Проблемы периодизации истории зарубежных славянских народов в новое-новейшее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы периодизации истории зарубежных славянских народов в новое-новейшее время



Проблемы периодизации истории зарубежных славянских народов в новое-новейшее время

История ю и з славян – специфичная дисциплина. Есть мнение, что это рудимент сов ист. Она появилась на волне освободительного движения.

Ист славистика появилась в 30е гг 19в и называлась славяноведением. Регель был одним из ведущих славистов.

С современной позиции славяне мало чем отличаются от народов з.евр. Появляется вопрос – кто такие славяне? Исторически сложилось, что славян больше связей между собой в культурном, языковом плане. Но сейчас понятие как о более близком довольно спорно. После распада ссср многие славянские стр решили отстраниться от новоявленной рос. Можно даже столкнуться с русофобией.

Для ю и з славян принята своя периодизация:

1. с конца 18в нач период славянского возрождения. Это связано с тем, что к кон 18в все ю и з славяне лишились свой государственности. Появляется понятие «неисторических народов». Первая точка – появление сочинений паисия хилендарского «история славяно-болгарская» 1762г. период возрождения в бол проходит под натиском османского ига. Наиболее ярко славянское возрождение проявляется в чех. В болг сохранились монастыри, в то время как в чех слой интеллектуалы-будители (возрождение чешской литературы). Юнгман хотел написать историю.

Ликвидация речи посполитой – дифференциация истории ю и з славян. Поляки теряют св государственность позднее остальных. Когда у славян возрождение, поляки ищут свою речь посполиту. Польша крайне болезненно переживает потерю восточных тер. Поляки всячески пытались вернуть те земли. Эта тенденция привела к оформлению национального самосознания.

У др славян не было особых противоречий и недомолвок.

2. рев 48-49гг в евр. Славяне выступили в консервативном лагере. В 1848 в праге 1й славянский конгресс – славяне осознали, что не являются единым народом. Окончательно формирование славянского самосознания. Формируются славянские организации и концерны.

3. События 1мв, формирование независимых славянских гос – польша, чхсл, болг и югсл.

4. После 45г – социалистический эксперимент, все славянские страны строят социализм.

5. Бархатная революция и постепенная интеграция в ес и нато.

 

Основные идеологии и концепции славянского единства, и их реализация в новое и новейшее время

 

Славянское возрождение сразу становит вопрос о славянском единении. 1й уровень – общеславянский, который нашел отражение в концепции панславянизма (шафаль, штур, крамарж). Панславянизм (глава Шафарик) представляет программу интеграции всех славян под эгидой рос. Конкретные очертания панславянизма представлялись в региональных предпочтениях - иллиризм (югсл), австрославизм.

Первые славянские концепции появились в 19в от наполеона. В 30е 19в появилась концепция иллиризма (в Хорватии), автором которой был Людевит Гай. Он писал статьи о стране Иллирия, которая занимала тер-рию Балкан: болгарская варна, албанская шкода и биля. к ликвидации иллиров призывал гай. Из его концепции появились другие. Сербская душановская концепция – необходимо воссоздать гос стефана душана (Сербия).

Гарашанин в св программе «начертание» в 1844г предлагал создать великую сербию (к морю). Она стала основой в концепции югословизма. Сербы, хорвата и словенцы – единый народ, который надо объединить. Эта концепция не выдержала испытания временем, тк 3 народа различны.

Концепт чхословакизма развивался от австрословакизма (Ригер Палацкий), тк тер габсбургов была заполнена славянами, русинами. Концепт австрословакизма предполагала объед славян в австрии и трансфлрмировать в австрию славянское гос-во.

Возобладали концепции более интегрированные, например чехословакизма. Надо объединить чехов и словаков в одно целое мирным путём (Масарик).

Черногория в 1878 — 1914 гг.

