Особенности проведения интервью на радио 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения интервью на радио



 

В современной реальности создаются самые разнообразные коммуникативные ситуации, которые помогают решать существующие проблемы. Одной из наиболее эффективных форм коммуникации в XXI веке является диалог. Диалог как коммуникативный тип, сформировался в античности и, наряду с монологом, является основным понятием построения языка.

Как утверждают ученые Т. Г. Винокур, Л. П. Якубинский и Е. Н. Ширяев для построения каждого интервью главным принципом считается диалог. Прежде чем размышлять об «интервью», надлежит уточнить понятие «диалог» в данном курсовом исследовании. Российский ученый, создатель книги «О монологической и диалогической речи» Л. В. Щерба заявляет, что «Диалог - это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно участвовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы». К данному выражению можно подключить исследователя В. И. Максимова, который утверждает, что «Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство».

Таким образом, можно сказать, что диалог между людьми – это многомерный ценностно-смысловой термин, который используется как для обозначения коммуникативного типа речи т.е., словесного обмена между двумя и более собеседниками, так и для обозначения интервью.

В средствах массовой информации диалог воспроизводится в жанре интервью. Об их тесном взаимодействии говорит тот факт, что во многих журналистских интервью «диалог» обозначается, как синоним. Термин «интервью» в ряде словарей обозначается, как жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Слово «интервью» в журналистике имеет два значения: метод и жанр. Иногда в определенных интервью эти два значения слишком категорично определяются. Между тем, получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведений определенного жанра. И известный ученый А. А. Тертычный подтверждает данное высказывание. Он утверждает на этот счет так: «Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью».

Для того, чтобы брать интервью на радио по словам М. П. Сенкевича человеку необходим: «профессионализм, высокая компетентность − основа эффективности работы радио- и тележурналиста». Следует непрерывно осуществлять контроль точности собственной речи, логичности и последовательности фраз. Помимо этого, немаловажно в течении целого разговора сохранять заинтересованность слушателей. Чтобы избежать проблем, шероховатости в эфире, радиожурналист должен готовиться и настраивать себя к диалогу.

 Для того, чтобы интервью прошло благополучно, необходимо до начала беседы выяснить как можно больше сведения о человеке: его уровень культуры, умственные способности, отличительные черты характера, узнать интересные факты из биографии. Немаловажно также учитывать личные качества собеседника, его стремления и желания, а также эмоциональное настроение. Как замечает А. П. Чудинов в своем исследовании, «если человек закрыт, то нужно расположить его к себе». Если ваш собеседник не доверяет вам, в таком случае вряд ли беседа станет искренней и занимательной. Ведь слушателей вашей радиопередачи заинтересовывает в первую очередь честность, единство и схожесть общения на радио к общению в жизни. Если все требования соблюдены, то диалог должно быть интересный и эмоциональный.

Чувства заразительны и аудитория предпочитает их гармоничность, если гость близок ведущему. В случае если же данный фактор отсутствует, то возникает соперничество интересов и конфронтация. Весьма немаловажно в работе радиоведущего быть коммуникабельным, посодействовать расслабиться гостю, либо же напротив, посоветовать ему «взять себя в руки». Ведущий на радиостанции − это человек не только с приятным тембром голоса и правильной дикцией, а ещё и креативным мышлением, который в подходящий период эфира повернет разговор в правильное направление, даст совет собеседнику и загладит провалы в интервью.

Для того, чтобы радиобеседа в прямом эфире прошла гладко. Исследователь Б. Н. Головин утверждает, что главный критерий для подготовки публичного речи − это «фиксирование, закрепление на бумаге будущего выступления − в форме плана, плана-конспекта, свободных записей либо абсолютного конспекта».

Следовательно, что необходимо проделать для подготовки корреспонденту к эфиру − обдумать план. Записывать весь полностью текст не нужно, достаточно установить для себя самые важные пункты и вопросы, которые в интервью целесообразно соблюдать. «В передачах любых жанров следует добиваться максимального отрыва от текста, а если перед глазами будет не план, а полный текст, то вы невольно будете ему следовать. План поможет сохранить важное, не потерять мысль. Ключ к вашему успеху на радио это «простой язык, доверительный тон собеседников, живые речевые формы, которые соответствуют устной публичной речи» − дает из исследований вывод М. П. Сенкевич.

