Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реалистическая школа права (Дж. Френк, К. Ллевелин)
Современная реалистическая школа права представлена: Карлом Ллевеллином (1893-1962, «Юриспруденция. Реализм в теории и практике») и Джеромом Фрэнком (1889-1957, «Право и современное сознание», «Суды в судебном процессе»), которые отстаивали тезис о тождестве права и юридической практики, а ценность права ставили в зависимость от эффективности правоприменительной деятельности. Методологической базой «реалистов» являются прагматизм и бихевиоризм. Право – это, прежде всего, судебное и административное производство. Важнейшими факторами, влияющими на вынесение решения по делу, выступают не правовые нормы, а сами участники процесса, особенности и мотивы их поведения. Главным субъектом правотворчества является судья, который творит подлинное, «реальное» право, противостоящее не только законам и правовым принципам, но и прецедентам. Фрэнк полагает, что право по своей сути есть нечто неопределенное, и в этом – его социальная ценность, так как оно позволяет обществу развиваться свободно. Подлинным судей может быть только юрист, критически оценивающий закон и способный самостоятельно творить право. Ллевеллин отрицает нормативную природу права, противопоставляя правовую норму изменчивости реальной жизни. Для правового реализма характерно узкоприкладное понимание права, чрезмерное внимание к деятельности судов. Судья принимает решение по интуиции и только затем уже подыскивает для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок на статьи закона, прецеденты и т.д.
Идейные разногласия между реалистами и сторонниками социологической юриспруденции проявились при обсуждении вопроса о том, какое место в правовом регулировании занимают нормативные предписания и правоприменительная деятельность. Дж. Фрэнк Джером Фрэнк – автора нашумевшей книги «Право и современное сознание». В 30-е гг. Фрэнк занимал ответственные посты в ряде учреждений и комиссий, созданных для реализации программы «Нового курса»; затем исполнял обязанности федерального судьи. Дж. Френк заявлял, что право нельзя установить на основе закона или вывести из нормы. Общие положения не решают конкретных случаев. «Право – это решения, а не правило. Судья создает право, когда решает дело».
Право: × «действительное право», т.е. уже состоявшееся отдельное специфическое решение × «вероятное право» как догадка о будущем судебном решении. Право, как упорядоченная система – «основной правовой миф». Суд каждый раз заново создает право. Судья, заявлял Д. Фрэнк, решает дело не на основе норм, а на основе интуиции, эмоциональных побуждений, симпатии, антипатии и т.д. Ссылка на нормы – это дань мифологическим пережиткам о праве как стабильной нормативной системе, и делается она уже после того, как решение фактически созрело в сознании судьи. Право по своей сути есть нечто неопределенное, и в этом – его социальная ценность, так как оно позволяет обществу развиваться свободно. Подлинным судей может быть только юрист, критически оценивающий закон и способный самостоятельно творить право. Таким образом, отрицание нормативного характера права привело «реалистов» к отказу от принципа законности. К. Ллевеллин Карл Ллевеллин – основоположник правового реализма, руководитель проекта по созданию Единообразного торгового кодекса США, автор работ по вопросам социологии права. Основные труды: «Юриспруденция: реализм в теории и на практике», «Немного реализма о реализме», «Суды в судебном процессе». К. Ллевеллин противопоставлял «бумажные нормы» (выраженные в законах) праву в жизни («реальному праву»). Законы и прецеденты, утверждал он, не являются правом в собственном смысле слова. Он изучал деятельность и поведение судей и должностях лиц административного аппарата. Именно здесь создается право. Право = конкретная практика судей и административного аппарата. Ллевеллин отрицает нормативную природу права, противопоставляя правовую норму изменчивости реальной жизни. Для правового реализма характерно узкоприкладное понимание права, чрезмерное внимание к деятельности судов. Судья принимает решение по интуиции и только затем уже подыскивает для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок на статьи закона, прецеденты и т.д. Норма содержит общее предписание, правило поведения, она абстрактна и формализована. А жизненные ситуации, т.е. сфера «реального права», конкретны, подвижны и изменчивы, притом приходятся не в сфере должного, а в сфере фактического сущего.