Выход к морю получила, а толку нет: портов нет, денег на корабли нет, все морское побережье контролирует Австро-Венгрия. Со всех сторон окружена турецкими и австрийскими землями. Кроме того, объединению Сербии и Черногории препятствовало соперничество династий — сербских Обреновичей и черногорских Пéтровичей. Дефицит бюджета покрывался за счет русских дотаций. Развитие с/х тормозилось отсутствием инфраструктуры и прежде всего дорог. Весь промышленный комплекс Черногории — табачная фабрика, несколько пивоварен и мельниц. Крестьянство составляет большинство. Около 10 мелких городков, совокупное население которых — ок 30 тыс чел. Князь Никола фактически единолично управлял страной. Созданные им Госсовет, Совет министров и Великий суд им же назначались, ему и подчинялись. Единственная реализованная реформа — административная 1903 г.: ликвидация племенного деления страны и уничтожение власти племенных старейшин. В 1905 г князь даровал Конституцию, формально принятую на Народной скупщине. Никаких гарантий ее нет. Слабая оппозиция состояла из небольшого числа либерально настроенной молодежи и патриархальных старейшин. Их объединяло стремление ограничить власть князя и придать реальный характер конституции. В 1906 г. парламентская оппозиция объединилась в Народную партию. Ее программа требовала ответственности правительства перед парламентом, гарантии полит свобод и заключения союза с Россией и Сербией против Осм.имп. В качестве противовеса князь организовал Истинную народную партию. В 1907 г скупщину он разогнал, 1908 — 1909 гг запретил Народную партию. 15.08.1910 г князю Николе исполнилось 50 лет и в честь этого события он объявил себя королем, а Черногорию королевством. В сент 1912 г подписан союз с Сербией. 9.10.1912 г Черногория начала войну с Турцией и захватила порт Алессио, Дуррес и Тирану. Но по условиям Лондонского и Бухарестского договоров территория страны незначительно увеличилась только в районе Скадарского озера. Разделив между собой Нови-Пазарский санджак, Сербия и Черногория получили общую границу. Появилась новая проблема — сопротивление албанцев, в том числе и вооруженное.

Чехия в 1880ые — нач XX в.

Окончательное завершение пром переворота, проведена первая фаза индустриализации. Для этого времени характерны:

· возникновение гос-ого регулирования экономической деятельности;

· ускорение темпов развития основных отраслей тяжелой и легкой пром;

· интенсивное введение новых отраслей (электротехническая, моторо- автомобиле- локомотивостроение) и на этой основе электрификация и механизация производства;

· переход от экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным;

· распространение городского стиля жизни.

Экономическое развитие имело циклический характер:

1. рост производства во всех отраслях пром в нач 80ых; с весны 1884 г — кризис (в чешских землях наиболее пострадала пром, связанная с переработкой сахара);

2. очень короткий период подъема в 1889-1890 гг;

3. оживление, начавшееся в 1894-1895 гг и перешедшее в мощный рост во вт пол 90ых, что проявилось не только в увеличении объема производства, но и в расширении инвестиционной деят. Подъем продолжался до 1900 г — очередного общего кризиса, приведшего к банкротству большого числа мелких и средних п/п, поглощению слабых фирм более крупными и к ускорению монополизации.

В кон 19 в преобладало крупное и среднее пром производство, но существенное место занимали и мелкие п/п. Дворянские латифундии по-прежнему играли заметную роль в развитии с/х; рос товарности капиталистических хозяйств помещиков сопровождался обезземеливанием беднейших слоев деревни.

