Невербальные средства общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные средства общения



Задание на25.06.21 г.

1. Выучить лекционный материал.

2. На основании выученного лекционного материала ответить на вопросы для самоконтроля.

3.  Решить(ТЕСТ) «12 рекомендаций Дейла Карнеги»,правильный ответ нужно выделить жирным шрифтом (О),или (М)

 Тест и вопросы находятся перед лекционным материалом.

4.Так же можно пользоваться:

- учебниками «Менеджмент» из библиотеки БГК они находятся у вас на руках,

-можно пользоваться электронными учебниками из электронной библиотеки «Знаниум» и источниками ИНТЕРНЕТ

- а также дополнительной литературой и лекционным материалом.

5.Срок сдачи задания 26.06.21 г.

 

Оборудование и оснащение для выполнения задания:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет ресурсов.

Основная литература:

8. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебник/Е.Л. Драчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288с.

9. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебник/Е.Н. Кнышева. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. – 304с.

10. Косьмин А.Д. Менеджмент: Учебник/А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208с.

11. Репина Е.А. Основы менеджмента: учебное пособие/Е.А. Репина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 240с.

12 Уткин Э.А. Практикум по курсу менеджмента: учебное пособие/Э.А. Уткин. – М.: Издательство «Зеркало», 2017. – 218с.

17. Попова А.А. Менеджмент. Практикум: учебное пособие/А.А. Попова. – Р/Д.: «Феникс», 20118– 252с.

18.. Сетков В.И. Основы общего менеджмента: учебник/В.И. Сетков. – М.: ИНФРА – М, 2015.- 169с.

Дополнительная литература:

1.  Беспалов, В. А. Методологические проблемы системы управленческих решений / В. А. Беспалов. – М.: Экономика, 2015с.

2. Колпаков, В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: учеб. Пособие / В. М. Колпаков. – К.: МАУП, 2017. – 504с.

Интернет источники:

 1. http://www.psyinst.ru

2. http://www.syntone.ru

3. http://sbiblio.com

4. http://rucont.ru/ национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека на базе технологии Контекстум

5.http://www.znanium.com/ Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM

6. http://biblioclub.ru/ Университетская библиотека ONLINE, Интернет-магазин, Деловой портал, Энциклопедии

7. http://aclient.integrum.ru/login.aspx?si=2R Информационно-аналитическое агентство ИНТЕГРУМ

8. http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека (НЭБ)

9. http://www.ojkum.ru/ Научно-теоретический журнал ОЙКУМЕНА, регионоведческие исследования

 10. http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ)

 11. http://mybrary.ru/ Электронная библиотека MYBRARY

 12. http://lib.vvsu.ru/russian/index.php?id=61 Виртуальные выставки

13. www.school.edu.ru/dok edu.asp 15. www.edu.ru/db/portal/sred/

14. www.allbest.ru

15. www.referanatemu.com

16. www.work.tarefer.ru

 

      Технические средства обучения:

Ноутбук,компьютер.

Компьютерные программы:

Microsoft Office 2007-2010

Microsoft Windous XP Professional

Консультант +

1С версия8.3.

Критерии оценивания выполнения практического задания

- владение терминологией и действующим законодательством

- соблюдение сроков сдачи

- способность нестандартно мыслить, анализировать информацию

- правильность предложенных вариантов решения поставленной задачи.

Оценка «5»:

- ставится если задание сделано в полном объеме, аккуратно и правильно оформлена на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности;

Оценка «4»:

- ставится, если задание сделано в полном объеме и правильно оформлена на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки;

Оценка «3»:

 

-ставится если задание сделано не в неполном объеме, но прослеживается знание материала,, но при этом допущены существенные ошибки;

Оценка «2»:

-ставится если отсутствует задание, или  при решение задания обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не может исправить даже после консультации педагога.

 

При изучении лекционного материала студент должен знать:

· основные понятия,  условий эффективного общения

· основные этапы и функции  условий эффективного общения;

· критерии и ограничения для выбора  альтернатив;

· сущность,виды и принципы  условий эффективного общения  

· структуру основной модели условий  эффективного общения;

 

Вопросы для проверки знаний по теме: «Условия эффективного общения»

1.Что такое общение?

