Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Среди союзных средств выделяется три группы
Слова, которые всегда являются союзными словами
| Слова, которые всегда являются союзами
| Слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово
| Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько
| Пока, пока не, с тех пор как, до тех пор, пока и др. (временные), чтобы, с тем чтобы, для того чтобы и др. (целевые), если, если бы, раз и др. (условные), хотя, несмотря на то, что, пускай, как ни и др. (уступительные), так как, потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо и др. (причинные), будто, словно, как будто и др. (сравнительные), так что.
| Что, когда, как.
Думали о том, когда начнётся приём апелляций (когда - союзное слово).
Они уехали, когда все уже спали (когда - подчинительный союз).
Мы знаем, как подготовиться к экзаменам (как - союзное слово).
Все видели, как к зданию подошли студенты (как - подчинительный союз).
| Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством».
(Д. С. Лихачёв.) Как видим, придаточное УСЛОВИЯ начинает сложноподчинённое предложение, затем следует главное.
Правильно определить вид придаточного предложения вам поможет приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаём от главной части к придаточной.
№
п/п
| Вид
придаточного
| Вопрос
| Средство
связи
| Значение
придаточного
| Пример
| 1
| Определительное
| КАКОЙ?
КАКОЕ?
КАКАЯ?
КАКИЕ?
| Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда
| Является определением по отношению к местоимению в главной части
(ТОТ, КАЖДЫЙ, ВЕСЬ).
| «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям» (По Д.С. Лихачёву).
| 2
| Местоимённо-определительные
| КАКОЙ?
КАКОЕ?
КАКАЯ?
КАКИЕ?
| Союзные слова: кто, что
| Является определением по отношению к имени существительному в главной части.
| «Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими»
(Д.С. Лихачёв).
| 3
| Изъяснительное
| ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ
| Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не
Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько...
| Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение.
| «Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными» (По Д.С. Лихачёву).
| 4
| Образа действия, степени
| КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?
| Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные слова: как,
сколько...
| Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени.
| «Ведите себя так, чтобы скромность умение помолчать выдвигалось на первое место» (П Д.С. Лихачёву).
| 5
| Места
| ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
| Союзные слова: где, куда, откуда...
| Уточнение места.
| «Интеллигентность присутствует там, г проявляется уважение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачёву).
| 6
| Времени
| КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР?
| Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем...
| Уточнение времени действия.
| Когда солнце спряталось за холодные вершины, на улице раздался звон дорожного колокольчика.
| 7
| Условия
| ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?
| Союзы:: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, когда кабы, коль скоро...
| Указание на условие, при котором происходит действие, названное глаголом сказуемым.
| «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу - он невоспитанный человек (Д.С. Лихачёв)
| 8
| Причины
| ПОЧЕМУ?
ОТЧЕГО?
| Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как...
| Разъяснение причины.
| «...я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... только в дверях (По Д.С. Лихачеву).
| 9
| Цели
| ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
| Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы.
| Назначение действия, названного
| «...не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений» (Д.С. Лихачёв).
| 10
| Сравнительное
| КАК?
| Союзы: как,
словно, точно, будто, как будто, подобно, подобно тому как, что, чем, нежели...
| Сравнение двух действий, состояний.
| «Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лихачёву).
| 11
| Уступительное
| НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ
ЧЕМУ?
| Союзы: хотя,
хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что. Союзные слова: что НИ,
кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ.
| Указание на то, вопреки чему совершается действие.
| «Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям» (По Д.С. Лихачёву).
| 12
| Следствия
|
| Союз: ТАК ЧТО
| Следствие, вывод, заключение.
| «Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачёву).
| 13
| Присоединительное
|
| Союзные слова: что, почему, отчего
| Дополнительная информация, замечания, ко всему главному
| «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость» (По Д.С. Лихачёву).
| Для выполнения задания (выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью) используйте следующий алгоритм:
1. Найдите сложноподчинённое предложение.
2. Установите границы главной и придаточной части в нём.
3. Запишите в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения.
Задание 13.
|