Банту (Агглютинативные языки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банту (Агглютинативные языки)



(НЯБ11)

СУАХИЛИ

 

Агглютинирующий язык. Префигированный тип: aR

 

— язык народа суахили. Крупнейший из языков банту по числу говорящих (больше 150 млн чел.) и один из наиболее значительных языков африканского континента. Являясь языком межэтнического общения, суахили распространён на обширной территории Восточной и Центральной Африки, от побережья Индийского Океана на востоке до центральных областей ДР Конго на западе, от Сомали на севере до Мозамбика на юге.

Суахили является государственным языком в Танзании, Кении и Уганде.

Суахили — единственный африканский язык, получивший статус рабочего языка Африканского союза (с 2004 года) и официальный язык Восточноафриканского Сообщества.

Современный суахили использует для письма латиницу.

Название Kiswahili происходит от множественного числа арабского слова sāhil ساحل: sawāhil سواحل со значением «побережье». С префиксом wa- слово используется для обозначения «жителей побережья», с префиксом ki- — их языка (Kiswahili — «язык жителей побережья»).

Суахили относится к языкам банту. Согласно генетической классификации Дж. Гринберга, языки банту относятся к бенуэ-конголезской группе нигеро-конголезской семьи.

Согласно внутренней классификации М. Гасри, язык суахили входит в группу G42: Бантоидные/Южные/Узкие банту/Центральные/G.

По разным данным, суахили является родным для 2,5—5 млн человек. Ещё 50—70 млн человек используют его в качестве второго или третьего языка общения.

Суахили объявлен официальным в Танзании (в 1967 г.) и Кении (в 1974 г.). Правительство Уганды ввело его в качестве обязательного предмета для начальной школы в 1992 году и объявило официальным в 2005.

На суахили говорит примерно 90 % жителей Танзании (примерно 39 миллионов). Большинство образованного населения Кении может свободно говорить на нём, поскольку он является обязательным предметом в школе с первого класса. Суахилиязычными являются 5 провинций Демократической Республики Конго. Он также используется относительно небольшими группами населения в Бурунди, Руанде, Мозамбике, Сомали, Малави и северной части Замбии.

На Коморских островах, включая Майотту, и в коморской диаспоре распространены диалекты языка шикомор, традиционно считающиеся диалектами языка суахили.

Современный стандартный суахили основан на диалекте Занзибара. Отделить диалекты друг от друга, с одной стороны, и диалекты от языков, с другой, довольно непросто и насчёт их списка имеется ряд расхождений:

· киунгуджа: диалект города Занзибара и его окрестностей;

· кутумбату и Кимакундучи: диалект областей Занзибара;

· кисетла: Сильно пиджинизированный вариант суахили. Используется для бесед с европейцами;

· найробийский суахили: диалект Найроби;

· кипемба: местный диалект Пембы;

· кингвана: диалект Демократической Республики Конго.

Современный суахили пользуется латинской графикой (введённой европейскими миссионерами в середине XIX века). Ранее, с X в., использовалась арабица (старосуахилийское письмо), крупнейший памятник которого — эпос «Книга об Ираклии» XVIII века. Первый памятник датируется 1728 годом.

В современном алфавите 24 буквы, не используются буквы Q и X, а буква C используется только в сочетании ch.

Формирование суахили относится к периоду интенсивной торговли между народами, населявшими восточное побережье Африки и острова Занзибар, Пемба (и другие близлежащие), и арабскими мореплавателями. Сегодня в лексике и грамматике суахили очевидно арабское влияние, размеры которого объясняются мощным культурным и религиозным влиянием арабов. Предки этнических суахили (или так называемых waswahili), по-видимому, были потомками арабских и индийских переселенцев (главным образом, торговцев) и жителей внутренних областей Восточной Африки, принадлежавших к различным племенам банту. Две мощных волны переселений относятся соответственно к VIII—X вв. и XVII—XIX вв., что позволяет назвать ориентировочную дату начала развития языка.

Этнические суахили восточноафриканского побережья создали в XIII—XIX вв. свою культуру, являющуюся сплавом местных африканских традиций и восточных (прежде всего, арабо-мусульманских) влияний; они пользовались письменностью на арабской основе. Памятники этого времени (стихи, песни, исторические хроники и другие документы, самые ранние из которых относятся к XVIII в.) отражают так называемый старосуахилийский язык (представленный целым рядом диалектных разновидностей; некоторые возникшие в ту эпоху варианты суахили теперь рассматриваются как самостоятельные языки, как, например, коморский — язык Коморских Островов в Индийском океане). Формирование современного общераспространённого стандартного суахили происходило на основе диалекта киунгуджа (остров Занзибар; занзибарский вариант суахили традиционно считается одним из наиболее «чистых» и «правильных»).

С расширением континентальной торговли суахили постепенно становится языком межэтнического общения. Эта важнейшая социальная роль суахили ещё более усилилась в постколониальный период, когда независимые государства Африки стали рассматривать суахили как настоящую альтернативу языкам бывших метрополий (прежде всего, английскому). Успешному распространению языка суахили способствует то, что большинством говорящих он воспринимается как «общеафриканский», но при этом также как нейтральный язык, не связанный ни с какой узкой этнической группой; таким образом, по крайней мере в Танзании (населенной преимущественно народами банту), языку суахили удалось стать своего рода символом национального единства.

 

Общее число говорящих:

Первый язык: 5 млн

Второй язык: более 150 млн

 

 

Кордофанские языки: (НЯКо)

— группировка языков, распространённая в горах Кордофана (Республика Судан), таксономический статус остаётся под вопросом. До последнего времени считалась отдельной семьёй в составе нигеро-конголезской макросемьи, наиболее генеалогически отдалённой от остальных семей. Недавно Роджер Бленч поставил под сомнение единство кордофанских языков, предположив, что талоди-хейбанские могут представлять собой семью, более близкую остальным нигеро-конголезским, в то время как катла-тима и рашадские суть отдельные семьи на периферии той же семьи. Близость кордофанских языков в таком случае объясняется поздним сближением в рамках языкового союза.