2.Какие вы знаете средства общения?

3.Проанализируйте роль каждого из средств общения?.

4.Охарактеризуйте коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения.?

5.Дайте характеристику духовному общению?.

6.В каких ситуациях складывается деловое общение?

7.Чем отличается примитивный стиль общения от формально-ролевого?

8.Охарактеризуйте светский стиль общения.

9.Что такое невербальное общение?

10.Назовите особенности невербального общения

11.Назовите приемы невербальной коммуникации. Приведите примеры того, как они отражают эмоциональное состояние человека.

12.Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

13.Приведите классификацию невербальных средств общения.

14.Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?

15.В каких случаях мы доверяем в первую очередь (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

 

 

Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги.

 

 Ваша задача будет определить, какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам

людей, а где манипуляция: Открытое общение отметить (О), а манипуляцию (М)

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом.

4. Улыбнитесь.

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи.

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

8. Взывайте к благородным побуждениям.

9. Бросайте вызов.

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

11. Давайте людям почувствовать их значительность.

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите.

 

 

 Лекция. Условия эффективного общения

 

 

Цель урока:

- формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов по теме «Условия эффективного общения».

 

- образовательная – организовать повторение материала, систематизировать знания и закрепить представления об основных видах, средствах, функциях, этапах и формах эффективного общения.

- развивающая – развивать осознанное мышление, обучать навыкам эффективного общения, умениям определять качества личности, важные для успешного делового общения.

-воспитательная – внимание и интерес к дисциплине, создание творческой атмосферы на уроке.

Тип урока –лекция.(комбинированное)

Методы урока с применением теоретического материала, выполнением упражнений на приобретение навыков эффективного общения. Межпредметная связь – психология делового общения, практическая психология, общая психология

 

План урока:

1.Общение. Структура и средства общения.

2.Невербальные средства общения.

3.Средства невербального общения.

4.Особая роль в передаче информации отводится мимике.

5.Межличностное пространство.

6.Вербальное общение. Речевые средства общения

7.Стили общения

8. Манипулирование

9. Типы манипулятивных систем.

10.Механизмы межличностного восприятия

 

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они

на самом деле такие,

какими хотели бы быть, и вы

поможете им стать такими.

Гете

 

1. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

2. В едином процессе общения выделяют три стороны:

· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;

· интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

· перцептивная - предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Виды общения:

· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

· формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.

· деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;

· светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;

· духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием;

· примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

· манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

 

Стили общения

Умение общаться с людьми – это товар,

который можно купить так же, как сахар и кофе.

И я заплачу за такое умение больше,

чем за что-либо на свете.

Дж.Рокфеллер

Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.

· симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.

· психологическое карате – ваша цель – психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх, вину. Вы играете роль босса, барина, благодетеля. Вашему партнеру остаются пассивные роли: жертва, слуга, ученик. Психологическое карате можно использовать во время конфликта, если ваши позиции достаточно сильны. Здесь используется техника задавания вопросов. Вопросы – мощное психологическое оружие в умелых руках. Используя вопросы, вы контролируете ход и направление беседы, вы занимаете доминирующую позицию, вы активны, ваш собеседник пассивен. К психологическому карате относится модель эксперта и криминальный наезд как наиболее жесткий вариант.

· психологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей. К психологическому айкидо относятся приемы работы с жалобами.

Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей.

Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность. Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех. Как показывает практика, люди, добившиеся успеха - известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены – длительное время овладевали приемами общения.

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.

Техники эффективного знакомства – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.

· Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.

· Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.

· Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

· Иметь в запасе ряд проверенных в действии речевых или поведенческих заготовок (Хотите, я вам погадаю? Хотите, я угадаю ваше имя? и т.д.).

· Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)

· Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)

· Ваш настрой дожжен быть позитивным.

· Используйте прием «веер тем». (Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете определить, что же действительно интересует вашего нового знакомого. Избегайте переливания из пустого в порожнее)

· Задавайте «открытые» вопросы. (А что вы думаете? А что вы чувствуете?)

