История студенческих отрядов с 1959 до 1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История студенческих отрядов с 1959 до 1991 гг.



 

Началом движения студенческих отрядов считается 1959 год, когда 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова во время летних каникул отправились в Казахстан, на целину. В совхозах Северо-Казахстанской области они построили 16 объектов. В следующем году в строительстве участвовало уже 520 студентов МГУ.

В 1960 году студенты построили первую улицу в совхозе «Булаевский» Северо-Казахстанской области. В стройке участвовало 520 студентов МГУ. Было принято решение назвать улицу Университетской.


В 1961 году в студенческих отрядах трудилось уже около 1000 бойцов. В этом году у студенческого движения, занимавшегося строительными работами, появился свой печатный орган — газета «Молодой целинник». При студенческом отряде Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова был впервые организован пионерский лагерь «Спутник». Это событие положило начало целой традиции, и со временем такие лагеря стали появляться в других регионах СССР.

В 1962 году в 128 хозяйствах Казахстана работало уже почти 10 тысяч студентов из Москвы, Ленинграда и Киева. Было построено свыше девятисот сельскохозяйственных объектов, школ, жилых домов. На средства, заработанные в ходе первого Дня ударного безвозмездного труда, студенты приобрели колонну сельскохозяйственных машин, которую направили в дар героической Кубе. Был так же принят первый Устав студенческого строительного отряда.

В 1963 году в стройотрядах трудилось 19 тысяч юношей и девушек из 87 вузов страны. В отрядах появились медицинская служба, служба снабжения, бригады электрификаторов, связистов, сантехников, монтажников. В 42 пионерских лагерях при отрядах отдохнуло около 3 тысяч детей. Студенты взяли на себя строительство спортивных сооружений в сельской местности.

В 1964 году в строительных отрядах было уже 30 тысяч молодых энтузиастов, представителей 9 союзных республик, 41 города, 178 высших учебных заведений. Было построено 3860 объектов, организовано более 3 тысяч концертов, прочитано 5 тысяч лекций для сельских тружеников. Студенты МЭИ впервые зачислили в состав своих отрядов 30 «трудных» подростков. На целину впервые выехал интернациональный студенческий отряд. У бойцов студенческих отрядов появляются первые награды: «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть».

В 1965 году движение студенческих отрядов имело уже широкий размах. ССО перешли на ударные комсомольские стройки — сооружение железной дороги Абакан-Тайшет, освоение нефтяных и газовых месторождений Тюменской области.

В 1966 году общая численность бойцов была уже более 100 тысяч человек. Две тысячи из них занимались ликвидацией последствий землетрясения в г. Ташкенте. Этот год стал знаменательным для всего движения – в Кремлевском дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слет студенческих отрядов. В этом же году, в связи с широкомасштабностью студенческого движения, с целью руководства и координации действий при Министерстве транспортного строительства и Министерстве энергетики были созданы Центральные штабы студенческих отрядов по строительству и «Энергия» — занимавшегося электрификацией.

В 1967 году студенческое движение продолжило набирать обороты, привлекая всё больше активистов из вузов всех союзных республик. Одновременно с этим вводились нормативные документы, регламентирующие деятельность студенческих отрядов, их взаимоотношения с другими организациями. Была утверждена форма типового договора, который заключался со студентами, отправляющимися на работы.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство – ВАЗ (Волжского автозавода) Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вырыт первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

В этом же году в структуре студенческих отрядов открываются новые направления. Появился первый отряд реставраторов на территории Соловецкого монастыря, первый отряд проводников, первые отряды, работавшие на путине, на Камчатке и на Сахалине. При всем этом многообразии и огромном количестве студентов, выезжающих на работы в летний период, требовалась четкая координация действий, поэтому было принято решение о создании при ЦК ВЛКСМ единого Центрального штаба студенческих отрядов.

В 1968 году в студенческих отрядах насчитывалось уже 270 тысяч человек. По примеру первого реставрационного отряда, работавшего на территории Соловецкого монастыря, были созданы студенческие отряды, выполнявшие реставрацию памятников истории и архитектуры по все стране.

В 1970 году студенческие отряды дислоцировались ввели свою деятельность на таких известных по всей стране объектах, как Волжский и Камский автозаводы, Норильский горно-обогатительный комбинат, газопроводы Север-Центр и Средняя Азия-Центр, строительство железных дорог Тюмень-Тобольск-Сургут, Красноярская ГЭС. Они работали на тысяче самых разных объектов по всей стране. На расширенном заседании Центрального штаба студенческих отрядов при ЦК ВЛКСМ был утвержден новый Устав ВССО.

13 декабря 1969 года, в Набережных Челнах был вынут первый ковш земли на строительной площадке будущего завода «КАМАЗа». Индустриализация была главным центром притяжения комсомольцев.