После пассивной оппозиции (1863-1879) Национальная партия и Национальная партия свободомыслящих вернулись в парламент, войдя в состав правительственного большинства. Чешские депутаты составили общую парламентскую фракцию во главе с Ф.Л.Ригером. Чешские полит деятели и венское пр-во встали на путь взаимных уступок. Старочех А.Пражек стал министром по чешским делам. Позитивный результат политики старочехов: интенсивное внедрение чешского языка в систему гос-ого управления, укрепление национальной школы, быстрый рост нац чиновничества, что вело к созданию необходимой базы нац государственности. Это вызвало сопротивление немецких националистов. Тактика соглашений не нравилась радикалам-младочехам. В нач 1888 г они создали «Клуб независимых чешских депутатов в парламенте». В сер 80ых начался длительный процесс формирования чешского реализма, как полит течения. Становление общественно-полит концепции реалистов шло параллельно с обсуждением научных вопросов. Сторонники этого направления группировались вокруг Масарика, Кайзла и Крамаржа. Реалисты выдвинули проблему гос-ой самостоятельности или автономии, гарантирующей нац самобытность. В результате длительной борьбы в 1896 г было расширено избир право, регулирующее выборы в рейхсрат: снижался им-ый ценз для избирателей городской и сельской курий, учреждалась пятая избир курия, в кот вводилось всеобщее избир право для мужчин старше 24х лет по выборам 72х депутатов (из них 27 представляли чешские земли). Партия старочехов распалась, реалисты повернулись в сторону младочехов. В апр 1897 премьер К.Бадени издал указ о равноправии чешского и немецкого языков в судебных и административных органах чешских земель, а с 1901 г чиновники должны обязательно знать два языка. Немцы недовольны. Появляются новые партии. В кон 80ых прогрессисты (А.Веселы, А.Рашин, В.Клофач): демократ ориентация и радикальный национализм. В 1892 над ними суд, движение раскололось. 1897 г — образована Радикально-прогрессистская партия (лидер — Антонин Гайн). Выступала против любых соглашений с клерикалами, историческими дворянами и старочехами. Требовала всеобщего избир права, равноправия женщин. В 1899 г образовалась Чешская аграрная партия. Ее основа — экономические организации бурж. Предложили расширить слой средних землевладельцев за счет создания новых, передаваемых по наследству, но не подлежащих делению крестьянских хозяйств. 1900 г — Чешская народная партия (Масарик возглавил): вместо признания чешского исторического государственного права ежедневная работа по культ, экономическому и духовному совершенствованию чешской нации, что подтвердило бы ее право на полит самостоятельность.

 

Вопрос.

Болгария в 1947-1960

 

Состоявшийся в 1948г 5 съезд БРП(б) запланировал завершить за 2-3 пятилетки процесс модернизации Болгарии, взяв за образец советскую модель. Предполагалось: изменить посредством индустриализации соотношение между промышленностью и с/х в пользу первой, осуществить кооперирование с/х, создать новую соц структуру общества с доминированием раб класса, превратить идеологию партии в общенациональную. Предпосылки для реализации намеченной программы построения основ социализма заложили принятые 1947-1948гг законы о национализации промышленных банков и предприятий.

В качестве одного из источников осуществления индустриализации рассматривалось обобществление аграрного сектора. Поскольку к середине 1948г заметных сдвигов в процессе кооперирования с/х не наблюдалось, партийные организации попытались ускорить его. Однако допущенные при этом массовые нарушения законности, при обеспечении обязательных гос поставок, вызвали недовольство крестьян. Репрессии и насильственные методы кооперирования вызвали рост напряжения в стране. В 1952г болгарское руководство констатировало, что страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, и выдвинуло задачу максимального развития производства предметов потребления. Однако данная тенденция оказалась кратковременной, отход от нее наметился уже в 1956г.

В 1959г был взят курс на ускоренное эк развитие страны.

Замена отраслевого принципа управления территориальными заставила ряд министерств перестроить свою деятельность. Новыми явилось также учреждение комитета технического прогресса. В первой половине 60х руководство страны перешло к политике интенсификации общественного производства.

В 1947-48гг коминформбюро ориентировало коммунистические партии стран восточной европы на строительство социализма по советскому образу.

в результате проведенной в бкп чистки партия до апреля 1951г сократилась приблизительно на 100к чел. В числе исключенных многие попали в трудовые лагеря.

В 1949 умирает Димитров. В 1950 умирает Коларов. Наступившие после смерти Сталина перемены в СССР послужили толчком к пересмотру руководством бкп прежней полит линии. В сентября 1953г Червенков выразил стремление нормализовать отношения с югославией. Состоявшийся в феврале-марте 1954 6 съезд бкп упразднил пост генсека, заменив его секретариатом из 3х чел. Съезд избрал первым секретарем ЦК бкп Живкова. В сложившейся ситуации кадровые перестановки являлись неизбежными. В 1956 Червенкова, а в 1962 Югова отстранили.