· Прием «родственные души». (Общее: профессия, увлечения, взгляды на те или иные приятные события жизни)

· Прием «землячество».

· Спросите: «Чем вам помочь?»

· Идите на совместные действия. (Заварите вместе чай и т.д.)

· Используйте юмор.

· Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).

· Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. (Жалко с вами расставаться, вы произвели на меня приятное

.

 

Манипулирование

Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда нам приходилось делать далеко нетто, что хотелось бы. причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то манипуляции. Нашими действиями исподтишка руководят. Манипуляции стали столь обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы перестаем их замечать.

Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество).

Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них).

Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и др.

Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.

Причины манипуляции:

1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)

2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)

3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)

4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.

5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

 

Типы манипулятивных систем.

 

Задание на25.06.21 г.

1. Выучить лекционный материал.

2. На основании выученного лекционного материала ответить на вопросы для самоконтроля.

3.  Решить(ТЕСТ) «12 рекомендаций Дейла Карнеги»,правильный ответ нужно выделить жирным шрифтом (О),или (М)

 Тест и вопросы находятся перед лекционным материалом.

4.Так же можно пользоваться:

- учебниками «Менеджмент» из библиотеки БГК они находятся у вас на руках,

-можно пользоваться электронными учебниками из электронной библиотеки «Знаниум» и источниками ИНТЕРНЕТ

- а также дополнительной литературой и лекционным материалом.

5.Срок сдачи задания 26.06.21 г.

 

Оборудование и оснащение для выполнения задания:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет ресурсов.

Основная литература:

8. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебник/Е.Л. Драчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288с.

9. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебник/Е.Н. Кнышева. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. – 304с.

10. Косьмин А.Д. Менеджмент: Учебник/А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208с.

11. Репина Е.А. Основы менеджмента: учебное пособие/Е.А. Репина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 240с.

12 Уткин Э.А. Практикум по курсу менеджмента: учебное пособие/Э.А. Уткин. – М.: Издательство «Зеркало», 2017. – 218с.

17. Попова А.А. Менеджмент. Практикум: учебное пособие/А.А. Попова. – Р/Д.: «Феникс», 20118– 252с.

18.. Сетков В.И. Основы общего менеджмента: учебник/В.И. Сетков. – М.: ИНФРА – М, 2015.- 169с.

Дополнительная литература:

1.  Беспалов, В. А. Методологические проблемы системы управленческих решений / В. А. Беспалов. – М.: Экономика, 2015с.

2. Колпаков, В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: учеб. Пособие / В. М. Колпаков. – К.: МАУП, 2017. – 504с.

Интернет источники:

 1. http://www.psyinst.ru

2. http://www.syntone.ru

3. http://sbiblio.com

4. http://rucont.ru/ национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека на базе технологии Контекстум

5.http://www.znanium.com/ Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM

6. http://biblioclub.ru/ Университетская библиотека ONLINE, Интернет-магазин, Деловой портал, Энциклопедии

7. http://aclient.integrum.ru/login.aspx?si=2R Информационно-аналитическое агентство ИНТЕГРУМ

8. http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека (НЭБ)

9. http://www.ojkum.ru/ Научно-теоретический журнал ОЙКУМЕНА, регионоведческие исследования

 10. http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ)

 11. http://mybrary.ru/ Электронная библиотека MYBRARY

 12. http://lib.vvsu.ru/russian/index.php?id=61 Виртуальные выставки

13. www.school.edu.ru/dok edu.asp 15. www.edu.ru/db/portal/sred/

14. www.allbest.ru

15. www.referanatemu.com

16. www.work.tarefer.ru

 

      Технические средства обучения:

Ноутбук,компьютер.

Компьютерные программы:

Microsoft Office 2007-2010

Microsoft Windous XP Professional

Консультант +

1С версия8.3.

Критерии оценивания выполнения практического задания

- владение терминологией и действующим законодательством

- соблюдение сроков сдачи

- способность нестандартно мыслить, анализировать информацию

- правильность предложенных вариантов решения поставленной задачи.