73. Теория элит (В. Парето, Г. Моска) Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп: правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Моска) или «правящей элиты» (Парето). Теория элит возникла в полемике демократической идеологии. Основатели элитизма еще в начале ХХ в. открыто дискуссировали по поводу тезиса о том, что власть в государстве может принадлежать народу. Элитисты считали демократию циничным обманом власти.
Гаэтано Моска Гаэтано Моска (1858— 1941) – итальянский правовед, закончил факультет права в Палермо, работал журналистом, редактором, преподавателем. Был видным политическим деятелем. Его работы: «Теория правления и парламентское правление», в которой была представлены наброски теории политического класса, более развернутый вариант данной работы – «Основы политической науки». Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется организованным, меньшинством». Это меньшинство Моска именовал господствующим классом, руководящим классом, правящим классом. Г. Моска считал, что по отношению к власти любое общество делиться на два класса: × управляющий (политический) × управляемый Признание неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Моска писал, что «суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинство неопределима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства». В.Н. Матарас: × Парламентские выборы не освобождают от власти банкиров??? × Не найти государства с продолжаемой историей без насильственной аристократии. При этом класс придает моральную составляющую и юридическую санкцию.
Аристократия/олигархия – правящие меньшинство. Достаточно открыть глаза, чтобы увидеть, что в каждом полит. организме есть один, который явл-ся основным среди класса и находится у корней власти. Он не всегда чел-к, обладающий законной властью, может быть рядом с властью и при ней (политик, состоятельное лицо), но входит в группу правящего меньшинства. Но может ссорится с данной группой, если хочет, но должен опереться с кем-то против кого-то, иначе не удержит власть. Желают, чтобы власть была наследственной. Богатство, доблесть, честь поддерживалась всегда.
Вильфредо Парето Вильфредо Парето (1848—1923) – итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит. Теория элиты была впервые обстоятельно изложена в его «Трактате общей социологии» (1916).
Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты: × высшую страту, в которой обычно находятся правящие, × низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную раздвоенность классов (господствующий и подчиненный) и выделяет:
В низшей же страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой. Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). В. Парето полагал, что социальное неравенство — это нормальное явление. В. Парето выделял два типа элит, которые последовательно сменяют друг друга, - «львы» и «лисы». «Львы» - политические вожди, убежденные в абсолютной своей веры в идеальной цели, использующих власть для их осуществления. К «лисам» Парето относил политических лидеров, которые не верят в абсолютность своих целей и используют для достижения власти обман и политические спекуляции. «Лиса» - мастера обмана, хитрости, стремятся поддержать свою власть пропагандой. Этот тип элит свойственен демократическим режимам, которые Парето называл «плутократической демагогией». Меньшинство управляет большинство посредством силы – элита львов, изворотливости – элита лис.
Матарас: Гуманизм (означает бессилие) и демократия (еще более пустое понятие) – способ ввести в заблуждение, когда не могут удерживать власть. Когда же могут, то забывают. Важны жизнь и смерть правящих. Называл историю «кладбищем аристократии». Руководства не волнует равновесие властей. Гегелевское государство – это мечтательство. Более практичные вещи нужны, хотя не отказываются от мифов борьбы пролетариата, союзов и т.д. Рационализм – разновидность интеллектуальной религии. Если можно перенести из практики в теорию (по мнению апологетов идеи, видно), то это религия. Но рациональность невозможна. Наука должна изучать существующее, а не возможное. Практика решает проблемы: Парламент Англии. Юристы фиксируют реальность. Меньшинство представляет часть общества, и только под разными лозунгами это: сперва голосующие платят, теперь – наоборот. Бегство крепостных – бегство капитала теперь. Постоянное колебание и смена элит вследствие интересов: земледелие и земледельцы – устойчивая система. Промышленность и коммерсанты комбинируют и изменяют, по итогу устанавливают конституцию. Аристократ у власти таит уже зерна упадка. История говорит о добродетели госпожи Юстиции в помощи правящему классу.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.43 (0.014 с.) |