетрадь для практических занятий и выполнения обязательной внеаудиторной самостоятельной работы, тетрадь для лекций.

2. Набор цветных карандашей.

 

К первому занятию необходимо повторить материал по правилам работы с микроскопом и основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).

 

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

 

Тема практического занятия №2: Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазм

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Зарисовать основные виды межклеточных контактов с их полным описанием:

а). Простые.

б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

коммуникационные (обменные ) – щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

2. Подготовка к тестовому контролю.

 

Тема практического занятия №3: Воспроизведение клеток.

1. Митоз, как основной способ репродукции клеток.

2. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

3. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.

4. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Зарисовать с полным описаниеморганеллы цитоплазмы:

1. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.

2. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

3. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.

4. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

5. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.

6. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.

2. Подготовка к тестовому контролю.

Тема практического занятия № 4. Рубежный контроль (итоговое занятие) по цитологии.

Проводится в форме тестового контроля по вопросам цитологии с обязательной проверкой тетрадей.

 

 

Тема практического занятия №6. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих.

1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека.

2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека.

3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека.

4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека.

5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.;

- зарисовать схему сперматогенеза и овогенеза и отметить в них: название периодов развития; названия всех разновидностей половых клеток; отметить распределение кариотипа человека; распределение половых хромосом - 391, 401 стр.;

- оплодотворение – определение и этапы.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

Тема практического занятия №7. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.

1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима.

2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека.

3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции.

4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель –1263, 1114, 1255 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861, 442 стр.

 

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2.  Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

3.  Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил.

4. Гистология. Под ред В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1983, 592 с.

5. Гистология: Учебник / Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юрина, Б.В. Алёшин и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – 4-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Медицина, 1989.

 

I. Нервные окончания.

1. Нервные окончания: понятие, классификация, строение рецепторных нервных окончаний.

2. Эффекторные нервные окончания (классификация, строение, механизм функционирования).

3. Синапсы: понятие, строение, механизм передачи нервного импульса в синапсе. Классификация синапсов.

 

II. Свободные нервные окончания в эпителии. Зарисовать.

Осязательные эпителиоциты Меркеля. Зарисовать.

Осязательное тельце Мейснера. Зарисовать. См стр 2571,

Пластинчатое тельце Фатера-Пачини. См. стр. 2571,

Нервно-мышечное веретено. Зарисовать.

Двигательное нервное окончание (моторная бляшка). Зарисовать. См. стр. 2551,

Литература:

 

1. Гистология. Под ред В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1983, 592 с.

2. Гистология: Учебник / Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юрина, Б.В. Алёшин и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – 4-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Медицина, 1989.

 

 

АТТЕСТАЦИЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЧЁТНЫХ КНИЖЕК.

Модуль по цитологии (I).

Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.

К занятию студенты должны иметь:

1. Общую тетрадь для практических занятий и выполнения обязательной внеаудиторной самостоятельной работы, тетрадь для лекций.

2. Набор цветных карандашей.

 

К первому занятию необходимо повторить материал по правилам работы с микроскопом и основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).

 

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

 

Тема практического занятия №2: Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазм

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Зарисовать основные виды межклеточных контактов с их полным описанием:

а). Простые.

б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

коммуникационные (обменные ) – щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

2. Подготовка к тестовому контролю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.02 с.)