 С их помощью по всей стране были возведены сотни объектов: энергетические, химические, металлургические заводы и комбинаты, территориально-промышленные комплексы, производства авиа- и машиностроения, горнодобывающие предприятия и многое другое. В послевоенное время настоящим символом трудового героизма для молодёжи стал город Набережные Челны: «Отцы Магнитку строили, а мы — КамАЗ!» — под таким лозунгом в 70-х годах к берегам Камы ехали тысячи юношей и девушек.

Ударной комсомольской стройкой КамАЗ был объявлен через месяц после старта работ — в январе 1970 года. На строительных площадках трудилось сто тысяч человек. Чтобы обеспечить их бытовые потребности, в окрестностях возводили жильё, школы и детские сады, больницы, спортивные объекты, институты и всё, что положено обычному городу.

Темпы строительства, как всегда, ошеломляют: первый двигатель в новеньком цехе был собран уже в мае 1974 года. Через год на всех заводах комплекса начался выпуск пробной продукции, а первый камский грузовик сошёл с конвейера в феврале 1976 года. С этого дня завод постоянно удивлял рекордами, досрочно выполняя планы и постоянно развиваясь, добавляя новые виды продукции, как, например, автомобиль «Ока», автобусы НефАЗ и «Бравис», самосвалы и тягачи, различные виды спецтехники многое другое.

В 1971 году участниками трудового семестра возведено 13 300 объектов во многих районах страны. Работали отряды медиков, реставраторов, проводников железнодорожных вагонов. В отрядах — 4,8 тысячи иностранных студентов, обучающихся в вузах СССР. Бойцы отрядов организовали 1850 пионерских лагерей-спутников, обновили 1700 памятников героям революции, Великой Отечественной войны.

В 1972 году численность Всесоюзного студенческого отряда имени 50-летия СССР превысила 500 тысяч человек. Секретариат ЦК ВЛКСМ поддержал инициативу студентов о шефстве над городом Гагариным Смоленской области.

В 1973 году студенческие отряды работали на 100 Всесоюзных ударных комсомольских стройках. В этом году Всесоюзный студенческий отряд выполнил работ более чем на миллиард рублей, впервые преодолев эту планку.

В 1974 году первые две тысячи бойцов студенческих отрядов впервые приступили к работе на самой известной Всесоюзной стройке страны — БАМе (Байкало-Амурской магистраль). Эта стройка продолжалась почти десять лет, став символом эпохи и символом студенческих отрядов.

Более двух миллионов человек в разное время приложили руку к прокладке железнодорожного выхода России к Тихому океану — Байкало-Амурской магистрали.

Проектировка и укладка первых участков БАМа начались ещё в 30-х годах. Но на полные обороты «стройка века» вышла уже в глубоко послевоенное время, точнее, в 1974 году, когда проект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Массы молодых людей поспешили в тайгу — кто-то хотел совершить трудовой подвиг, кого-то звали романтика и приключения, а кого-то привлекала возможность заработать.

В 1975 году появилась традиция каждый год выбирать Всесоюзному отряду символ, из числа важных исторических событий, под эгидой которого студенты будут работать следующие 12 месяцев. В 1975 году Всесоюзный студенческий отряд носил имя 30-летия Победы. Юноши и девушки трудились под девизом «За себя и за того парня». Впервые был сформирован сводный интернациональный отряд «Дружба», состоявший из представителей девяти социалистических стран.

В 1976 году Всесоюзный студенческий отряд имени XXV съезда КПСС участвовал в сооружении 31 тысячи объектов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению организации летних работ студенческих отрядов».

В 1977 году Всесоюзный студенческий отряд имени 60-летия Великого Октября насчитывал 740 тысяч человек. Был одобрен опыт создания студенческих механизированных уборочно-транспортных комплексов. Была впервые проведена операция по строительству, ремонту, благоустройству и озеленению автодорог «Дороги Родины». ЦК ВЛКСМ утвердил Устав студенческого отряда.

В 1978 году бойцы Всесоюзного студенческого отряда имени 60-летия ВЛКСМ освоили капиталовложений и выработали продукции на сумму свыше 1,4 миллиарда рублей. 1300 объектам, из числа сданных в эксплуатацию, был присвоен «студенческий Знак качества».

Благодаря Всесоюзным ударным комсомольским стройкам в Советском Союзе появилось более трёх десятков современных гидроэлектростанций (ГЭС). Одним из лучших достижений инженерной мысли в этом плане можно назвать Саяно-Шушенскую ГЭС.

Она «самая-самая» в стране по мощности и высоте плотины, а само высотное арочно-гравитационное сооружение не имеет аналогов. Да и Енисей, на котором стоит станция, тоже рекордсмен России — по длине и полноводью.