Болгария 1962-1989

 

В ноябре 1962г 8 съезд бкп утвердил перспективный план развития страны на 20 лет (1961-1980), предусматривавший строительство социальизма и постепенный переход к коммунизму. После съезда главой правительства был избран Живков, положение ктр к 1964г настолько укрепилось, что падение Хрущева на нем практически не отразилось. Окончательному утверждению Живкова у власти способствовал организованный в 1965г судебный процесс над рядом офицеров, недовольных режимом.

Конституция 1971г, провозглашавшая нрб социалистическим государство и бкп руководящей силой общества, вобрала в себя ключевые положения утвержденной 10 съездом (1971) программой партии. В ней указывалось, что нрб вступила в этап строительства развитого социалистического общества. Особое значение придавалось разваитию производительных сил и совершенствованию производственных отношений. Первое мыслилось осуществить путем повышения концентрации и специализации производства, внедрения достижений науки и техники, интеграции со странами-членами совета эк взаимопомщи, второе – сближением и постепенным слиянми гос и кооперативной форм собственности на основе обобществления производства и углубления разделения труда.

Повышение жизненного стандарта за счет предпринимавшихся мер в соц области, достижения в сфере науки, культуры, образования и спорта способствовали консолидации болгарского общества.

В декабре 1985г ожидалась перепись в районах, где преобладало мусульманское население. Вероятно, в связи с этим в 1984г была проведена замена неболгарских имен на болгарские. Болгаризация.

 

Югославия(ЮС) в 1946-1949.

 

Преобладающее положение в политической жизни коммунистов. Т.к. КПЮ и руководимые ею партизаны наиболее активно вели борьбу за освобождение страны.

август1945 г. заседание 3-й сессии АВНОЮ (Антифашистское вече народного освобождения Югославия) и преобразование его во Временную народную скупщину. Она подтвердила решения 2-й сессии, в том числе и аграрную реформу. Решение о проведение выборов в Учредительную скупщину. 29 ноября торжественное открытие УС. Провозглашается ФНРЮ, в последствии СФРЮ(Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Фактически утвердилась однопартийная система.

Проведенные коренные переменны были закреплены в конституции, принятой УС 31 января 1946г. Провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.

По конституции, в составе 6 республик: Босния и Герцоговина, Македония, Сербия (вкл автономные края Воеводину, а также Косово и Метохию), Словения, Хорватия, Черногория. Гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний. демократические свободы.

Высшим органом законодательной власти объявлялась Народная скупщина(НС), из 2 палат: Союзного веча и Веча национальностей. Становление конституционной федеративной системы завершали республиканские конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик имела свой парламент и правительство.

Первоочередная задача в экономической сфере – восстановление народ хозяйства. Конфискация земель помещиков, буржуазии, церкви и немцев. Больше всего земель перешло в распоряжение государства в Славонии и Воеводине, особенно в Банате, коренное немецкое население которого после войны было практически полностью депортировано в Германию. В апреле 47г. НС. Утвердила первую пятилетку развития нар хоз.: ликвидация экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение социалистического сектора экономики, подъем жизненного уровня трудящихся.

В 1948 конфликт с СССР из-за идеи Балканской федерации. Эту идею предложили Сталин и Димитров. Тито выступает за создание Славянского Союза, т. е. без Румынии и Греции. Идея предложенная Сталиным продивгается со скрипом, что вызывает резкую реакцию. Ст выражает согласие на присоединение ЮС Албаниии, Тито активизируется, но при работе не обращает внимания на национальный вопрос. Албанцы не хотят упускать своего и интригуют напропалую. Ст всё больше бесится и выражает своё недовольство. Димитров с Тито начинают гворить о создании Союза Южно-Социалистических Республик. Проблема в том что Ст являлся теоретиком национальной проблемы и проектировал здраво большое гос-во на Балканах, но его не слушались и пытались двигать свои проекты. Идея же второго СССР была утопична. Никому второго Союза на Балканах не надо. Общей платформы для консолидации так же не наблюдается. Начинаются взаимные обвинения, Тито обвиняется в ревизионизме, троцкизме. Сталина обвиняют в отходе от марксизма, тоталитаризме. Вывод сов войск из ЮС. Переименование КПЮ в Союз Коммунистов, начало т. н. самоуправленческого коммунизма.

