Теоретические проблемы происхождения речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические проблемы происхождения речи



    Теоретические проблемы возникновения речи:

Теория научения.

- ребенок обладает врожденной способностью подражать звукам.

Теория специфических задатков.

- возможности ускоренного усвоения речи.

Когнитивная теория.

- развитие речи зависит от присущей с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Культурно-историческая концепция развития личности.

Основные виды речи

Классификация видов речи:

1. Устная/Письменная.

2. Кинестетическая.

3. Внутренняя/Внешняя.

Формы устной речи:

Диалогическая.

- активная

- пассивная

Монологическая.

- активная

- пассивная

Внимание: основные виды внимания

    Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Направленность психической деятельности носит избирательный характер.

Сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность.

Направленность – переход одного занятия к другому; сосредоточенность – углубленность в какое-либо занятие.

Основные виды внимания:

1. Произвольное.

2. Непроизвольное.

3. Послепроизвольное.

Причины, влияющие на непроизвольное внимание:

1. Характер раздражителя.

- контраст между раздражителями.

- длительность раздражителя.

2. Отсутствие внутренних раздражителей потребностей или соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию.

3. Общая направленность личности.

4. Чувства, которые вызывает раздражитель.

Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер, хотя первоначально требует волевых усилий, но затем, человек входит в работу и основным становится содержание процесса деятельности, а не ее результат.

Характеристика свойств внимания

    Основные характеристики свойств внимания.

Свойства внимания:

1. Устойчивость – способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же деле.

2. Концентрация – степень сосредоточенности внимания.

3. Распределение – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

4. Переключаемость – сознательное или осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

5. Объем – количество объектов, которое мы может охватить с достаточной ясностью одновременно.

6. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одногоо объекта на другой.

7. Рассеянность:

- мнимая рассеянность (результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает)

- подлинная рассеянность

Общая характеристика волевых действий

    Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поведения, выражающееся в умении контролировать свою внутреннюю и внешнюю деятельность.

Субъективные причины (внутренние препятствия): не только по степени сложности, но и по степени осознанности.

Действия, которые человек до конца не может объяснить называются импульсивными.

Воля всегда связана с мышлением и эмоциями.

Воля зависит от внешних условий, а значит, не полностью зависит от человека.

Основные теории воли

Во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный.

Философско-этический:

Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека. Также Ш. Н. Чхартишвили выступает против того, чтобы рассматривать волю как отличающуюся от интеллектуального поведения.

Понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Человек рассматривался как простейший элемент общества, набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек.

Проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. Главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т.е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю. Не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Абстрактный человек, вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственными обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать.

Естественнонаучный:

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.

В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли.

В рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Фрейд полагал, что источником поступков людей является психосексуальная энергия полового влечения. К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни. В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

Структура волевого действия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.006 с.)