Общее понятие об ощущении, виды и основные свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие об ощущении, виды и основные свойства



Общее понятие об ощущении, виды и основные свойства

Ощущение – чувственное отображение объективной реальности. Возникает в результате воздействия раздражителя на органы чувств, возбуждения рецепторов и передачи сигналов в кору головного мозга, где возникает ощущение. Суть ощущений в отражении отдельных свойств предметов. Физиологическая основа ощущений – анализаторы.

1. Периферический отдел (рецептор)

2. Проводящие пути.

3. Корковые отделы анализатора.

Анализатор – активный орган, рефлекторно перестраивающийся при воздействии раздражителя. Поэтому ощущение не является пассивным процессом, всегда включает в себя двигательные компоненты.

 

Виды ощущений.

По модальностям: вкус, обоняние, осязание, слух, зрение.

Классификация Шеррингтона:

1. Интероцептивные.

2. Проприоцептивные (понимание нахождения в пространстве тела и опорно-двигательного аппарата).

3. Экстроцептивные (контактные, дистантные и обонятельные)

Контактные – вкус, осязание.

Дистантные – зрение, слух.

Обоняние – промежуточное положение.

Слуховая теория: тактильная вибрационная чувствительность является диффузной чувствительностью.

Свойства и характеристики ощущений.

1. Качество ощущения – свойство, характеризующее основную информацию о полученном ощущении, которое отличает его от других видов ощущений.

2. Интенсивность – количественная характеристика, зависит от силы действия раздражителя и от функционального состояния рецептора.

3. Длительность ощущений – временная характеристика. Ощущение возникает не в один момент с контактом с раздражителем.

Положительные: соответствуют первоначальному раздражителю, остается след. Отрицательные: ощущения противоположны по качеству раздражителя.

4. Пространственная локализация – возможность понимать на какой именно рецептор воздействовали.

5. Степень чувственности.

1. Абсолютная чувствительность.

2. Чувствительность к различию.

Характеристика основных видов ощущений

Свойства и характеристики ощущений.

6. Качество ощущения – свойство, характеризующее основную информацию о полученном ощущении, которое отличает его от других видов ощущений.

7. Интенсивность – количественная характеристика, зависит от силы действия раздражителя и от функционального состояния рецептора.

8. Длительность ощущений – временная характеристика. Ощущение возникает не в один момент с контактом с раздражителем.

Положительные: соответствуют первоначальному раздражителю, остается след. Отрицательные: ощущения противоположны по качеству раздражителя.

9. Пространственная локализация – возможность понимать на какой именно рецептор воздействовали.

10. Степень чувственности.

3. Абсолютная чувствительность.

4. Чувствительность к различию.

Абсолютный порог ощущений – минимальная величина, при которой возникает ощущение.

- раздражение (физика)

- возбуждение (физиология)

- ощущение (психология)

- суждение (логика, философия)

Сенсорная система – прибор, реагирующий на воздействие.

Психические характеристики у людей различны.

Косвенные методы: помогают количественно представить и понять величину раздражителя.

Абсолютная чувствительность числена равна величине обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Порог различения – минимальное различие между ощущениями, которое дает заметное различие в ощущениях.

Предметность

это способность отражать явления и объекты не как несвязные ощущения, а в фоме отдельных предметов

(сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений – благодаря контакту с предметом ребенок понимает, что это что-то отдельное)

Целостность

это как раз о разнице между ощущением и восприятием.

воспринимает предмет целостно, а не его отдельные свойства. а значит, если видим предмет не полностью, можем мысленно его достроить и понять, что это.

Структурность

на примере музыки. мы воспринимаем не отдельно звуки, а всю мелодию вместе. из восприятия не пропадает то, что входит в структуру воспринимаемого – воспринимаем не только то, что имеем в данный момент, а на протяжении какого-то времени.

Константность

это постоянство предмета при изменении условий восприятия. то есть мы знаем, что самолет большой, поэтому даже когда он далеко в воздухе – мы его воспринимаем как большой. или когда темный предмет в ярком освещении светлее, чем светлый предмет ночью. но мы все равно воспринимаем светлый как светлый, а темный как темный.

Апперцепция

это значит, что восприятие зависит от конкретного человека, содержания его психической жизни. у всех разные знания, опыт, задачи человека, его эмоции. например, мать будет нейтральна к шуму на улице, но ярко и четко в ее восприятие попадут малейшие звуки ребенка.

Осмысленность

образы всегда имеют смысл, значение. и человек, воспринимая предмет сознательно мысленно его как-то называет или хотя бы связывает с чем-то. в этом выражается связь с мышлением.

Активность

или избирательность. Мы воспринимаем что-то одно, а остальной мир остается фоном, не отражается в сознании.