НС был принят закон о введении на государственных предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. Контроль партии за их деятельностью сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации.

В конце 40- начале 50-х гг. произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам.

 

Югославия в 1950-1980.

 

Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность по отношению к КПСС.

Главой государства становился президент. Союзная народная скупщина претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименовано в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и федеральные министерства. Стали секретариатами. Президентом ФНРЮ И.Тито.

В июне 1955 г. был принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. принятие новую конституцию. Страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, социальное обеспечение, минимальный личный доход. Новая конституция вводила принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности труда; активное включение страны в международное разделение труда.

Вводились некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. Предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую самостоятельность получили республики и края.

С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако рост потребления, значительно увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

Национальные волнения. В 1970-71 т. н. хорватская весна, лидер Туджман. Аналогичные волнения в Косово и в др регионах. Удалось справиться.

Начало 1970-х, чистка СКЮ.

1974, 2 основных момента по Кретинину. 1 это ежегодная сменяемость депутатов, что приводит со временем к параличу власти и 2 наделение автономных областей практически полной самостоятельностью. Вся система держалась только на Тито.

 

Югославия в 1980-1988.

 

04.05.1980 смерть Тито. Начинается процесс ликвидации СФРЮ. Все высшие должности занимаются на 1 год. Вводится коллегиальное руководство: по одному делегату от республики и автономии. В Сербии появляется С. Милошевич, концепция Великой Сербии. Формируются этнографические группировки. Оживление оппозиционного движения - нашли «сталинские подпольные группы». Выступления мусульман в 1983. А. Изетбегович публикует свою декларацию: создать исламское гос-во в БиГ. Волнения в Косово: албанцы за создание 7-й республики и выход из Сербии. Ввод полиции. Вооружённые столкновения. При Тито велась определённая политика по отношению к нацменьшинствам. Спецшколы для мелких национальностей. Комиссия по нац отношениям. Эконом стагнация перерастает в кризис 2/3 твоаров не выходят за границы республик. Словения и Хорватия наиболее развитые регионы, БиГ, Македония — дотационные регионы. Бойкот товаров из недружественных республик. Рост внеш долга и безработицы. В 1987 не смогли утвердить бюджет. Предложения по изм конституции, федеральному центру разрешили вмешиватсья в экономику республик.

В полит сфере чехарда. Наиболее видный политик - хорватАнто Маркович, крупный бизнесмен, за федерацию. Создан Союз Реформационных сил, но не пользовался поддержкой. Последний председатель президиума - Янез Дрновшек.

1985-89 поиск нового соц пути для Югославии. Кризис СФРЮ, обострение национального вопроса, делегитимация армии, формируется многопартийная система.

 

Косовский конфликт

 

Сербия и Черногория в апр 1992 создали СРЮ(до 2006) лидер Слободан Милошевич. Стал соц-демократом(СПС- социлистическая партия Сербии). Считался сторонником Великосербской идеи. Но при это пошёл на сохранение БиГ, согласился на изгнание сербов из Крайны. В самой Сербии не имел единодушной поддержки. В условиях эконом санкций было сложно провести реформы. В сер 90-х частичная приватизация. Выборы 1996 победила СПСк концу 1990-х усилились центробежные тенденции в Черногории и позиции оппозиций. Лидер оппозиции Каштуница.

В это время начинается косовский кризис. Увеличился рост числа албанцев. После 1945 Тито выселял оттуда сербов, и албанцы начали требоваться создания своей республики.

