Предмет и объект социальной психологии, теоретические и прикладные задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект социальной психологии, теоретические и прикладные задачи.



Социальная психологиянаука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив … социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Задачи

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

Ø психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

Ø психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

Ø психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

 

2. Стадии и уровни развития группы.

Уровень развития группыэто такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня:

Ø Номинальная группа.

Ø Кооперация.

Ø Коллектив.

Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней:

Ø Конгломерат

Ø Номинальная группа

Ø Ассоциация

Ø Кооператив

Ø Автономия

Ø Коллектив

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников.. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами.

Номинальная группа может остаться группой – конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор – один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, – это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассигнация (лат. associatio – соединение) – это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного.

Характерной особенностью группы – ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников.

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учете собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников – людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа – автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

Ø обособленностью, закрытостыо от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

Ø внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

Ø внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация ( лат. corporatio – объединение, сообщество) – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив ( от лат. collectivus) – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.

Достижение уровня коллектива – трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив – это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть.

 

3. Понятие и механизмы социализации личности. Стадии и факторы социализации.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Механизмы социализации психологические:

Ø Импринтинг – запечатление человеком на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Чаще запечатление происходит еще в младенчестве, хотя не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте.

Ø Экзистенциальный нажим – влияние на овладение языками (родным и неродным) условий жизни человека, а также подсознательное усвоение человеком социальных норм жизни.

Ø Подражание – примерам из реальной жизни или тем, которые предлагают средства массовой информации.

Ø Идентификация – во взаимодействии с влиятельными лицами или группами человек отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью.

Ø Рефлексия – ведение человеком внутреннего диалога, в котором он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Диалог может вестись с другими лицами, реальными или воображаемыми, или же с разными «Я» человека.

Социально-психологические механизмы социализации существуют следующие:

Ø Традиционный механизм социализации – усвоение личностью образцов поведения, норм, взглядов традиционных для его самого близкого окружения (семья, соседи, приятели). Обычаи, традиции, стереотипы поведения, принятые в этом окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер. Усваиваются они на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без малейшей критики, человек запоминает их, используя все вышеперечисленные психологические механизмы социализации, кроме рефлексии.

Ø Институциональный механизм социализации включается, когда человек взаимодействует с различными институтами общества и организациями, накапливая, в результате, нужные знания и опыт, помогающие ему или вести себя так, чтобы его социальное поведение имело одобрение, или избегать соблюдения норм социума без каких-либо проблем и последствий для себя. Телевидение, радио, печать, кино, являясь социальным институтом, также влияют на социализацию человека и не только посредством передачи информации, а и посредством преподнесения норм поведения через образы ярких положительных и отрицательных героев фильмов, книг. В результате люди отождествляют себя с теми или иными персонажами, примеряя на себя их образ жизни, их шаблон поведения.

Ø Механизм социализации стилизованный работает только в рамках той субкультуры, к которой относится человек и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее члены значимы для человека. Под субкультурой понимается соединение психологических, моральных признаков, специфического поведения, характерного для людей конкретной профессии, культуры, возраста. В результате данного соединения возникает особый стиль жизни, способ мышления в группе (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.).

Ø Межличностный механизм социализации работает в процессе отношения человека с лицами, которые имеют для него большое значение (родители, друг, просто взрослый уважаемый человек). Само собой разумеется, что эти влиятельные лица принадлежат к какой-то организации, группе, субкультуре, но они не обязательно оказывают на человека такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

Выделяют несколько стадий социализации личности:

Ø Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).

Ø Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. В целом, юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности.

Ø Стадия интеграции проявляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

·   сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· - изменение себя, чтобы "стать как все";

· - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Ø Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

Ø Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

· макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

· мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

· микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.039 с.)