Тема: патопсихология как область науки. Теория и методология патопсихологии и клинической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: патопсихология как область науки. Теория и методология патопсихологии и клинической психологии.



Практическое занятие 1.

Тема: Патопсихология как область науки. Теория и методология патопсихологии и клинической психологии.

План:

1. Исторические аспекты становления патопсихологии.

2. Объект предмет, задачи и цели исследования в патопсихологии.

3. Связь патопсихологии с другими научными дисциплинами.

4. Теоретические основания и основные методологические проблемы патопсихологии.

5. Норма и патология, здоровье и болезнь.

6. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

7. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

 

Теоретические основания и основные методологические проблемы патопсихологии.

Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др.

Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.

Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

· изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.);

· влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

· изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений;

· изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

· выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний;

· соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

· проблема соотношения распада и развития психики.

 

Задание 1. Охарактеризовать значимые исторические этапы развития патопсихологии.

Патопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале XX в. В литературе тех лет она обозначается как «патологическая психология» (В. М. Бехтерев, 1907). Именно в работах В. М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления; «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц». Для отечественной патопсихологии с самых ее истоков характерны прочные естественнонаучные традиции. На формирование ее принципов и методов большое влияние оказал И.М. Сеченов и его работа «Рефлексы 9 головного мозга» (1863). Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В.М.Бехтерев, который и является основоположником патопсихологического направления в отечественной психологической науке. Представителями школы В. М. Бехтерева были разработаны многие методики экспериментальнопсихологического исследования душевнобольных, которые до настоящего времени широко используются патопсихологами, сформулированы основные принципы патопсихологического исследования. На дальнейшее развитие патопсихологии большое влияние оказали идеи Л. С. Выготского о прижизненном формировании психики ребенка путем присвоения культурно-исторического опыта в процессе общения, обучения и воспитания, а также теория динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга, сформулированная А. Р. Лурия, теория деятельности А. Н. Леонтьева и теория отношений В. Н. Мясищева. Позднее С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия доказали, что психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторять закономерности развития и разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада. Большую роль в развитии патопсихологических исследований в разные годы сыграли М.М.Кабанов, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, В.М.Коган, С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский, И. А. Коробейников, А. Я. Иванова, А. С. Спиваковская.

Задание 2. Патопсихология связана с такими научными дисциплинами, как:

· общая психология,

· возрастная психология,

· судебная психология,

· нейропсихология,

·  психофизиология,

· специальная психология.

Задание 3. Проанализировать и сравнить нейробиологический и информационный подходы к психической деятельности. Заполнить таблицу.

Нейробиологический подход Информационный подход
Занимающейся изучением нервной системы и ее главного органа — мозга. Она включает анализ на многих уровнях, начиная с рассмотрения химической структуры отдельных молекул и кончая исследованием сложнейших поведенческих явлений.     Суть информационного подхода, как особого метода научного познания, состоит в том, «что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты».  

 

 

Задание 4. Кратко охарактеризовать основные факторы возникновения психических расстройств.

Психические расстройства — не такая редкость, как иногда полагают люди, далекие от психологии, психотерапии и психиатрии. Представители Всемирной Организации Здравоохранения утверждают, что у каждого четвертого-пятого человека в мире есть расстройство психики или поведения.

Психическое расстройство — противоположность психического здоровья, состояние, при котором человек не может адаптироваться к меняющимся жизненным условиям и решать актуальные проблемы. Расстройства психики проявляются нарушением памяти, интеллекта, эмоциональной сферы или поведения. Меняется восприятие себя и окружающего мира.

Причины возникновения психических проблем делятся на:

· эндогенные;

· экзогенные.

В одном случае (при органическом поражении головного мозга из-за проблем с сосудами, интоксикации или черепно-мозговой травмы) причина ясна. В другом случае (при биполярном расстройстве или шизофрении), несмотря на многочисленные исследования, однозначную причину установить нельзя, ученые и врачи говорят о комбинации факторов (мультифакториальное заболевание).

К эндогенным факторам относятся:

· Генетическая предрасположенность.

· Внутриутробные нарушения развития, нарушения развития в раннем возрасте.

· Иммунологические расстройства и нарушения обмена веществ.

Соматические заболевания, которые влияют на состояние головного мозга вследствие недостаточного кровоснабжения (дисциркуляторная энцефалопатия при болезнях сердца и артериальной гипертонии), аутоинтоксикации (тяжелые заболевания печени и почек) или нарушения гормонального фона (гипотиреоз, гипертиреоз).

Экзогенные факторы:

· Интоксикация (алкоголизм, наркомания, токсикомания, токсические поражения вредными веществами на производстве или в быту).

· Черепно-мозговые травмы.

· Инфекционные процессы (энцефалит, менингит).

· Радиационные воздействия.

· Острый или хронический эмоциональный стресс.

Психические и поведенческие расстройства врачи рассматривают как многофакторные заболевания. Даже если основная причина психической проблемы — четко определенное обстоятельство (например, неблагоприятная наследственность), состояние человека все равно зависит от множества факторов:

· личностных особенностей;

· традиций воспитания в родительской семье;

· условий жизни;

· социального окружения;

· отношений с супругом и детьми;

· обстановки на работе;

· насколько здоров человек,

· какие у него хронические заболевания,

· как часто он простужается, перенес ли черепно-мозговые травмы.

 

Практическое занятие 1.

Тема: Патопсихология как область науки. Теория и методология патопсихологии и клинической психологии.

План:

1. Исторические аспекты становления патопсихологии.

2. Объект предмет, задачи и цели исследования в патопсихологии.

3. Связь патопсихологии с другими научными дисциплинами.

4. Теоретические основания и основные методологические проблемы патопсихологии.

5. Норма и патология, здоровье и болезнь.

6. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

7. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.016 с.)