В 1990 правовой статус Косова и Метеохии был сведён к территориальной и культурной автономии. Албанцы проводят компанию гражданского неповиновения, создавались параллельные структуры власти. В 1991 организовали признанный незаконным референдум о независимости Косово. В мае 1992 избрали своего президента(Ругова) и парламент, албанцы т. ж. создали свою армию ОАК(командующий Кашин Тачи).

В 1998 начался эскалация кризиса, волна этнических чисток и операций сербских сил правопорядка. Противостояние перерастает в открытое вооружённое столкновение. ОАК оттеснена к сербской границе.

03.1998совбез ООН ввёл против СРЮ эмбарго на поставки вооружения. Сербское руководство отказывается от международного посредничества, тк внутреннее дело. В октябре 1998 НАТО предъявляет ультиматум. Милошевич вынужден вывести войска из Косова, в автономию вводится 2000 наблюдателей от ОБСЕ, в ноябре добавились 1700 воеенных, воздушное пространство переходило под контроль авиации НАТО.

Переговоры между сербами и косоварами под давлением западных посредников в 7-23 февр и март 1999. Под усиливающимся давлением Запада сербы отказываются от подписания соглашения. Из Косово начинается исход албанского населения.

24.03.1999 НАТО начал воен операцию против СРЮ «Союзническая сила». Началась бомбардировка сербской территории. Жертвами стали 1,7 тыс гражданских лиц. В результате бомбардировок уничтожены не только воен объекты, но и нанесён ущерб объектам гражданской инфраструктуры. Официальный Белград был вынужден признать условия Запада. 9 июня 1999 было подписано соглашение между сербскими и натовскими военными. Вывод сербских войск их Косова. Ввод миротворцев стран НАТО и России. Официально Косово и Метеохия признавались неотъемлемой частью СРЮ. 21 июня ОАК с НАТО подписывает соглашение о разоружении. Возвращение в Косово беженцев(а так же переселенцев ииз Албании), вытеснение сербского населения.

Косовский криз поставил крест на режиме Милошевича. Судили в Гааге, умер от инфаркта.

 

Сербия в 1992-1999 годах.

 

До 2006 Сербия и Черногория оставались в союзе. Образуется Социал-демократическая партия Сербии(Слободан Милошевич). Милошевич пошел на соглашения о сохранении Боснии и Герцеговины,оставив там сербов. Запад использовал Милошевича, тот возомнил себя миротворцем, хотя в Сербии у Милошевича не было поддержки.Проводится монетизация, приватизация. До 1996 на выборах побеждала содемокр партия, но к кон. 90-х ситуация изменилась:усиление центробежных тенденций в черногории,усиление демократов(Каштуница),косовский кризис. Косовский кризис: Тито санкционировал переселение албанцев в Косово. За много лет они сильно размножились и стали составлять подавляющее большинство населения. Во время распада Югославии, Косово стало выступать за независимость. В это момент в целях политического давления США и НАто поддержало развал Югославии и в частности отделение Косово. Албанцы выступили с сепаратистскими требованиями,создана освободительная армия косово(ОАК), глава армии – Тачи. РугОва – с 1992г непризнанный президент Косово – выступает за компромисс с Милошевичем, но Милошевич умирает и полноту власти берут радикалы.Косовский кризис поставил крест на режиме Милошевича.

 

ЧССР в 1970 – 1980-х годах

 

Со второй половины 1969 г. начался пост. возврат к централизованным методам управления экономикой. Принят спец. закон о правилах формирования госбюджета. Экон.стала диктоваться политическими соображ. Добиться успехов в процессе “нормализации” можно было лишь повышая уровень жизни населения. Эту задачу решали прежде с помощью “замораживания” цен, а также советских кредитов и поставок сырья и материалов по льготным ценам. В итоге, пятилетка 1971-1975 гг. была самой удачной за весь период строительства социализма. Доходы населения возросли на 28 %. Выросла средняя зарплата трудящихся, при сохранении стоимости жизни на уровне 1970 г.