Радиожурналист обязан составить определенные заготовки реплик, заблаговременно их прочитать и натренировать, а также приготовиться к эфиру с гостем. Зачастую самые забавные и яркие фразы, которые мы слышим на радио, нам кажутся импровизацией, но на самом деле они были заранее придуманы, продуманы куда их необходимо вставить в диалоге и отрепетированы.

Важно подобрать тему, которая станет дискуссироваться. Тема интервью должна соответствовать радиостанции согласно трем критериям: формату, направлению и тематике. Проблему, которую вы станете обсудить, необходимо заранее изучить: «Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям», − цель журналиста на радио.

Помимо того существенно важно, как журналист берет интервью у приглашенного гостя. В своей программе радиожурналист предстает инициатором диалога. Разговор в прямом эфире на радиостанции завязывается и завершается словами ведущего. Непосредственно он же держит под наблюдением развитие радиобеседы. В случае если тема становится не лицеприятной собеседнику, и он стремится изменить её, старается уйти от ответа на установленные вопросы, прекращает переговоры. В подобных эпизодах журналист обязан «удерживать установку» разговора, стремиться реализовать поставленные пред собой задачи, не взирая на возмущение собеседника.

Манеры ведущего программы также играет значительную роль, он вынужден ценить и понимать гостя, таким какой он есть на самом деле, независимо от его социального положения в обществе. В случае если мнения интервьюируемого и ведущего отличаются, то данное не должно быть сильно заметно радиослушателям.

Если возникла неприязнь между радиоведущим и экспертом, то необходимо прежде всего получить информацию, которую предоставляет гость, при этом чтобы слушателю не было известно ваше отношение к собеседнику. Взаимодействие двух людей проходит легко и интересно, если гость ощущает непредвзятость, справедливость журналиста.

Корреспондент, который контролирует диалог должен передавать инициативу своему опрашиваемому, а в определенных случаях лишать его инициативы.

Таким образом, можно отметить, что радиовещание постоянно обращено к аудитории, оно по своей природе диалогично. По этой причине жанр интервью, диалога, по сути, считается одним из наиболее характерных для радиовещания. Это выражает его суть, потому что это один из самых распространенных жанров радиожурналистики. С его помощью журналист способен урегулировать многочисленные проблемы информирования аудитории, представить наиболее актуальные вопросы.

По своей сути журналистика предлагает несколько подходов к жанру интервью. Они разрабатывались в течение многих лет, как в практических, так и в теоретических поисках. Собеседование определяется не каким-то конкретным показателем, а определенным их набором. Интервью имеет свои характерные особенности, которые нельзя путать с другим жанром. Во-первых, согласно дисциплине картографирования, интервью постоянно высказывает мнение о конкретном событии. Во-вторых, в соответствии с многофункциональной задачей, это должен быть разговор, и количество людей, участвующих в нем, не имеет значения. В-третьих, по способу отображения интервью его можно отнести абсолютно ко всем группам журналистских жанров: информационным, аналитическим. Непосредственно из этих жанровых характеристик объясняется все стилистическое разнообразие интервью.

Согласно мнению А. А. Тертычного «Интервью бывает информационным, аналитическим, портретным». Информационное интервью предполагает, что «вопросы корреспондента остаются за кадром, но совершенно очевидно, что он должен был передать инициативу тому, кто сейчас говорит в кадре». Такое интервью часто используют в новостных сюжетах электронных СМИ. Главное, что должен собеседник в этом интервью это описать положение дел.

Чаще всего каждый такой диалог оформлен как отдельный текст. Он имеет зачин, главную часть и концовку. Кроме того, такое интервью может проходить вместе со звонками слушателей. Они высказывают своё мнение по данной теме, задают вопросы.

