Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата



Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

Вопросы для контроля

1. Раскройте основную цель  коррекционной работы при ДЦП.

2. Перечислите составляющие комплексного восстановительного лечения детского церебрального паралича.

3. Опишите систему комплексной коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

 

Виды специальных дошкольных и школьных учреждений, основные направления работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет.

В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательными нарушениями — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: специальные педагоги, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, неврологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению коррекционных занятий.

Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов» коррекционные учреждения VI вида создаются для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Вопросы для контроля

1. Какое учреждение осуществляет комплектование специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

2. Назовите вид специального (коррекционного) учреждения, созданного для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3. От каких критериев зависят варианты обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?

Цель, методы, содержание психолого-медико-педагогического сопровождения детей

С нарушениями функций ОДА

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ДЦП в учебно-воспитательном процессе, позволяет связать, через единство целей и задач, традиционно разрозненных ее участников — родителей, педагогов и самих детей.

Особое значение приобретает с психолого-медико-педагогическое сопровождение при коррекции нарушений развития. В тех же случаях, когда множественные первичные нарушения с годами обрастают вторичными и третичными, образуя вкупе с ними, индивидуально неповторимое системное нарушение развития (а именно так происходит при ДЦП), психолого-медико-педагогического сопровождение оказывается ведущим фактором, обеспечивающим не только компенсацию нарушений и коррекцию развития, но и личностный рост.

Традиционный путь — непосредственное использование воспитателем психологических рекомендаций зачастую неэффективен, поэтому необходимо внедрение в образовательное учреждение психолого-медико-педагогического консилиума /ПМПк/.

Служба ПМПк осуществляет поэтапную организацию постоянной работы в следующих направлениях:

1.  Психолого-медико-педагогическое просвещение.

2.  Психолого-медико-педагогическое консультирование.

3.  Психолого-медико-педагогическая диагностическая работа.

4.  Коррекционно-развивающая работа.

5.  Психопрофилактика и психогигиена.

Психолого-медико-педагогическое просвещение проводится в форме лекционно-семинарских спецкурсов со сменными блоками, учитывающими специфику аудитории, и частично - в режиме активного социально-психологического обучения (деловые игры, групповые дискуссии и т.д.).

Психолого-медико-педагогическое консультирование как индивидуальное, так и групповое проводится для администрации образовательного учреждения, воспитателей и родителей по проблемам обучения и воспитания детей.

Индивидуальное психологическое консультирование представляет собой цикл, включающий в себя клиническую беседу, экспресс-диагностику, разработку и передачу консультируемому психолого-медико-педагогических рекомендаций, а при необходимости - проведение сеансов психотерапии.

Групповое психологическое консультирование рассчитано на обсуждение (под руководством психолога) проблем, общих для всех участников, с совместным поиском оптимальных путей их решения.

Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика индивидуального развития осуществляется на основе углубленного исследования ребенка с ДЦП. В результате такой диагностики решаются задачи:

— Контроля динамики психического и физического развития.

— Установление оптимального направления развития.

— Создание необходимых условий развития.

— Коррекция психического и физического развития ребенка.

Содержание диагностической работы предусматривает:

— первичную диагностику,

— сбор дополнительной информации о ребенке,

— конструирование диагностических процедур,

— проведение диагностических процедур,

— установление психолого-медико-педагогического заключения,

— разработка индивидуальной программы развития,

— составление индивидуального плана коррекционной работы,

— организация коррекционной работы и текущего контроля.

Коррекционно-развивающая работа строится на основе углубленной диагностики в динамике развития.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

— Контроль личностного роста.

— Сохранение и оперативная коррекция условий личностного роста.

Реализуются индивидуальные программы развития ребенка, его обучения и воспитания с организацией промежуточного контроля и коррекции различных аспектов программы в зависимости от успехов ребенка и его трудностей.

Психопрофилактика и психогигиена призваны активно содействовать личностному росту и сохранению психического здоровья детей с ДЦП.

Задачами этой работы являются:

— Контроль среды развития ребенка.

— Формирование развивающей среды.

— Предупреждение возможных осложнений в критические периоды развития.

Содержание психопрофилактической работы предусматривает:

— текущую диагностику и коррекцию психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса,

— текущий контроль и коррекцию межличностных отношений,

— помощь в создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата в семье и школе.

Для ПМПк необходимо соблюдение следующих условий:

— координация деятельности в рамках единого психолого-медико-педагогического комплекса;

— возможно более раннее (не позднее 3-летнего возраста) начало индивидуальной работы с ребенком с ДЦП и его семьей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.023 с.)