Выработана социальной программа - XIV съездом КПЧ в 1971 г. В 1976 г. вступил в силу новый закон о пенсионном обеспечении - увеличен размер пенсии.

Возврат к плановым принципам руководства экономикой в начале 70-х годов - строительство ряда объектов, ставших своеобразным символом периода построения развитого социализма в Чехословакии (скоростная автомагистраль Прага - Брно - Братислава; первая очередь пражского метро).

Конец 70-х гг. - трудности экономического развития (отрасли машиностроения). Продукция порой было не по силам небольшой стране - возросли потребности в сырье и энергии компенсировать за счет импорта. Усиливалось техническое отставание по сравнению со странами Запада. Налажено производство военно-промышленного комплекса на ввозной сырьевой и энергетической базе. Строительство атомных электростанций. Экспорт вооружений в страны третьего мира, а также продажа продукции по демпинговым ценам, экспорт древесины и редких видов сырья.

С 70-х происходило насильственное возрождение прежних методов управления во всех сферах общественной жизни. Главная задача - сохранение и упрочение существующего режима

Результаты первых парламентских выборов после свертывания “пражской весны” в ноябре 1971 г. вселили в сторонников “нормализации” надежду, что самое трудное для них уже позади: за кандидатов от КПЧ было отдано почти 100 % голосов. Это была вынужденная манифестация большинства населения своей лояльности режиму.

В 1975 г. пост президента республики занял Г.Гусак, ставший во многом олицетворением режима “нормализации”. В его руках вплоть до 1987 г. были сосредоточены функции президента, первого секретаря ЦК КПЧ и председателя Национального фронта.

Концепция нормальной жизни (Гавел): собрания, но их влияние не велико.

В декабре 1980 г. Федеральное собрание приняло три конституционных закона, изменявших и дополнявших закон о федерации 1968 г. Тенденции к усилению централизма, расширению полномочий центральных федеральных органов за счет ущемления реальных прав республик. Многие из назревших уже тогда вопросов национальных взаимоотношений чехов и словаков оставались нерешенными. Прежде всего это были экономические проблемы развития республик.

 

Чехия в 1996-2010

 

Реформы ½ 1990х превратили чешскую республику в страну с рыноч эк и парлам демократией. Массовым преследованиям подвергались бывшие активисты компартии и сотрудники спецслужб. Это предопределило усиление левых, что и продемонстрировали парл выборы 1996. Наиб число голосов получила гдп (гражданская демокр партия) во главе с клаусом. Результаты были в пользу оппозиции, однако прво вновь сформировала партия клауса и ее союзники по правоцентристской коалиции. Нояб 1997 кабинет клауса был вынужден уйти в отставку в связи с обвинениями в адрес клауса в коррупции и злоупотреблениях при финансировании гдп и фактическим расколом правящей коалиции. В дек 1997 раскол, из ктр выделились сторонники Румла, образовавшие праволиб партию Союз свободы. Клаус ушел в жесткую оппозицию.

Янв 1998 през выборы. Гавел переизбран на 2й срок с перевесом в 1 голос.

Июнь 1998 внеочередные парл выборы, победила оппозиция. Левый спектр представлен социал-демократами, ктр выдвинулись на роль ведущей политич силы страны. Чсдп и гдп заключили оппозиционный договор - взаимовыгодное распределение властных полномочий и прерогатив между ними. Этот договор вызвал критику и способствовал консолидации правых и центристских партий.

Кризис оппозиционно-договорной сис-мы ярко проявился зимой 2000-2001 в связи с более чем 3недельной забастовкой чеш обществ телевидения. В нояб 2000 выборы в сенат чр гдп и чсдп проиграли (выиграла коалиция четырех (правые)).

Политич потрясения привели к разногласиям между социал-демократами и гдп. Тем не менее в марте 2001 они снова подписали соглашение о продолжении сотруднич-ва.

