Роль марксизма в развитии методологии истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль марксизма в развитии методологии истории



Марксизм сумел сохранить и продолжить наиболее важное и ценное в разных, притом все более несовпадающих и расходящихся направлениях общественной мысли именно потому, что он разорвал порочный круг буржуазного миросозерцания в целом. Открытие материальной основы развития общества сделало возможным познание исторической действительности, исходя из нее самой, как закономерного процесса, движимого внутренне присущими ему противоречиями и воплощенного в общественной практике людей. Тем самым принцип детерминизма, причинного объяснения, приобрел форму, соответствующую характеру человеческой истории. Коренное положение материализма о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не только получило решающее доказательство, но и было освобождено от метафизического, абстрактного противопоставления человека окружающему его внешнему миру. Идее бессилия людей перед роковыми законами истории марксизм противопоставил анализ объективных условий преобразования мира и самого человека, которые вытекают с обязательной силой из положения, борьбы, исторической роли нового класса - пролетариата. На этой основе была заново открыта диалектика в ее "рациональном виде" как метод познания и вместе с тем практически-революционной деятельности, в ходе которой только и возможно выявление и осмысление взаимосвязей, взаимозависимостей всех общественных явлений и процессов, взятых в целом и в развитии. В силу этого возникла также возможность подлинно монистического взгляда, охватывающего и природу, и общество, мировоззрения материалистического и исторического одновременно. Историзм как генеральный методологический принцип был проведен строго и последовательно, распространен на настоящее и будущее человечества, что позволило впервые представить весь процесс всемирноисторического развития как процесс непрерывного обновления, отрицания и становления, восхождения, таким образом, от низшего к высшему.

Принципиально важным было то, что новый диалектикоматериалистический, исторический метод формировался и обогащался его основоположниками в ходе предметного исследования (решающую роль сыграл в этом отношении "Капитал"). Два величайших открытия Маркса - "...основного закона, определяющего движение и развитие человеческой истории..." и "...особого закона движения современного капиталистического способа производства и порожденного им буржуазного общества" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 348, 351) - были в сущности единым открытием, единым процессом проникновения в природу общественной эволюции. Поскольку капитализм вырос из предшествующих ему форм общества, вобрав и подчинив себе либо непосредственно (в метрополии), либо через создание мирового рынка и мировой колониальной системы все прежние типы и виды производственных отношений и социального гнета, поскольку, далее, самой глубокой объективной тенденцией развития буржуазного общества является самоотрицание не только данного, но и всякого строя, основанного на эксплуатации, постольку и исследование генезиса капитализма, исторического движения этой формации включало в себя основные моменты всемирной истории, начиная с возникновения человека и общества, становления таких его институтов, как семья, община, собственность, классы, государство. Анализ капиталистического общества явился ключом к анализу предшествующих форм не просто в силу генетической связи, но и в результате выработки метода, позволяющего отобразить реальное движение истории в движении овладевающего им научного познания: в понятиях, категориях, законах, система которых представляет логическую модель действительности. Категории и понятия, выработанные в процессе изучения наиболее развитого для своего времени социального объекта, в силу этого приобрели всеобщее значение в качестве орудия исследования других классовых обществ, в известной мере всей человеческой истории. В первую очередь, это относится к понятиям, выражающим необходимый характер, закономерность развития общества и определяющим как его внутреннюю структуру в каждый данный момент, так и его динамику - этапы, стадии поступательного движения отдельных стран, групп стран и всего человечества: понятия способа производства, общественноэкономической формации. Ту же роль играют категории, отображающие взаимодействие объективного и субъективного, стихийного и сознательного в истории: базис и надстройка, классы и классовая борьба, социальная революция. Но и другие, более частные понятия, фиксирующие результаты анализа отдельных сторон буржуазного общества, а сквозь призму его и предшествующих обществ, сыграв важную роль в становлении исторического материализма в целом, сохранили и в дальнейшем свое общеметодологическое значение для исторического исследования.