Строительство ГЭС в окрестностях Саяногорска началось в 1968 году, когда в реку была опущена первая глыба камня. Но этому предшествовала семилетняя подготовка: разведка и выбор места, разработка и утверждение проекта, организация сопутствующей инфраструктуры. Советским инженерам предстояло выполнить уникальную задачу: возвести сложнейшую конструкцию плотины в условиях широкого створа могучего Енисея, да ещё и с учётом сурового сибирского климата.

Поэтому-то Всесоюзной ударной комсомольской стройкой Саяно-Шушенская ГЭС была объявлена за год до начала реального строительства. Тысячи студентов со всех концов страны устремились в Сибирь, и уже в 1978 году был запущен первый гидроагрегатор. Всего их десять, последний был введён в строй в 1985 году. Ещё через год станция выработала 80 миллиардов киловатт-часов, тем самым полностью вернув государству затраты на её строительство.

Историю Саяно-Шушенской ГЭС омрачила трагическая авария 17 августа 2009 года, унёсшая жизни 75 человек. Восстановить станцию удалось через пять лет, но урок был усвоен: руководство ГЭС внедрило новые средства защиты, усовершенствовало организацию аварийных систем и учло множество других нюансов, которые исключают повторение катастрофы на объекте.

Сегодня Саяно-Шушенская ГЭС исправно работает и продолжает наращивать объёмы произведённой электроэнергии. В августе станция установила рекорд: выработала 3,49 миллиарда киловатт-часов, что в месячном исчислении является высочайшим показателем в истории энергопроизводства.

В 1979 году, в апреле, в Алма-Ате состоялся Всесоюзный слет участников студенческих отрядов. 800-тысячный Всесоюзный студенческий отряд выполнил объем работ на сумму 1,5 миллиарда рублей.

В 1980 году в рядах движения студенческих отрядов насчитывается уже более 800 тысяч человек. Впервые были сформированы студенческие отряды для работы в морских и речных портах. Высокую оценку получил труд студентов на сооружении объектов «Олимпиады-80». Не меньше похвал заслужил их труд по обслуживанию Олимпийских игр в Москве. Начался эксперимент по организации труда студентов и учащихся, желающих временно совмещать учебу с общественно полезным трудом.

В 1981 году Всесоюзному студенческому отряду присвоено имя XXVI съезда КПСС, 840 тысяч будущих специалистов выполнили объем работ на сумму 1,7 миллиарда рублей. Юноши и девушки за лето организовали около 350 тысяч лекций, более 125 тысяч концертов, безвозмездно провели текущий ремонт 11,5 тысячи школ.

В 1982 году более 60 процентов бойцов Всесоюзного студенческого отряда имени XIX съезда ВЛКСМ трудились в сельской местности, внеся серьёзный вклад в Продовольственную программу СССР. Созданы отряды животноводов, коллективы, выполняющие комплекс работ по схеме «поле-перерабатывающее предприятие-магазин». Был проведен рейд «Природа» по охране окружающей среды.

В 1983 году, в год 65-летия Ленинского комсомола, более 860 тысяч юношей и девушек в составе Всесоюзного студенческого отряда выполнили объем работ на сумму около 1,8 миллиарда рублей. Каждый четвертый строительный отряд использовал принципы бригадного подряда.

В 1984 году, в мае, в Алма-Ате состоялся Всесоюзный слет участников студенческих отрядов, который подвел итоги 25-летнего периода развития патриотического движения. Всесоюзный студенческий отряд имени 30-летия Целины сдал в эксплуатацию и под монтаж оборудования более 14 тысяч объектов в сельской местности. Было взято шефство над городом Н.Уренгой. 422 отряда безвозмездного труда передали свой заработок на общественно полезные цели. Практически каждый детский дом в стране получил материальную помощь от студенческих отрядов. Был проведен День ударного труда в фонд XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г.Москве. В 8 студенческих отрядах страны были проведены субботники в фонд строительства в Москве мемориала Победы на Поклонной горе. К этому году доля не строительных отрядов в общем составе ВССО достигла более 40%.

Всего за годы существования движения студенческих отрядов, с 1965 по 1991 год, в их работе приняло участие почти 13 миллионов юношей и девушек. На пике развития движения его численность превышала 830 тысяч человек, при этом потребность в дополнительной рабочей силе в форме студенческих отрядов превышала 2 миллиона человек в год. Студенты трудились во всех сферах народного хозяйства, на территории всех областей, краев и республик Советского Союза. За это время были выработаны четкие правила организации и деятельности студенческих отрядов, нормативы, правила техники безопасности. Государство перешло на плановое формирование СО. Были законодательно закреплены льготы и преимущества для участников движения. Был выработан весь механизм работы движения, начиная с отряда и заканчивая Центральным штабом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.027 с.)