Виды:

Предмет и фон в восприятии

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Мы не можем одновременно ясно воспринимать все предметы и явления в мире. Всегда что-то выходит на 1 план и становится предметом восприятия, а все другое остается фоном восприятия.

То есть предмет – это то, на чем сосредоточено восприятие, а фон – все остальное.

Например, когда мы с кем-то разговариваем в толпе, мы воспринимаем только собеседника, а остальные люди остаются на заднем плане.

Соотношения фона и предмета динамическое, т.е. предмет может стать фоном, и то, что было фоном, может стать предметом. Эдгар Рубин рассматривал эту проблему и есть изображение «Ваза Рубина», которая это подтверждает.

Выделение предмета из фона происходит, потому что восприятие предметно.
Легко выделять отдельные предметы (какое-то животное, фрукт и т.д.), но сложнее делать предметом внимания часть какого-то предмета. Поэтому детям часто ставят задачи найти отличия между изображениями, чтобы научить затачивать внимание на содержании предмета. И чем контрастнее предмет, тем легче его выделить.

Наглядность

т.е. представления это именно чувственно-наглядные образы (но эти образы менее яркие, чем образы восприятия, потому что образы из прошлого)

Фрагментарность

т.е. представляя что-то, мы ясно воспроизводим только отдельные черты, другое воспроизводится смутно

Обобщенность

например, представляя чашку, мы представляем обобщенный образ чашки, хоть и видели ее тыщу раз

Функции представлений:

Сигнальная

об этом говорил Павлов, представляя предмет, мы получаем так же разную инфу о об этом предмете, которая управляет нашим поведением, например, когда видим фрукт, поступает информация о его съедобности.

Регулирующая

связана с сигнальной, она выражается в отборе нужной информации о предмете.

Настроечная

например, двигательный образ настраивает на выполнение определенных движений.

Виды представлений

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта

· Представления памяти - представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления

· Представления воображения - формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки

А еще Теплов предлагал делить:

По содержанию на математические, географические, технические, музыкальные и т. д.

По степени обобщенности:

1. Общие представления – характеризуются большой степенью обобщения – отражены общие, постоянные черты предмета и отсутствуют признаки отдельных, конкретных предметов, т.е. чашка представляется как любая чашка, а не конкретная

2. Единичные представления – представление конкретного предмета

По степени проявления волевых усилий

1. Произвольные – в результате волевого усилия

2. Непроизвольные – спонтанные, без воли и памяти человека

Деление по ощущениям:

1. Зрительные – особенность в том, что преобладает какая-то одна сторона (цвет, форма или объем)

2. Слуховые

1) Речевые

- фонетические (когда представляем на слух слово, но не привязываем к голосу)

- темброво-интонационные (представляем голос и интонации)

2) Музыкальные – высота и длительность звуков, ритм (и обычно звуки представляются абстрактно, без связи с конкретными инструментами, голосом)

3. Двигательные – когда представляем движение, происходит сокращение мышц, и представления не происходят, если сокращение блокируется

1) зрительно-двигательные - представления о движении всего тела или его частей

2) слухо-двигательные - речевые двигательные представления

· Пространственные – они вроде как зрительные, но мы представляем только размещение объекта, его пространственную форму, но сам объект очень неопределенный, все очень схематично

1) Плоские

2) Трехмерные

Основные виды памяти

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую

Все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии.

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время.

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни.

Если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов.

В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия.

Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

 а ) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б ) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным.

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.

непроизвольная память: имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или непроизвольную.

произвольная память такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную,

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Не используются специальные мнемические приемы, для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Оперативная память - обозначает мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Механизмы запоминания

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным(непроизвольным) и преднамеренным(произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием.

Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, можно сделать вывод: узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей.

Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять 3 таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. При этом характер проявления забывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.

Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент, но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции. Сущность реминисценции заключается в том, что воспроизведение материала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.

Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому. В этом случае мы вспоминаем совсем не то, что было в действительности, так как в процессе забывания произошла более или менее глубокая перестройка воспринятого материала, его существенная качественная переработка.

В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия. тем быстрее происходит забывание.

Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

Виды воображения

    Виды произвольного воображения:

1. Воссоздающее воображение – проявляется, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта как можно более полно, соответствующее его описанию.

2. Творческое воображение – человек преобразует представление о чем-либо.

3. Мечта – особая форма воображения, заключается в самостоятельном создании образов.

a. В мечте человек всегда создает образ желаемого.

b. В творческом не всегда свои.

c. Мечта – процесс воображения не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта (книга, изобретение и др.).

d. Мечта направлена на будущую деятельность, т. е. мечта – воображение, направленное на желаемое будущее.

i. Строить планы на будущее и определять пути достижения задуманного (активный произвольный сознательный процесс).

ii. Мечта в качестве замещения деятельности, мечта остается мечтой (сознательный произвольный процесс, не имеющий практического завершения).

