Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Упражнение в определении времени глаголов.
1. Для более легкого запоминания можно использовать рифмовку. Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. «Ухожу, – кричит, – сегодня». «Я вчера, – кричит, – ушёл». «Завтра, – скажет, – я уйду!» Позавидуйте ему. Слова «вчера», «сегодня», «завтра» помогают детям определить время глагола. 2. У п р а ж н е н и е 384, с. 74 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой. – Что вам помогло определить время глаголов? – Если услышите глагол в настоящем времени, поднимите вверх левую руку. Если я назову глагол в прошедшем времени, поднимите вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени, топаете ногами. С л о в а: блестит, блестело, будет блестеть; спят, спали, будут спать; будут читать, прочитали, читают; прилетел, будет лететь, летят; бегут, убежали, будут бежать. 3. П р о ч и т а й т е. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте. Болеет, кричал, школа, удалял, рисовал, стучали. С п р а в к а: 1) школа – лишнее слово, так как это имя существительное, а остальные – глаголы; 2) стучали – лишнее, так как это глагол во множественном числе, а остальные – в единственном числе; 3) рисовал – лишнее слово, так как в нем непроверяемые безударные гласные, а в остальных словах – проверяемые безударные гласные; 4) болеет – лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные – в прошедшем; 5) удалял – лишнее слово, так как оно с приставкой, а слово кричал без приставки. Остается слово кричал. IV. Итог урока. – О чем говорили сегодня на уроке? – Назовите грамматические признаки глаголов. – Как определить время глагола? Домашнее задание: упражнение 385, с. 74.
Урок 122 Тема: образование настоящего и прошедшего времени глагола (упр389-393) Цели: формирование умения изменять глаголы по временам; привлечение внимания детей к значению в нашей речи глаголов. Ход урока I. Минутка чистописания. Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а: В..р..б..и, т..трад.., п..л..то, учител.., к..н..ки, в..рнут., к..рабл., к..ртоф..л... – Прочитайте данные слова. Что в них общего? (Это словарные слова, все с мягким знаком на конце.) – Какое слово лишнее? Почему? («Вернуть» – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)
– Что такое существительное? Назовите его грамматические признаки. – Какие различия можете назвать в данных словах? (Есть различия в нахождении и роли мягкого знака в словах.) – Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. – Какая цепочка у вас получилась? вькь … – Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами. II. Работа над темой. – О чем говорили на прошлом уроке? 1. Упражнение в подборе глаголов с противоположным значением (антонимов). – Прочитайте, заканчивая предложения глаголами. – Запишите глаголы парами из каждого предложения. Нападал – защищал, хвалит – ругает, вспыхнули – погасли, разрешили играть – выбегать запретили. – Что заметили? (Глаголы-антонимы.) – Что можете сказать о глаголах? (Они стоят в настоящем и прошедшем времени.) Докажите. – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? – Сегодня мы поговорим о глаголах в прошедшем и настоящем времени. 2. Упражнение в определении времени глаголов и изменении их по временам. У п р а ж н е н и е 388, с. 75 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой. – Как определить время глаголов? – На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Можно предложить детям разобрать предложения по членам и по частям речи: I в а р и а н т – 2-е предложение; II в а р и а н т – 3-е предложение; III в а р и а н т – 5-е предложение. 3. Упражнение в употреблении глаголов в речи. – Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи? – Это поможет нам выяснить задание. З а п и с ь н а д о с к е: Старик _____ неводом рыбу, старуха _____ свою пряжу. Волк _____ целую ночь в проруби, хвост у него и _____. Девочка _____ лесное яблочко и спасибо _____. Яблоня ее _____ ветвями, _____ листьями. Лебеди _____ мимо. – Прочитайте предложения. – Что можете сказать? (Не хватает глаголов.) – Почему? (Непонятно, какие действия выполняют герои.) – Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы.
– Прочитайте получившиеся предложения. – Что теперь можете сказать? – Для чего нужны глаголы? – Известный русский писатель А. Н. Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». – В каком времени употреблены глаголы? Прочитайте эти предложения так, чтобы глаголы употреблялись в настоящем времени. Это задание можно выполнить устно или письменно. IV. Творческая работа. – Как вы думаете, можно ли составить рассказ только из одних глаголов? – Послушайте рассказ: Глаголу нравится читать, Шуметь, бурлить, кипеть, Играть, работать и мечтать, Шить, жить, свистеть и петь! – Чем интересен рассказ? (Состоит из глаголов.) – Попробуйте и вы придумать рассказ, который состоял бы только из глаголов (в любой форме). V. Итог урока. – Чем занимались на уроке? – Как определить время глаголов? – Для чего нужны в речи глаголы? Домашнее задание: упражнение 391, с. 76.
Урок 123 Тема: упражнение в образовании и определении времени глагола (упр394-397) Цели: формирование умения отличать одну форму глагола от другой, изменять глаголы по временам. Ход урока I. Повторение изученного. З а п и с ь н а д о с к е: (Ехать) кактус на (конь), (Вести) (старушка) на (ремень), А собачка в это время (Мыть) (Ваня) на (окно)… Э. Успенский – Знакомо ли вам это четверостишие? – Что необходимо изменить, чтобы восстановить этот отрывок? – Запишите четверостишие. – На какие группы можно разделить слова, записанные в скобках? (На глаголы и существительные.) – Что можно сказать о существительных? – Что изменилось у существительных? (Окончание.) – Выделите окончания. – Что можно сказать о глаголах? – Какого времени глаголы в скобках? (Они стоят в начальной (неопределенной) форме.) – Докажите это. – Чем заканчивается слово вести? (-ти.) – Что изменилось в глаголах? (Время.) – Какого теперь времени глаголы? (Прошедшего времени.) – Сегодня мы продолжим работу по изменению глаголов по временам. II. Работа над темой. 1. У п р а ж н е н и е 393, с. 77 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой. – На какие группы можно разделить данные существительные? (С. р.; м. р.; ж. р.) – Запишите глаголы, которые можно образовать от этих существительных, в прошедшем времени. – Что общего во всех этих глаголах? (Они все заканчиваются буквой Л.) – Можно ли определить род у этих глаголов? – Какого они рода? (Мужского.) – Измените глаголы мужского рода на глаголы женского и среднего рода. – Что заметили? (Меняется окончание: м. р. – , ж. р. – , с. р. – .)
– Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите глагол в неопределенной форме, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Счастливый час и добрый путь Шагающим колоннам, – Набраться сил и отдохнуть В лесу, в бору зеленом. Увидеть дятла на суку, Как будто заводного, И слышать мерное «ку-ку» Из сумрака лесного.
То бороздить речную гладь, То в синем море плавать, И в свежих чащах собирать Грибы, цветы и травы. И видеть край перед собой, Родной, но незнакомый, И заходить под кров любой, И быть везде, как дома. С. Маршак 2. – Каким членом в предложении являются глаголы? У п р а ж н е н и е 396, с. 78 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой. – Какое слово кажется необычным (старинным)? Почему? Как вы его понимаете? – Какими синонимами его можно заменить? III. Итог урока. – Что нового узнали сегодня на уроке? Домашнее задание: упражнение 401, с. 80–81.
Урок 124
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.026 с.) |