Все эти логические категории не оставались неизменными. Движение марксизма вперед сопровождалось не только обновлением теории, но и творческим развитием самого метода, постепенно обогащающегося исследованием новых сторон действительности, например, современный капитализма, и особенно практическое применением теории к практике, прежде всего к практике клас. борьбы и революционных, социалистических, антиимпериалистических преобразований - самых сложных и подвижных процессов действительности (потому предъявляющих максимальные требования к познанию и неоднократно обрекавших на ошибки и поражение течения и деятелей с метафизическим, недиалектическим методом мышления). «Конкретный анализ конкретной ситуации», блестящие образцы которого дали уже Маркс и Энгельс, получил исключительно многостороннее применение в ленинском творчестве и в этом отношении в наибольшей мере обогатил диалектико-материалистический метод, принцип историзма, а через метод всю общественную, в том числе историческую науку, включая те отделы ее, которыми основоположники марксизма-ленинизма непосредственно не занимались.

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (Французское positivisme, от латинского positivus - по­ложи­тель­ный) - фи­лософское на­прав­ле­ние XIX-XX веков, под­чёр­ки­ваю­щее на­дёж­ность и цен­ность опи­раю­ще­го­ся на опыт на­учного по­зна­ния по срав­не­нию с ме­та­фи­зи­кой и ины­ми фор­ма­ми ду­хов­ной дея­тель­но­сти.

В определенном смысле позитивизм помогал утвердиться представлению об объективной закономерности, присущей историческому развитию, и о прогрессивном, поступательном движении истории. Так, Герберт Спенсер всю историю человечества делит на три этапа. На первом этапе возникает племенное общество, на втором появляется раннее классовое общество, происходит объединение племён в большие группы, появляются нации. Третий этап он именовал индустриальным, по его мнению, именно на нём человечество находится в настоящее время.

Характеризуя позитивизм, следует учитывать, что понимание им прогресса было чисто эволюционистским, т.е. исключало возможность качественных революционных скачков. Так, О. Конт считал (прямо ссылаясь при этом на пример деятелей Французской революции), что стремиться к революционным изменениям в обществе - значит нарушать законы истории, идти против них. Признание закономерности в истории исчерпывалось у позитивистов представлением о всеобщих социологических законах, не оставлявшим места для обобщений на каком-либо ином уровне (такие обобщения объявлялись «метафизикой», а не положительным знанием). Поэтому позитивистская историография чем дальше, тем больше уходила от широких, имевших кардинальное значение проблем и направляла свои усилия лишь на поиск и детальное описание фактов.

Неокантианство. Модернизм.

Неокантианство – направление идеалистической философии, возникшее в 60-е годы XIX века и включающее в себя школы, ориентированные на «возвращение» к И.Канту: Марбургская школа – Коген, Наторп, Кассирер – и Баденская школа – Виндельбанд и Риккерт.

Они выдвинули лозунг «следует вернуться назад к Канту» и видели главное достижение его философии в идее, что формы чувственного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) – это инструменты познающего субъекта; главную ошибку они видели в признании объективного существования «вещи в себе». Неокантианцы стремились разрешить противоречие сведением «вещи в себе» к «предельному понятию опыта». Марбургская школа рассматривала ее как задачу: объект познания не дан, а «задан» познающему субъекту. Всеобщность и необходимость научного знания объяснялись саморазвертыванием разума, их независимостью от ощущений и «вещи в себе»; предмет познания формируется в развивающемся опыте (Э.Кассирер). В трактовке Баденской школы «вещь в себе» рассматривалась как имеющая чисто субъективное существование: бытие действительности должно рассматриваться как бытие в сознании (Г.Риккерт). Тем самым неокантианцы критиковали И.Канта с позиций более последовательного, чем у него, идеализма.

