Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на невербальное общение и понимание
эмоциональных состояний
Этому типу упражнений можно посвятить целый день, а можно рассредоточить по нескольким дням. Он из репертуара тренинга общения и носит характер обучения. Обычный прием развертывания этого дня, как он сложился в тренинге. После разминки я вхожу в круг и предлагаю подросткам отгадать, т.е. перевести с невербального на вербальный несколько вопросов, которые я задаю невербально. От самых легких до сложных: "Сколько времени?", "Есть ли у тебя сигарета?", "Пойдем", "Давай, выйдем", "Ты не устал?". Я говорю: "Я буду задавать вопрос кому-то конкретно. А если он не поймет - то помогите ему. И постарайтесь перевести, а если хотите, то и ответить в том же невербальном жанре." Так я завожу группу, а потом предлагаю любому высказать что-то невербально. Далее я рассаживаю детей парами. Можно случайно. В две шеренги. Лицом друг к другу. Лучше разнополые. Задание: побеседуйте друг с другом невербально. Должен быть четко понятый вопрос и четко понятый ответ. Не останавливайтесь, если у вас получается." В это время я прохожу и смотрю, у кого разговор наиболее удачный и через некоторое время прошу повторить этот разговор для группы. Группа переводит, отгадывает смысл разговора. Затем я перехожу к следующему упражнению "Эмоциональная гимнастика". Для этого уравниваю парней и девушек, взрослых сажаю обратно в зрители. Это упражнение на повторение мимики лица руководителя, а потом - не только лица, но и мимико-невербальных высказываний. Я говорю: "Те, кто ко мне спиной (а я стою за спиной одной из шеренги) ни в коем случае не оборачиваются, они смотрят только в лицо своему партнеру. В это время я корчу гримасу для другой шеренги и каждый из этой шеренги повторяет гримасу своему партнеру. Например, подморгнуть, показать язык, показать, что кисло, сладко, ты мне нравишься, не нравишься, не нравится сосед, сосед дурак, что я устал и т.д. В какой-то момент я меняю позицию и перехожу за первую шеренгу. Вторая шеренга может спросить: "А как нам реагировать?" Я говорю: "Естественным образом, как хотите". Я перехожу за первую шеренгу и все повторяется. Далее я перехожу к упражнению "Хвалить-ругать глазами". Оно тоже подготавливается. В этот момент я должен сделать последние перестановки в парах. Неудачные пары я разбиваю и далее они сами производят некоторые действия в отношении друг друга по моей инструкции. Начинаем с самого легкого. Я говорю: "Те, кто ко мне спиной - попробуйте без слов, с помощью движений губ, мимики, движениями головы, рук, плеч поругать партнера, но без звука. Ругайте серьезно, долго, без слов. Можно встать." Когда закончили, я говорю: "Стоп! Отдохните. Теперь другая шеренга - то же самое, но похвалите партнеров". Далее: "Закройте глаза одна из шеренг. Эта шеренга должна с закрытыми глазами похвалить или поругать партнера." Затем я даю задание другой шеренге: "Попробуйте поругать, но с плотно сжатым ртом. Сожмите зубы. С открытыми глазами". Шеренги можно менять не каждый раз. Я говорю: "Рот можно открывать, но без звуков и без движений рук, ног, головы. Только мимикой. Тоже поругайте или похвалите." Потом доходим до ситуации, когда они принимают задачу поругать или похвалить только глазами. Бровями нельзя. В этот момент мы переходим к четвертой стадии. Включается соревновательно - индивидуальный момент. До этого была тренировка-обучение. Теперь - проверка. Оформление: серия упражнений с одинаковой структурой. Я хлопаю в ладоши и в течение 1/2 минуты одна из шеренг хвалит или ругает партнера (с помощью тех возможностей, которые я оставляю, т.е. сначала с помощью всего: рук, ног, головы, рта (губ), мимики. Затем постепенно убавляю и оставляю только глаза). Затем через 1/2 минуты я хлопаю 2 раза и они начинают ругать (если хвалили первые 1/2 минуты) или хвалить (если до этого ругали). Партнер должен отгадывать: его сначала ругали, а потом хвалили или наоборот. Мотивирую тем, что говорю: "Девушки лучше отгадывают, чем парни", "Прошлая группа хорошо отгадывала" и т.д. Потом я могу перейти к общению телами. Я прошу встать две шеренги, отодвинуть стулья и прислониться друг к другу спинами. "Сначала поизучайте друг друга спинами. Потом попытайтесь сказать спиной партнеру нечто." Если у них не получается, я им помогаю: "Ну, как тебе? Ну, как ты?", "Ты здесь?", "Все нормально?", "Попробуйте спиной выразить, что другой нравится тебе", "Я тебя боюсь", "Поругайте партнера спиной", "Иди-ка ты отсюда", "Отвали". Затем "Примирение спиной", "Извиниться", "Подластиться спиной". "Далее поговорите спинами - минимум из двух фраз: четко понятый вопрос и четко понятый ответ."
