III. Упражнение в определении времени глаголов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Упражнение в определении времени глаголов.



1. Для более легкого запоминания можно использовать рифмовку.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл.

«Ухожу, – кричит, – сегодня».

«Я вчера, – кричит, – ушёл».

«Завтра, – скажет, – я уйду!»

Позавидуйте ему.

Слова «вчера», «сегодня», «завтра» помогают детям определить время глагола.

2. У п р а ж н е н и е 384, с. 74 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Что вам помогло определить время глаголов?

– Если услышите глагол в настоящем времени, поднимите вверх левую руку. Если я назову глагол в прошедшем времени, поднимите вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени, топаете ногами.

С л о в а: блестит, блестело, будет блестеть; спят, спали, будут спать; будут читать, прочитали, читают; прилетел, будет лететь, летят; бегут, убежали, будут бежать.

3. П р о ч и т а й т е. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте.

    Болеет, кричал, школа, удалял, рисовал, стучали.

С п р а в к а:

1) школа – лишнее слово, так как это имя существительное, а остальные – глаголы;

2) стучали – лишнее, так как это глагол во множественном числе, а остальные – в единственном числе;

3) рисовал – лишнее слово, так как в нем непроверяемые безударные гласные, а в остальных словах – проверяемые безударные гласные;

4) болеет – лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные – в прошедшем;

5) удалял – лишнее слово, так как оно с приставкой, а слово кричал без приставки. Остается слово кричал.

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Назовите грамматические признаки глаголов.

– Как определить время глагола?

Домашнее задание: упражнение 385, с. 74.

 

Урок 122

Тема: образование настоящего и прошедшего времени глагола (упр389-393)

Цели: формирование умения изменять глаголы по временам; привлечение внимания детей к значению в нашей речи глаголов.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:

    В..р..б..и, т..трад.., п..л..то, учител..,

    к..н..ки, в..рнут., к..рабл., к..ртоф..л...

– Прочитайте данные слова. Что в них общего? (Это словарные слова, все с мягким знаком на конце.)

– Какое слово лишнее? Почему? («Вернуть» – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)

– Что такое существительное? Назовите его грамматические признаки.

– Какие различия можете назвать в данных словах? (Есть различия в нахождении и роли мягкого знака в словах.)

– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.

– Какая цепочка у вас получилась?

вькь …

– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.

II. Работа над темой.

– О чем говорили на прошлом уроке?

1. Упражнение в подборе глаголов с противоположным значением (антонимов).

– Прочитайте, заканчивая предложения глаголами.

– Запишите глаголы парами из каждого предложения.

Нападалзащищал, хвалитругает, вспыхнулипогасли, разрешили игратьвыбегать запретили.

– Что заметили? (Глаголы-антонимы.)

– Что можете сказать о глаголах? (Они стоят в настоящем и прошедшем времени.) Докажите.

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

– Сегодня мы поговорим о глаголах в прошедшем и настоящем времени.

2. Упражнение в определении времени глаголов и изменении их по временам.

У п р а ж н е н и е 388, с. 75 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Как определить время глаголов?

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

Можно предложить детям разобрать предложения по членам и по частям речи:

I в а р и а н т – 2-е предложение;

II в а р и а н т – 3-е предложение;

III в а р и а н т – 5-е предложение.

3. Упражнение в употреблении глаголов в речи.

– Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи?

– Это поможет нам выяснить задание.

З а п и с ь н а д о с к е:

Старик _____ неводом рыбу, старуха _____ свою пряжу. Волк _____ целую ночь в проруби, хвост у него и _____. Девочка _____ лесное яблочко и спасибо _____. Яблоня ее _____ ветвями, _____ листьями. Лебеди _____ мимо.

– Прочитайте предложения.

– Что можете сказать? (Не хватает глаголов.)

– Почему? (Непонятно, какие действия выполняют герои.)

– Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте получившиеся предложения.

– Что теперь можете сказать?

– Для чего нужны глаголы?

– Известный русский писатель А. Н. Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще.

Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».

– В каком времени употреблены глаголы? Прочитайте эти предложения так, чтобы глаголы употреблялись в настоящем времени.

Это задание можно выполнить устно или письменно.

IV. Творческая работа.

– Как вы думаете, можно ли составить рассказ только из одних глаголов?

– Послушайте рассказ:

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь!

– Чем интересен рассказ? (Состоит из глаголов.)

– Попробуйте и вы придумать рассказ, который состоял бы только из глаголов (в любой форме).

V. Итог урока.

– Чем занимались на уроке?

– Как определить время глаголов?

– Для чего нужны в речи глаголы?

Домашнее задание: упражнение 391, с. 76.

 

 

Урок 123

Тема: упражнение в образовании и определении времени глагола (упр394-397)

Цели: формирование умения отличать одну форму глагола от другой, изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Повторение изученного.

З а п и с ь н а д о с к е:

(Ехать) кактус на (конь),

(Вести) (старушка) на (ремень),

А собачка в это время

(Мыть) (Ваня) на (окно)…

                      Э. Успенский

– Знакомо ли вам это четверостишие?

– Что необходимо изменить, чтобы восстановить этот отрывок?

– Запишите четверостишие.

– На какие группы можно разделить слова, записанные в скобках? (На глаголы и существительные.)

– Что можно сказать о существительных?

– Что изменилось у существительных? (Окончание.)

– Выделите окончания.

– Что можно сказать о глаголах?

– Какого времени глаголы в скобках? (Они стоят в начальной (неопределенной) форме.)

– Докажите это.

– Чем заканчивается слово вести? (-ти.)

– Что изменилось в глаголах? (Время.)

– Какого теперь времени глаголы? (Прошедшего времени.)

– Сегодня мы продолжим работу по изменению глаголов по временам.

II. Работа над темой.

1. У п р а ж н е н и е 393, с. 77 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– На какие группы можно разделить данные существительные? (С. р.; м. р.; ж. р.)

– Запишите глаголы, которые можно образовать от этих существительных, в прошедшем времени.

– Что общего во всех этих глаголах? (Они все заканчиваются буквой Л.)

– Можно ли определить род у этих глаголов?

– Какого они рода? (Мужского.)

– Измените глаголы мужского рода на глаголы женского и среднего рода.

– Что заметили? (Меняется окончание: м. р. – , ж. р. – , с. р. – .)

– Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите глагол в неопределенной форме, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.

                  Счастливый час и добрый путь

                  Шагающим колоннам, –

                  Набраться сил и отдохнуть

                  В лесу, в бору зеленом.

              Увидеть дятла на суку,

              Как будто заводного,

              И слышать мерное «ку-ку»

              Из сумрака лесного.

                  То бороздить речную гладь,

                  То в синем море плавать,

                  И в свежих чащах собирать

                  Грибы, цветы и травы.

         И видеть край перед собой,

              Родной, но незнакомый,

              И заходить под кров любой,

              И быть везде, как дома.

                              С. Маршак

2. – Каким членом в предложении являются глаголы?

У п р а ж н е н и е 396, с. 78 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Какое слово кажется необычным (старинным)? Почему? Как вы его понимаете?

– Какими синонимами его можно заменить?

III. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: упражнение 401, с. 80–81.

 

 

Урок 124



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.026 с.)