Структурно-иерархическая модель личности учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-иерархическая модель личности учителя



Педагогическая профессия - профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего своей личностью, своей индивидуальностью (Л.М. Митина).

Личность учителя развивается, формируется и проявляется в процессе педагогической деятельности и педагогического общения, и каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам. Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность ее компонентов (Л. М. Митина, 1998,2010). Так, в ходе постановки педагогических задач, их иерархизации по степени важности, перестраивания на уроке у учителя развивается педагогическое целеполагание (ПЦ). Овладение учителем системой средств и способов решения этих задач, умение проникать в суть явлений способствуют формированию педагогического мышления (ПМ), а самоанализ развивает педагогическую рефлексию (ПР). В процессе организации оптимального педагогического общения формируется педагогический такт (ПТ). Личность учителя характеризуется также педагогической направленностью (ПН) - устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т. д.). Каждое из качеств можно рассматривать как комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и в общении и в той или иной степени зависящих от наследственных задатков (Л. М. Митина, 1998).

Важно отметить, что рассматриваемые в концепции профессионального развития учителя Л. М. Митиной профессионально значимые личностные свойства и качества выделены на основе глубоких и содержательных теоретико-экспериментальных исследований.

На первом этапе на основании анализа литературных источников и результатов экспериментальной работы с учителями был составлен список профессионально значимых личностных свойств педагога. В итоге было выбрано 55 свойс тв с максимальной вероятностью: вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, доброта, забота об учениках, инициативность, искренность, коллективизм, коммуникативные умения, критичность, культура речи, логичность, любовь к детям, независимость, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, порядочность, правдивость, предвидение, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сознательность, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, убежденность в способностях своих учеников, уверенность в своих способностях обучать и развивать, увлеченность предметом, чувство нового, чувство собственного достоинства, чувство юмора, чуткость, экспрессивность, эмоциональная устойчивость.

 

Рис. 3. Структурно-иерархическая модель личности учителя

На втором этапе были выделены группы личностных свойств, характеризующие каждое профессионально значимое качество учителя. Результаты исследования показали, что в группу свойств, характеризующих педагогическую направленность (ПН), учителя включают свойства, определяющие отношение учителя к своему труду, к предмету, к учащимся. Под педагогическим целеполаганием (ПЦ) понимаются свойства предвосхищения результата деятельности и волевые свойства. Педагогическое мышление (ПМ) представлено свойствами, определяющими практически-действснное и теоретико-практическое мышление учителя. Свойства, характеризующие отношение учителя к себе и своим профессиональным качествам, а также представляющие учителя с точки зрения нравственного регулирования поведения, отнесены к педагогической рефлексии (ПР). Педагогический такт (ПТ), по мнению учителей, определяет группа свойств, характеризующих взаимодействие учителя с учениками, коллегами, людьми вообще.

На третьем этапе была разработана структурно-иерархическая модель личности учителя. Выделенные профессионально значимые качества составили центральный уровень. Особая комбинация профессионально значимых качеств и психодинамических свойств личности учителя, обусловливающая успешное вхождение в педагогическую профессию и эффективное действование в рамках выбранной профессии, представляет, по мнению авторов модели, педагогические способности.

В контексте предлагаемой модели личности учителя Л. М. Митина определяет педагогические способности как особую комбинацию профессионально значимых личностных свойств и качеств (и содержательных, и динамических), обусловливающую специфическую активность педагога, направленную на развитие, воспитание и обучение ребенка, и выделяет два класса педагогических способностей: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные.

Проектировочно-гностические способности определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нем, а также управления поведением и сознанием ребенка посредством воздействия на его мотивы и цели; создание эмоционально-мотивационного фона, обусловливающего «социальную ситуацию развития» учащегося. Автор отмечает необходимость прогнозировать не только ближайшую перспективу развития учащегося, но и отдаленную - будущие дела тех, кого педагог учит и воспитывает.

Рефлексивно-перцептивные способности включают способность анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение и деятельность; способность к проникновению в индивидуальное своеобразие ученика; способность встать в позицию ученика и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя; способность к конструктивному разрешению своих внутренних противоречий и конфликтов. Эта группа способностей является, по мнению разработчиков «модели», ведущей, она напрямую связана с самосознанием учителя - основным психологическим условием его профессионального развития, самопроектирования личности, самопреобразования учителя в субъекта деятельности (Л. М. Митина, 1998).

Субъект деятельности - личность, осознающая себя как субъект (Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, В. И. Слободчиков и др.). Понимание субъекта деятельности, как отмечает Л. М. Митина, связано с основным конституирующим началом - возникновением культурно и социально обусловленной способности управлять своей деятельностью, произвольно регулировать свое поведение, координировать систему отношений, сознательно организовывать собственную жизнь, определять собственное развитие, в том числе и психическое. Это является высшим уровнем структурно-иерархической модели личности педагога (Л. М. Митина, 1998).

Все элементы системы связаны друг с другом на горизонтальном и вертикальном уровнях и образуют единое целое - личность педагога. При этом структура личности учителя приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех ее качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности педагога, придающую смысл его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности. По мнению Л. М. Митиной, именно педагогическая направленность (направленность на развитие ребенка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя (Л. М. Митина, 1998).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)