 

Непроизвольное воображение – сон.

Грезы – преднамеренное пассивное воображение.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, расстройствах (галлюцинации).

Воображение в творчестве

Воображение и творчество.

Определенные переживания (эмоциональный фон).

Уоллес изучал стадии процесса творчества.

1. Подготовка или зарождение идеи.

2. Созревание.

3. Озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

4. Проверка.

    Айль Шуллер; теория решения творческих задач (5 уровней творчества).

1. Применение средств, прямо предназначенных для этих целей.

2. Требует некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта.

3. Решение скрыто среди сотен неправильных, т. к. совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен (решение следует искать в смежных областях знаний).

4. Совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется в сфере науки среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5. Решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект.

Основные формы мышления

Основные формы мышления.

Понятие – отражение общих или существенных свойств предметов или явлений.

1. Общие – охватывают класс предметов.

2. Единичные – обобщают 1 предмет.

Усвоение понятий.

1. Не все существенные признаки мы воспринимаем как существенные.

2. Некоторые понятия формируются в 1 год жизни (время и пространство).

Специальное обучение приводит к ядрам понятия. Личный опыт – прототипы или единичные понятия.

Механизмы усвоения:

1. Через опыт.

2. Проверка гипотезы.

3. Осознание понятий.

4. Полнота осмысления.

5. Обоснованность.

6. Умозаключение – высшая форма мышления, представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.

Развитие мышления

    Развитие мышления начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.

При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.

Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.

Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.

Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.

Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.

Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.

Четвёртый уровень — это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

Общая характеристика речи

Физиологические основы речи

                   

Системы, обеспечивающие речь:

1. Периферические (голосовой аппарат и органы слуха)

2. Центральные (определенные структуры головного мозга)

 

Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида. Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений: укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную; развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых мышц, задействованных в речевых движениях); уменьшением клыков и др.

 

Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные.

 

К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

 

Голосовой аппарат состоит из трех основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудобрюшная преграда), которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.

 

Гортань является продолжением дыхательного горла. Она образована четырьмя хрящами, в пространстве между которыми расположены в  горизонтальной плоскости голосовые связки. Голосовые связки представляют собой две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла. Голосовые связки благодаря своему расположению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут осуществлять изменения двоякого рода. Во-первых, голосовые связки могут натягиваться или оставаться ненатянутыми. Во-вторых, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться своими концами так, что между ними образуется пространство, называемое голосовой щелью. Благодаря этим особенностям происходит следующее: если голосовые связки натянуты и сближены между собой, т. е. голосовая щель закрыта, то выдыхаемый воздух, прорываясь между обращенными друг к другу краями связок, приводит их в колебательное движение, которое образует голосовую волну; если же связки не натянуты и голосовая щель не закрыта, то воздух проходит свободно, не вызывая никакого звука. Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые согласными. Носовая полость выполняет функцию дополнительного резонатора, проход в который может быть открыт или закрыт нёбной занавеской (задней подвижной частью нёба). В первом случае получаются так называемые носовые звуки — м, н. Во втором случае — звуки неносовые.

 

Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры — центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность произносить слова. Этот нервный центр также присутствует только у человека, а болезнь, связанная с нарушением его функций, называется моторной афазией.

 

Так, при афазии Брока у больного наблюдается прерывистость речи. Речь пациента с афазией Брока состоит в основном из знаменательных слов. В ней мало сложных предложений, и вообще ей свойствен телеграфный стиль, напоминающий двухсловную стадию приобретения языка. У пациентов с афазией Вернике, наоборот, речь сохраняет синтаксис, но заметно лишена содержания. У них явные проблемы с подбором нужного существительного, и время от времени слова изобретаются по случаю (например, «таррипон» и «требин»). Эти наблюдения указывают, что при афазии Брока нарушение происходит на синтаксическом уровне, а при афазии Вернике нарушение происходит на уровне слов и понятий.

 

Со слуховыми центрами речи связана также и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь.

Теория научения.

- ребенок обладает врожденной способностью подражать звукам.

Когнитивная теория.

- развитие речи зависит от присущей с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Основные виды речи

Классификация видов речи:

1. Устная/Письменная.

2. Кинестетическая.

3. Внутренняя/Внешняя.

Формы устной речи:

Диалогическая.

- активная

- пассивная

Монологическая.

- активная

- пассивная

Основные теории воли

Во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный.

Философско-этический:

Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека. Также Ш. Н. Чхартишвили выступает против того, чтобы рассматривать волю как отличающуюся от интеллектуального поведения.

Понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Человек рассматривался как простейший элемент общества, набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек.

Проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. Главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т.е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю. Не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Абстрактный человек, вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственными обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать.

Естественнонаучный:

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.

В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.164 (0.133 с.)