Эк. несмотря на рост объема промышл произв-ва, общая с-э ситуация оставалась сложной. Начался рост безработицы, 1999 – 8.1%. уровень инфляции в 1997 – 7,6%. Внешняя задолженность составляла 22 млрд дол (44% ввп). Внутренний долг страны составлял более 6%. Это отразилось на парл выборах 2002 – победила чсдр во главе - владимир шпидла.

Уже в пятницу, 13 сент разразился правит кризис, кгд чеш парл отказался проголосовать за предложенный кабинетом министров пакет налоговых поправок.

През выборы 2003 – побеждает клаус с минимальным преимуществом.

Внешнеполитич задачи были основными после выборов през. Это вопрос о вступлении страны в ЕС и об одобрении конституции единой европы. 1 мая 2004 чехия вошла в ЕС.

Внутр политика: финансовая реформа, преследовавшая цель сокращения дефицита гос бюджета. Предлагалось повысить налоги. Сокращение соц выплат. Но осуществление реформ натолкнулось на сопротивление оппозиции.

Июнь 2004 шпидла уходит в отставку, т.к. его п-ка не получила поддержки в партии. Нов премьер гросс тоже не сумел долго остаться во главе пр-ва.

Ап 2005 нов премьер иржи пароубек, сд.

23 июня 2006 парл выборы. Правые и левые вместе с союзниками набрали поровну мест. Отсюда политич кризис. Прво сформировал лидер гражданских демократов мирек тополянек. Но в окт 2006 его прво получило вотум недоверия и тополянек в отставке.

Тем не мене чр является одним из стабильных политически европейских восточ гос-в. являясь в основном одной из самых стабильно развивающихся посткоммунистич стран, чехия находится в процессе восстановления после спада середины 1999. Рост 2000-2001 был вызван экспортом в ЕС, особенно в германию и иностранным инвестициям.

 

Словакия в 1990-2000е

 

После бархатной рев 1989 в чехословакии остро встал вопрос о будущем федерации народов чешского и словацкого. Предпринимавшиеся попытки сохранить единство чсфр окончились безуспешно. Отправной точной истории независимой ср стали парл выборы 5-6 июня 1992. Победило движение за демокр словакию (дздс), глава – мечьяр. 1 сент – принятие собственной конституции. 25 нояб федераль собрание чсфр приняло решение что прекратит свое сущ-е 31 дек 1992. Премьером страны стал мечьяр, през – его соратник ковач.

Гл оппонентом мечьяра стал его бывший соратник ковач, ктрго поддерживал демократич союз (дс). В 1994 прво не получило вотума доверия и мечьяр ушел в отставку.

Второе коалиц пр-во возглавил моравчик. Досроч парл выборы 30сент-1окт 1994. Дздс выиграли.

В дек 1994 сформировано новое третье коалиц пр-во во главе с мечьяром. Основными направлениями его п-ки 1994-1998 были осуществление и корректировка приватизационных процессов, жесткая финанс и бюджетно-налоговая политика, реструктуризация пром-ти. Прошли чистки среди высших должностных лиц.

Осн моменты критики правящей коалиции сводились к упрекам в сходе с пути европ интеграции, в притеснениях нац меньш-в, присвоении гос имущ-ва и злоупотреблениях в ходе приватизации. В конце дек 1996 наметилась интеграция сил, оппозиционных мечьяру. Дополнит импульс оппозиции придал срыв референдума о вхождении рс в НАТО в 1997.

Время мечьяра – это период соц-э реформ, связанных с формированием хоз мех-ма самостоятельной рс и переходом к рыноч э. гл направлением э реформ стала приватизация. Мечьяр выступал за постепенность в ее проведении. В итоге п-ка мечьяра привела к двойственным результатам. С 1994 рс стала выходить из кризиса, но кредитный рейтинг страны оставался низким, не удалось совладать с растущей безработицей. Пр-во мечьяра не проводило соц реформы. Все это вызывало серьезные недовольства в стране и играло на руку оппозиции перед выборами 1998.

Сент 1998 парл выборы. дздс выиграли, но потеряли четверть электората.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.077 с.)