Общепринятым считается включение в состав кордофанских языков четырёх ветвей:

· Катла-тима (катла): катла, тима.

· Хейбанская (коалибская): тиро (тира), моро, ширумба (швай), уторо (оторо), лару-хейбанский (ларо-эбанг), логол (луха), коалибский, ко (кау-фунгор), варнанг (верни).

· Талодийская: талоди (дьоманг), ндинг (элири), масакинский (нгилк-денгебу), точо, тегем (лафофа).

· Рашадская (тегали-тагойская, оголе): тегали (рашад), тагойский.

Языки каду (тумтум), включавшиеся Гринбергом в эту семью, после работы [Schadeberg 1981c] считаются отдельной семьёй, предположительно входящей в гипотетическую нило-сахарскую макросемью.

Во всех кордофанских языках (кроме тегальских) фонологически различаются дентальные и альвеолярные t, d, в коалибских и тумтумских языках есть глоттализованные инъективы: d, в части языков также b, g.

Во многих кордофанских языках обнаружены фонологические тоны. Коалибские, талодийские, тагой и тумале сохраняют богатую систему согласовательных классов (до 25 классов), оформляемую префиксами. В тумтумских языках классов нет, но есть мужской, женский и средний грамматический роды (видимо, восходящие к классам). В тегали, рашад и языках катла классы утрачены. Глагольное словоизменение осуществляется префиксами (указывающими лицо, число, также класс или род субъекта и объекта) и суффиксами (чаще временными).

Кордофанские языки — бесписьменные.

Канга, мири, тумтум

(НЯКо1)

Катла

(НЯКо2)

Рере

(НЯКо3)

Уторо

(НЯКо4)

Тегем

(НЯКо5)

Тегали, тагой и др

(НЯКо6)

НИЛО-САХАРСКИЕ ЯЗЫКИ. (НС)

(Центральная Африка, зона географического Судана)

 

— гипотетическая макросемья африканских языков, распространённых между языками афразийской и нигеро-конголезской макросемей и не вошедших ни в одну из них. Распространены в южной части Сахары, в долине Нила, в Сахеле, регионе Судан и в прилегающих районах Центральной, Западной и Восточной Африки — от Мали на западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге.

Общее количество носителей нило-сахарских языков (согласно Ethnologue-16) приблизительно равно 39 миллионам человек. Тем не менее, данные охватывают диапазон с 1980 по 2005 год (включая усредненные показатели 1990-х годов).

Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез (Грегерсен,1972), нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями. Однако большинство лингвистов с осторожностью относятся к таким предположениям, поскольку родство самих нило-сахарских языков очень далеко от доказанности.

Некоторые языковые группы нило-сахарской макросемьи, по оценкам, предшествовали периоду африканского неолита. Так, например, единство Восточносуданских языков было основано, ориентировочно, в 5-м тысячелетии до нашей эры. Нило-сахарское генетическое (и языковое) единство обязательно будет намного старше восточносуданских языков, и будет относиться к периоду верхнего палеолита.

Распределение семей нило-сахарских языков может отражать расположение водных ресурсов в Зелёной Сахаре, когда пустыня была более пригодной для жизни, чем она является сегодня, — то есть в период неолитического субплювиала, когда Сахара в последний раз была саванной.

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада — к переходным и смешанным типам европеоидно-негроидной расы.

Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

· Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.

· Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури.

· Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом.

· В фурскую семью (фор) входит всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.

· Центральносуданская семья состоит из 8 ветвей, географически разделённых на западную (юг Чада и север ЦАР) и восточную (юг Судана и северо-восток ДРК) части, и включает более 60 языков (языки сара и др.).

· Восточносуданские (восточносахельская) языки — условное объединение (надсемья) языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.

o тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви);

o ньиманская семья;

o язык нара;

o кир-аббайская семья, включающая нилотские языки.

o мероитский язык (мёртвый) — гипотеза К. Рильи, получившая поддержку ряда западных лингвистов.

· Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.

· Кульякская семья (руб) включает всего 3 небольших языка в Уганде: ик, ньянгия, соо (тепес).

· Берта — изолят в Эфиопии.

· Команская семья включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана.

· Гумуз — изолят в Эфиопии.

· Кунама — изолят в Эритрее.

Под сомнением остаётся вопрос о принадлежности к нило-сахарским языкам вымершего мероитского языка.

 

Общее число говорящих:

50 млн

Сонгай

(НС1)

Сонгайские языки — языки народа сонгай, прежде считались одним языком. Распространён в среднем течении Нигера, на территории государств Мали, Нигер и Бенин.

Существует трудность отнесения языка сонгаи к какой-либо макросемье, однако наиболее распространено мнение об их принадлежности к нило-сахарским языкам.

Согласно французскому лингвисту Р. Николаи, сонгайские языки состоят из двух групп диалектов: южно-сонгайских диалектов и северо-сонгайских диалектов. Взаимопонимание между представителями этих групп отсутствует.

Наиболее распространены диалекты Гао (Мали) и Зарма (Нигер).

Содержит большое количество арабизмов и заимствований из языков манде и французского языка.

Во времена империи Сонгаи, когда один из сонгайский диалектов был официальным языком государства, для записи текстов на нём использовалась арабская вязь. Сейчас сонгайская письменность основана на латинском алфавите.

 

Общее число говорящих:

1,2 млн

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.111.49 (0.032 с.)