Неокантианцы считали, что объект укоренен в самом мышлении. Мышление обладает огромной творческой активностью и является источником сущностных определений самого бытия. Марбургская школа разрабатывала трансцендентальный метод как учение о конструировании мышлением объектов культуры (науки, этики, искусства, религии); задача философии виделась в изучении творческого созидания мышлением объектов (П.Наторп). Поскольку эти «объекты» – объекты культуры, мышление в форме науки выступает творцом культуры. Баденская школа трактовала познание как психический процесс, исходящий из многообразия опыта и имеющий результатом всеобщее и необходимое знание. Оно возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно соотноситься для достижения своей цели (истины); поэтому философия рассматривалась как «наука о ценностях».

Неокантианцы, в отличие от Г.Гегеля, не превращали мышление в абсолют как основу всего бытия, в том числе и культуры. Отвергали они и субъективизм. Баденская школа признавала объективность ценностей, которые хотя и не существуют сами по себе, но имеют общезначимый характер; Марбургская школа допускала бытие Бога (Г.Коген) или логоса (П.Наторп) как объективной основы бытия, мышления и морали.

Неокантианцы использовали также кантовскую идею отрицания объективной закономерности природы и выведения познания из субъекта, из мышления с его «априорными» законами (по И.Канту, «рассудок законодательствует в природе»). Эта идея легла в основу исследования «логики чистого познания» в Марбургской школе и «логики наук о культуре» в Баденской школе.

Модернизм это философское движение, которое, наряду с культурными тенденциями и изменениями, возникла из широкомасштабных и далеко идущих преобразований в западном обществе в конце 19 и начале 20 вв. Среди факторов, которые в форме модернизм были развитием современных индустриальных обществ и быстрого роста городов, а затем реакции ужаса на мировую войне. Модернизм также отверг уверенность Просвещения мышления, и многие модернисты отверг религиозную веру.

Модернизм, в целом, включает в себя деятельность и творения тех, кто считает традиционные формы искусства, архитектуры, литературы, религиозной веры, философии, общественной организации, деятельности в повседневной жизни, и науки, становившиеся плохо установлены на свои задачи и устаревшее в новой экономической, социальной и политической среде, формирующийся полностью индустриального мира. Поэт Ezra Pound «s 1934 Предписание„Сделать это новое!“ был пробный камень подхода движения к тому, что он видел, как теперь устаревшую культуру прошлого. В этом духе, его инновации, такие как поток, из сознания романа, атонального (или pantonal) и двенадцать тонов музыки, divisionist живописи и абстрактного искусства, все были предшественники в 19 - м веке.

Заметная характеристика модернизма является самосознанием и ирония в отношении литературных и социальные традиции, которые часто приводили к экспериментам с формой, наряду с использованием методов, которые обратили внимание на процессы и материалы, используемых при создании картины, поэмы, строительство и т.д.. Модернизм явно отверг идеологию реализма и делает использование произведений прошлого занятости репризы, регистрацию, переписывание, репризы, пересмотр и пародии.

Некоторые комментаторы определяют модернизм как способ мышления-один или более философски определенные характеристики, как самосознание или самоссылки, которые работают во всех новинках в области искусства и дисциплинах. Чаще, особенно на Западе, являются те, кто видит его как социально прогрессивную тенденцию мысли, что подтверждает силу человеческих существ, чтобы создать, улучшить и изменить свою среду с помощью практических экспериментов, научных знаний или технологий. С этой точки зрения, модернизм рекомендуется повторное рассмотрение каждого аспекта существования, от торговли к философии, с целью найти то, что было «сдерживает» прогресс, и заменить его новым способам достижения той же цели. Другие сосредоточиться на модернизм как эстетическая самоанализа. Это облегчает рассмотрение конкретных реакций на применение технологии в Первой мировой войне, и анти-технологических и нигилистические аспекты произведений различных мыслителей и художников, охватывающих период от Фридриха Ницше (1844-1900) к Беккета (1906- 1989).

В то время как некоторые ученые считают, модернизм продолжается в двадцать первого век, другие видят это превращается в поздний модернизм или высокий модернизм. Постмодернизм представляет собой отход от модернизма и опровергает его основные предположения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.011 с.)