Оценка «5»:

- ставится если задание сделано в полном объеме, аккуратно и правильно оформлена на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности;

Оценка «4»:

- ставится, если задание сделано в полном объеме и правильно оформлена на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки;

Оценка «3»:

 

-ставится если задание сделано не в неполном объеме, но прослеживается знание материала,, но при этом допущены существенные ошибки;

Оценка «2»:

-ставится если отсутствует задание, или  при решение задания обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не может исправить даже после консультации педагога.

 

При изучении лекционного материала студент должен знать:

· основные понятия,  условий эффективного общения

· основные этапы и функции  условий эффективного общения;

· критерии и ограничения для выбора  альтернатив;

· сущность,виды и принципы  условий эффективного общения  

· структуру основной модели условий  эффективного общения;

 

Вопросы для проверки знаний по теме: «Условия эффективного общения»

1.Что такое общение?

2.Какие вы знаете средства общения?

3.Проанализируйте роль каждого из средств общения?.

4.Охарактеризуйте коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения.?

5.Дайте характеристику духовному общению?.

6.В каких ситуациях складывается деловое общение?

7.Чем отличается примитивный стиль общения от формально-ролевого?

8.Охарактеризуйте светский стиль общения.

9.Что такое невербальное общение?

10.Назовите особенности невербального общения

11.Назовите приемы невербальной коммуникации. Приведите примеры того, как они отражают эмоциональное состояние человека.

12.Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

13.Приведите классификацию невербальных средств общения.

14.Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?

15.В каких случаях мы доверяем в первую очередь (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

 

 

Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги.

 

 Ваша задача будет определить, какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам

людей, а где манипуляция: Открытое общение отметить (О), а манипуляцию (М)

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом.

4. Улыбнитесь.

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи.

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

8. Взывайте к благородным побуждениям.

9. Бросайте вызов.

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

11. Давайте людям почувствовать их значительность.

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите.

 

 

 Лекция. Условия эффективного общения

 

 

Цель урока:

- формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов по теме «Условия эффективного общения».

 

- образовательная – организовать повторение материала, систематизировать знания и закрепить представления об основных видах, средствах, функциях, этапах и формах эффективного общения.

- развивающая – развивать осознанное мышление, обучать навыкам эффективного общения, умениям определять качества личности, важные для успешного делового общения.

-воспитательная – внимание и интерес к дисциплине, создание творческой атмосферы на уроке.

Тип урока –лекция.(комбинированное)

Методы урока с применением теоретического материала, выполнением упражнений на приобретение навыков эффективного общения. Межпредметная связь – психология делового общения, практическая психология, общая психология

 

План урока:

1.Общение. Структура и средства общения.

2.Невербальные средства общения.

3.Средства невербального общения.

4.Особая роль в передаче информации отводится мимике.

5.Межличностное пространство.

6.Вербальное общение. Речевые средства общения

7.Стили общения

8. Манипулирование

9. Типы манипулятивных систем.

10.Механизмы межличностного восприятия

 

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они

на самом деле такие,

какими хотели бы быть, и вы

поможете им стать такими.

Гете

 

1. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

2. В едином процессе общения выделяют три стороны:

· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;

· интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

· перцептивная - предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Виды общения:

· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

· формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.

· деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;

· светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;

· духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием;

· примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

· манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

 

Невербальные средства общения

 

Говорим мы голосом, беседуем всем телом.

Публиций

- Общение осуществляется по следующим каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

 

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах.:

 

- О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья.

 

- О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели».

 

- Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».

 

Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).

Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

 

 

3.Средства невербального общения:

 

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

- во время разговора говорящий наклоняется – говорит о внимании;

- разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;

- женщины предпочитают разговаривать склоняясь в сторону собеседника;

- мужчины предпочитают положение лицом к лицу;

- скрещенные руки или ноги – защитная установка;

- открытая поза – установка доверия;

- сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;

- кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;

- руки, заведенные за голову – превосходство.

 

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:

- коммуникативные: жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

- модальные жесты (выражающие оценку и отношение): жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;

- описательные жесты: имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

 

4.Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.

 

Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.2 с.)