Возникновение и прекращение юридических лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и прекращение юридических лиц.



Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

В настоящее время стал преобладающим нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями-гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления. Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить соответствует ли образованное юридическое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (п.1ст.51 ГК РФ). В нормативно-явочном порядке создаются: хозяйственные общества и товарищества, общественные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), религиозные объединения, средства массовой информации и др.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме “дачи согласия” на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организации - союзы и ассоциации.[4]

Реорганизация юридического лица. Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей (с правопреемством) - ст.57, 58 ГК РФ. Деятельность реорганизуемого юридического лица при этом продолжается другими лицами. Реорганизация осуществляется по решению: учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, уполномоченного государственного органа (например, федерального антимонопольного органа) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации: слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В этих случаях правопреемство осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (кроме присоединения, в этом случае - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного лица).

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ). Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы право на такое обращение для них было предусмотрено законом.

Порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц (п.1ст.62 ГК РФ). Те, кто выступил с инициативой ликвидации, назначают и ликвидационную комиссию. Её персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс окончательный и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.63 ГК РФ). Так, согласно п.3 ст119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Ликвидация завершается записью об этом в едином государственном реестре юридических лиц.

Виды юридических лиц.

1.Классификация юридических лиц возможна по различным критериям.

В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст.50 ГК РФ). Коммерческие организации это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью. Они преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

К ним относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. К некоммерческим организациям Гражданский кодекс относит: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные федеральным законом.

В зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридического лица и его имущества (п.2 ст.48 ГК РФ) различают:

а) юридические лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права (право изъять внесенное в качестве вклада имущество, право на ликвидационную квоту, право на дивиденды и т.п.) К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы.

б) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

в) юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации).

Следующий критерий для классификации юридических лиц - их организационно-правовая форма. По признаку организационно-правовой формы коммерческие организации подразделяются на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Среди некоммерческих организаций выделяются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, объединения коммерческих и некоммерческих организаций (союзы, ассоциации).

2.Организационно-правовые формы коммерческих организаций.

Хозяйственные товарищества и общества наиболее распространенная в имущественном обороте форма коллективного предпринимательства (ст.66 ГК РФ). Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допущенных к участию в гражданском обороте. К хозяйственным товариществам отнесены полные и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. При этом кодекс полностью регулирует статус товариществ, не предусматривая издания для этих целей никаких специальных законов. В отношении обществ кодекс ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах.

Товарищества и общества имеют много общих черт. И те, и другие являются коммерческими организациями, обладающими общей правоспособностью. Их уставной (в обществах) или складочный (в товариществах) капитал разделен на доли их участников. Как общества, так и товарищества являются собственниками своего имущества. Различия же в их правовом статусе определяются тем, что товарищество - это объединение лиц, тогда как общество это объединение капиталов. Объединение лиц помимо имущественных вкладов предполагает непосредственное личное участие учредителей (участников) в деятельности организации. В отличие от этого создание хозяйственного общества не предполагает (хотя и не исключает) личного участия учредителей (участников) в их предпринимательской деятельности. Важно также отметить, что участники товариществ в отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответственность по долгам товариществ всем своим имуществом, а не только имуществом товарищества. Это (также как и необходимость принимать личное участие в деятельности товарищества) исключают одновременное участие лица в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких организаций. Исключение составляют вкладчики в товариществах на вере, которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно участвовать в деятельности нескольких товариществ. Сказанным определяется субъектный состав участников обществ и товариществ. В товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, поскольку они должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью. Напротив, в обществах (а также в роли вкладчиков в товариществе на вере) по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских прав, вовсе не обязательно являющиеся предпринимателями. Исключение в этом отношении составляют государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и иные финансируемые собственником учреждения, должностные лица государственных органов, участие которых в предпринимательской деятельности законом либо ограничено, либо запрещено (п.4 ст.66 ГК РФ).

Унитарные предприятия (ст.113 ГК РФ). Среди всех коммерческих организаций, в основу организационно-правовой формы которых, как правило, заложен принцип корпоративности, выделяются организации, являющиеся по организационно-правовой форме унитарными предприятиями. Принцип унитарности предприятия означает, что имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником этого имущества остается учредитель.

Создание и функционирование унитарных предприятий допускается лишь в форме государственных и муниципальных предприятий. Государственные предприятия учреждаются органами управления Российской Федерации, входящих в её состав субъектов, уполномоченным управлять государственным имуществом за счет государственного имущества. Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счет имущества муниципальных образований. В зависимости от того, на каком ограниченном вещном праве имущество закрепляется собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления или федеральное казенное предприятие.

Производственный кооператив. Его правовое положение помимо Гражданского кодекса регулируется законом “О производственных кооперативах”.[5] Согласно п.1 ст.107 ГК РФ производственным кооперативом признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Производственный кооператив также как и товарищество, прежде всего, объединение лиц, а не капиталов. Его участники обязаны участвовать в деятельности кооператива. Однако, в отличие от товариществ, в которых полными товарищами могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации членами, производственного кооператива могут быть любые граждане, достигшие 16 лет и юридические лица. В соответствии с п.4 ст.110 ГК РФ каждый член кооператива имеет один голос при принятии решения, а чистый доход распределяется между членами в соответствии, прежде всего, с их трудовым участием. Это характеризует производственный кооператив как артель - особую форму организации труда и предпринимательской деятельности граждан, основанную на началах равенства всех его участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.013 с.)