To the question of the state of the Russian market of bread and bread and bean products under the conditions of the coronavirus pandemic 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

To the question of the state of the Russian market of bread and bread and bean products under the conditions of the coronavirus pandemic



Abstract: the article attempts to analyze the Russian market of bread and bakery products in a pandemic. Since 2000, the volume of bread sales in Russia has been gradually decreasing, but during the period of self-isolation there has been an increase. The vector of consumer preferences of the population has shifted towards socially significant products.

Keywords: bakery products, market, sales, coronavirus, consumer preferences.

 

 Хлеб и хлебобулочные изделия для Россиян всегда имели особое значение. У многих славянских племен был обычай - считалось, что люди, разделившие между собой кусок хлеба, становятся друзьями. По сей день отличительной особенностью российского рынка хлеба является то, что данный продукт пользуется неимоверным спросов, присутствует на столе практически каждого потребителя. Российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий представлен двумя основными сегментами:

1) продукты длительного хранения (хлебобулочные изделия с пониженной влажностью, полуфабрикаты);

2) продукты недлительного хранением (основные сорта пшеничного, ржаного, ржано-пшеничного хлеба, пироги и др.) [1,2].

 Тенденцией последних лет становится увеличение производства продуктов длительного хранения и продуктов с пониженной влажностью, включая сухари, баранки и другие продукты. По причине того, что большинство хлебобулочных изделий имеют непродолжительный срок хранения, практически весь объем рынка представлен продукцией отечественных производителей. Доля импортной продукции составляет всего около 2,5%. Основные поставщики хлеба в Россию - Польша, Беларусь и Германия (более 60%). Основным направлением российского экспорта хлеба и хлебобулочных изделий является Казахстан. На втором месте - Белоруссия и Киргизия. Китай и Азербайджан - на третьем (Рис 1)

                Рис 1. Экспорт хлебобулочных изделий из России

 

С 1 января по 30 апреля 2020 года (включительно) была введена квота на экспорт зерновых за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся чле-нами Евразийского экономического союза. Квота распространялась на пшеницу, мелис, рожь, ячмень, кукурузу, исключая семена зерновых, и составила 7 млн. тонн [3,4].

Данная экспортная квота обеспечивает продовольственную безопасность стра-ны и ограничивает рост внутренних цен на основные зерновые, что может привести к росту себестоимости и потребительских цен на конечную продукцию зерновой и хлебопекарной промышленности. Крупнейшими производителями хлеба и хлебобулочных изделий являются: «Фацер», «КДВ Яшкино», «Первый хлебокомбинат», «БКК Коломенский», «Лимак», «Барилла Рус», «Пензенский комбинат хлебопродуктов», «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский», «Сириал партнерс Рус», «Чипита Санкт-Петербург», «ГК Дарница», «КБК Черёмушки», «Фили-Бейкер» и др. Производственные мощности концентрируются на крупных предприятиях, а также на большом количестве малых предприятий. Доля крупных и средних пекарен на рынке составляет около 72%, малых пекарен - 28%. Хлебопекарная промышленность одна из самых сбалансированных в экономике, но некоторые коррективы в функционировании российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий внесло и распространение коронавирусной инфекции.

Первая вспышка пандемии COVID -19 была зафиксирована в 2020 году в Ухане, Китай. Вскоре Всемирная организация здравоохранения объявила эту вспышку чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, а 11 марта - пандемией. Первый случай COVID -19 в России был выявлен 2 марта 2020г. Пандемия коронавируса затронула многие области мировой экономики. Пищевая промышленность столкнулась с рядом проблем. Большинству предприятий пришлось пересмотреть свои стратегии и тактики, чтобы они соответствовали новым требованиям общества.

Объем продаж хлеба с 2000 года в России постепенно снижается, но для сложных этапов в жизни страны характерен рост его потребения, это объясняется снижением покупательской способности населения. По оценке Гильдии пекарей и кондитеров России, в январе-сентябре продажи хлеба увеличились на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 552,7 млрд. рублей. Немаловажным фактором, повысившем рост продаж хлеба стало изменение структуры питания Россиян в сторону увеличения доли более дешевых продуктов, в том числе хлебобулочных По данным Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), рост цен на хлеб не ожидаются из-за коронавируса, но подорожание хлеба по другим причинам вполне возможно. В ценовой политике на хлеб и хлебобулочные изделия в последние годы отмечается динамика роста. Больше всего дорожают хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки. По данным Росстата, индекс потребительских цен с 4 по 10 февраля 2020 года составил 100,1%, с начала февраля - 100,2%, с начала года - 100,6%. За этот период цена на ржаной хлеб выросла на 0,2%.На данный момент средняя цена на хлеб достаточно стабильна, с ежегодным ростом на 5-7%.

Дефицита муки, хлеба и хлебобулочных изделий также не ожидается. Рынок хлеба растет, импортная составляющая минимальна. При этом хлеб является социально значимым товаром, поэтому торговые сети заранее готовят запасы, увеличивая заказы от поставщиков. По данным Росстата, в январе-феврале 2020 года производство хлебобулочных изделий недлительного хранения составило 912 тыс. тонн, что на 1,2% больше, чем годом ранее. По данным аналитической компании BusinesStat, к концу 2020 года продажи хлеба в России могут вырасти более чем на 60 тысяч тонн до 7,95 миллиона тонн по сравнению с 2019 годом. Такой рост продаж хлеба зафиксирован впервые за последние пять лет. По разным оценкам, около 70% Россиян вынуждены экономить. В условиях падения ВВП, роста безработицы и девальвации рубля ожидается дальнейшее снижение покупательной способности населения. В такой ситуации вполне естественно, что дорогие товары заменяются более дешевыми [4,5].

За месяцы самоизоляции вектор потребительских предпочтений сместился в сторону социально значимых позиций: формовые хлеба 1-го и 2-го сорта, подовые «Дарницкий» и «Житный». В целом продажи в этой категории в натуральном выражении выросли почти на 20%, чего нельзя сказать о функциональном хлебе. Период пандемии - не лучшее время для запуска таких новинок. В связи с этим многие производители отложили дату запуска новой линейки. В период с 2019 по 2020 год наблюдался явный рост спроса на фасованные продукты, контакт с которыми были сведены к минимуму во время реализации, а вот весовую продукцию покупать стали значительно реже. Поэтому производители были вынуждены изменить свое производственное планирование, чтобы обеспечить бесперебойные поставки.

В период пандемии огромную популярность приобрел долго хранящийся упакованный хлеб. Для производства такого хлеба в рецептуре используют ингредиенты, подавляющие жизнедеятельность микроорганизмов. Тренд на продление сроков годности хлеба говорит о том, что и производители, и покупатели стали менее предвзято относиться к некоторым консервантам в хлебе. Еще одной тенденцией стали заказы продовольственной продукции, в том числе хлебобулочных изделий, через Интернет. Причиной этому стала всеобщая самоизоляция.

 

Список литературы

1. ГОСТ 32677 - 2014. Хлебобулочные изделия. Термины и определения. —Введ.01.05.2015. — М.: Стандартинформ, 2015.

2. Агапкин А.М. Особенности производства, классификация и дефекты качества пшеничного хлеба. Товаровед продовольственных товаров. 2019. № 2. С. 19-26.

3. Официальный сайт «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/, (дата обращения: 03.01.2021).

4. Официальный сайт «Росстат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.01.20201).

5. Официальный сайт «Федеральная таможенная служба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 03.01.2021).

 

Скотников И.А.

Научный руководитель Никонорова А.А.

(Смоленский Филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.005 с.)