Аналитическое интервью, в отличие от информационного, не содержит описания положения, но в нем есть «причинно-следственные аспекты обсуждаемого явления». Такое интервью проходит в основном с одним собеседником-специалистом по данной теме. Журналист в таком интервью может вести себя по разному. Во-первых, он может направлять диалог в нужное русло, объяснять что-либо слушателям. Во-вторых, журналист может высказывать своё мнение, вести беседу. Благодаря такому поведению журналиста диалог будет более приближен к реальности.

Если собеседник не один, а их несколько, то они могут дополнять ответы друг друга, каждый может высказать своё мнение, обсудить проблему со своей стороны. Но может быть иначе, например, когда собеседники имеют противоположные точки зрения. Такие отношения ведут к «несогласию и спору». «Спор, ведется аргументированный, собеседники спорят, но отнюдь не рвут друг друга в клочья, они отстаивают своё мнение, но не стараются переубедить друг друга. Журналист не встаёт на чью-либо сторону и не пытается примирить собеседников в их разногласиях». Таким образом слушатели получают возможность поразмышлять над словами каждого, взвесить их и выбрать того, чьей точки зрения они придерживаются.

В портретном интервью «журналист на первый план выдвигает личность собеседника и ищет именно проявление личности в тех сообщениях о биографических событиях, работе, интересах, которые даются героем как ответы на вопросы ведущего»

Журналисту, когда он берет такое интервью, важно знать много информации о человеке, у которого он собирается брать интервью, а также уметь выбирать вопросы, раскрывающие личность собеседника, его индивидуальные качества. Стоит также обратить внимание на содержание и композицию интервью. Во-первых, на логическую схему интервью. Она может содержать один смысловой центр, либо два. Если смысловой центр один, то вопросы либо все «проблемные», либо все «личностные». Если же смысловых центров два, то здесь вопросы есть и те и другие. Т. е. благодаря вопросам раскрывается личность собеседника, а также предмет, о котором он рассказывает. Во-вторых, в диалогических текстах есть событийные элементы интервью. Они представляют собой сжатый эпизод, или же наоборот − развернутое, выразительное событие. То, как представлен событийный элемент зависит от личности собеседника. Эпизоды, которые описывает гость, могут быть поданы как хронологически, так и не хронологически. Кроме того, «нередко обсуждается не само событие, сколько его последствия». Бывает и так, что событие лишь состоится, а его уже анализируют.

В зависимости от того, как размещены в диалоге вопросы можно выделить три типа интервью: тип со свободной композицией, тип с композицией импровизированной беседы и тип, при котором журналист использует заготовленные вопросы и вопросы, возникающие по ходу беседы. Тип со свободной композиции предполагает, что вопросы журналиста «едины по широкой теме, но касаются разных сторон обсуждаемого предмета». В таком интервью возможна перестановка вопросов. Второй тип-композиция импровизированной беседы. В нём вопросы возникают, когда журналист слышит ответ собеседника на предыдущий вопрос. Ну и третий тип, совмещает в себе качества первого и второго типа.

В интервью на радио важна гибкость ведущего. Это качество поможет в работе, когда позвонивший с трудом строит предложения или же когда нужно связать две разные музыкальные композиции. Кроме того, важно менять интонации и настрой в зависимости от времени эфира (утренний эфир ди-джей должен вести отдохнувшим бодрым голосом, вечерний более приятным, лиричным). Недопустима недовольная интонация, сонный голос, неприятные отзывы о слушателях. Кроме того, журналист - это прежде всего человек внимательный, который замечает интересные события и может поделиться ими со слушателями. И, разумеется, важный фактор «хорошее знание языка и умение пользоваться им, т.е. речевая культура». Благодаря этому ведущий проявляет себя как незаурядный человек, интересный собеседник.

Каким бы ни было интервью информационным, аналитическим, портретным роль ведущего остаётся неизменной. Он передаёт инициативу, «подталкивает беседу дальше», проводит мини-диалог с каждым гостем, наблюдает за обменом репликами между гостями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.011 с.)