Тема 31. Методика расследования нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 31. Методика расследования нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств



Цель – Приобретение навыков ориентирования в типичных следственных ситуациях по делам о дорожно-транспортных происшествиях и выбор правильного направления для быстрейшего установления решения основных задач расследования. Приобретение опыта в конструировании следственных версий, выведение следствий из них и в организации проверки версий по делам данной категории. Закрепление навыков определения комплекса первоначальных действий по расследованию этих происшествий, по криминалистическому анализу собранных данных и синтезу их для установления обстоятельств преступления.

Закрепление знаний по проведению осмотра места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях, составлению протокола осмотра и плана. Закрепление знаний в области организации и планировании в типичных следственных ситуациях. Выработка первоначальных практических навыков назначения и оценки результатов дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: особенности следственной ситуации, складывающейся на первоначальном и последующем этапе расследования нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в зависимости от этого необходимость производства конкретных следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования (ОПК-2)

Уметь: с учетом складывающейся на первоначальном и последующем этапе расследования нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств планировать производство неотложных и последующих следственных действий, применение приемов расследования на различных его этапах (ОПК-2).

Владеть: моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости профессии, этике юриста; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; иметь навыки работы с современными информационными технологиями. (ОПК-2).

Организационная форма занятия: Выполнение индивидуальных творческих заданий

Теоретическая часть

Отвечая на первый вопрос, студент должен знать, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что по характеру механизма все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иной вид ДТП.

При ответе на третий вопрос следует сказать, что на начальном этапе планирования перечень первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств.

При ответе на четвертый вопрос следует сказать, что расследование начинается с осмотра места ДТП. Особенностью осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

При ответе на пятый вопрос следует сказать, что до выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, криминалист — специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, стереофотографии и пр.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника.

При ответе на шестой вопрос следует сказать, что в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждение для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, затем проводится допрос водителя и свидетелей.

К последующим следственным действиям по делам о ДТП относят проведение судебных экспертиз. Наряду с автотехнической экспертизой может быть назначены транспортно-трасологическая экспертиза, судебно-медицинская экспертизы.

Важную роль при расследовании ДТП играет назначение комплексных экспертиз (судебно-медицинской и судебно-автотехнической; автотехнической и транспортно-трасологической; трасологической и металловедческой).

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Криминалистическая характеристика преступлений.

2. Круг обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании дорожно-транспортных происшествий.

3. Составление плана расследования.

4. Первоначальные следственные действия и розыскные мероприятия.

5. Последующие следственные действия.

6. Судебные экспертизы, характерные для расследования дорожно-транспортных происшествий.

7. Изучить фабулы задач, предложенных преподавателем. На основе их (ее) анализа составить план расследования с учетом тактических недостатков и обнаруженных ошибок.

8. Составить план производства отдельного следственного действия, характерного для расследования, с учетом исходной информации, предоставленной преподавателем.

-  Осуществить планируемое следственное действие.

- Обсудить результаты занятия.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1.Из каких элементов складывается криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта?

2. Какие данные криминалистической характеристики и каким образом могут быть использованы в целях быстрейшего раскрытия преступления?

3. Какая структура и взаимосвязь существует между отдельными элементами криминалистической характеристики и дорожной системы «человек – автотранспорт – дорого – среда»?

4. Какие данные необходимы следователю для установления механизма дорожно–транспортного происшествия? Какие специальные знания в этих случаях могут потребоваться?

5. Назовите наиболее распространенные виды дорожно-транспортных происшествий.

6. Какие виды первоначальных следственных ситуаций типичны для дел о ДТП и какова программа действий следователя в каждом из них?

7. Какова программа действий следователя при ситуации, когда транспортное средство и водитель находятся на месте происшествия?

8. Какова программа действия следователя при ситуации, когда водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия?

9. Какова программа действия следователя, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся?

10. Каковы методы выявления причин ДТП и условий, способствующих происшествиям на транспорте?

11.  Какие действия выполняют работники полиции до выезда следователя для осмотра места происшествия?

12. Какие криминалистически значимые обстоятельства и объекты должны быть обязательно зафиксированы при осмотре места происшествия?

13. Каковы особенности осмотра транспортного средства?

14. По каким признакам определяется направление движения скрывшейся автомашины?

15. Каковы особенности применения научно – технических средств при осмотре места происшествия (стереофотограмметрический метод)?

16. Каковы возможности автоматизированной системы «Поток» подразделений ГИБДД МВД в расследовании данной категории дел?

17. Какие экспертизы назначаются по делам о ДТП?

18. Какие задачи ставятся перед судебно-медицинской экспертизой потерпевших, трупов и вещественных доказательств?

19. Какие задачи могут быть поставлены перед автотехнической экспертизой?

20. Какие задачи можно поставить перед криминалистической экспертизой горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных материалов, волокон тканей?

21. Какие сведения об обстоятельствах дорожного происшествия обязан сообщить и предоставить следователь эксперту в качестве исходных данных?

22. Какова сущность системы «Автоэкс – 2», предназначенной для производства автотехнических экспертиз по делам о наездах с использованием ЭВМ?

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Т.В. Аверьянова [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 799 c. — 978-5-238-02958-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71179.html

2. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — 978-5-238-02145-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71096.html

Дополнительная литература:

1. Григорович В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника [Электронный ресурс]: курс лекций / В.Л. Григорович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 304 c. — 978-985-7081-23-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28156.html

2. Корж П.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: практикум / П.А. Корж. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 60 c. — 978-5-4486-0101-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71565.html

3. Криминалистика [Электронный ресурс]: сборник задач /. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 82 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62948.html

4. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 639 c. — 978-985-06-1983-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20221.html

5. Тюнис И.О. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.О. Тюнис. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 232 c. — 978-5-4257-0076-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17020.html

6. Чепурнов А.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.А. Чепурнов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2012. — 88 c. — 978-5-374-00181-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14640.html

7. Чурилов С.Н. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике [Электронный ресурс]: научно-практическое пособие / С.Н. Чурилов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Юстицинформ, 2010. — 136 c. — 978-5-7205-1001-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13397.html

Методическая литература:

1. Руководство для следователей. Руководство для следователя по осмотру места происшествия. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Костылевой Г.В., Попова И.А. М.:Издательство: Проспект, 2013. 440 с.

2. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2-х частях. Часть 1.//Под ред. Муженской М.Е., Костылевой Г.В.М.,2013. 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://e.lanbook.com (Электронно-библиотечная система «Лань»)

2. http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека).

3. www.consultant.ru (СПС КонсультантПлюс)

4. http://law.edu.ru (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал)

5. http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html (Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета)

6. www.mvd.ru – официальный сайт МВД РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.028 с.)