Общение спинами - это насыщенный процесс. После этого надо опять сесть в кружочек, отдохнуть или активно подвигаться. Упражнение на тактильное общение. Дети продолжают сидеть в парах в две шеренги. Я предлагаю закрыть глаза. Затем говорю: "Одна из шеренг (на выбор) потрогайте плечи, колени, спину, лоб, нос, уши партнера и скажите ему, какие они у него словами. Но все это в отдельности, и изучать долго одно, затем описать это. Затем можно включить зрение и перейти к упражнению "Описание лица". Они не умеют это делать (как тосты, комплименты). Но, как могут, описывают лицо своего партнера для него. Затем в ответ он описывает его лицо. Это все делается сразу всей группой. Затем каждый для группы говорит о том, что его удивило в описании его лица партнером. Что понравилось, что пропущено в описании. Как бы он хотел, чтобы его лицо выглядело в глазах партнера. Нельзя оценивать! Здесь уже можно много рефлексии, так же как и с коленями, плечами и т.д. Вся эта серия (с самого начала) может длиться 1.5-2 часа. Можно продолжить упражнением "На эмоциональное подстраивание". В изобразительных играх тоже есть такой вид упражнения как "Изображение эмоциональных состояний". Одним человеком, взаимодействующей парой или тройкой. Я предлагаю одному из членов группы занять некоторую позу. Затем описываю ему позу и он в ней замирает, например, "Попрошайка", "Неприятное письмо", "Человек, смотрящий телевизор, по которому показывают остросюжетный детектив, футбол, хоккей", "На пляже". Все это можно изображать на столе, на стуле, на полу, лежа, сидя. В этой позе надо находиться будет долго. Когда подросток принимает указанную позу, я выбираю по возможности раскованного, артистичного человека и прошу: "Попробуй подстроиться к нему так, чтобы вы были вместе и у вас было единое чувство, единое настроение. Лучше, если ты будешь хоть чем-то его касаться. Но это не важно. Мы почувствуем - вместе вы или нет. Ты должен слиться с ним, а не менять то чувство, которое исходило от него. Не спеши. Обойди вокруг него. Главное - не помешай ему оставаться в том же настроении, том же чувстве". Такое задание я даю последовательно двум-трем. Получается группка из 3-4 человек. Пятого я прошу: "Пристройся, но внеси свою эмоцию, свое настроение, свой смысл в эту скульптуру. Сделай так, чтобы мы центрировались на тебе. Чтобы возникла новая мощная краска". Если кто-то из тех, кого я прошу подстроиться плохо это делает, у него не получается "встроиться", то можно начать обсуждать, что именно, т.е. вербализовать созданное настроение, которое он хотел разрушить. Эту технику можно повторять с другим настроением (позой, группкой). Упражнения "На вербальное подстраивание" скорее входят в тип "Речевые действия". Группа сидит в кругу и я прошу всех быть внимательными и отвечать на мой вопрос первое, что придет на ум. Я провожу разминку: иду по кругу и каждому задаю краткий вопрос: "Где?", "Со мной?", "Ты отдал?", "Да ты что?", "Есть?", "Я не хочу, а ты?". Они никак не связаны. Я задаю первый пришедший на ум вопрос, взглянув подростку в глаза. Предыдущий ответ не должен быть связан со следующим моим вопросом. Эта разминка может быть сделана в один день, а само упражнение в следующий. Затем я говорю: "Теперь вам понятно, что я спрашиваю? А теперь вы спрашивайте, а я буду также быстро отвечать". Само упражнение предполагает медленный совместный поиск некоторого смысла наугад сказанной первой фразы. Идет подстраивание друг к другу и осмысление тех фраз, которые мы говорим. Я и партнер произносим фразу еще не зная про что будет разговор. Сначала разминка:
- Ну, как? Ничего? - Черный? - Белый - Да, нет, черный. - Что с тобой? - Все хорошо - Ты купил? - Нет еще. - Купи. - Ты что-нибудь понимаешь? - Приблизительно. - Давай завтра. - Нет. - А завтра не хочешь? - Я не готова. - А я готов - Мне кажется, надо отчетливее все знать. - Ну зачем откладывать? Я говорю теперь: - Задай мне вопрос. - Ну, как? - Не жмут. - Хорошо. - А тебе жмут? - Нет. Весело было? - Ты знаешь, сначала не очень, а потом я ушел. - Зря ушел. - Я так и понял - все веселье началось после того, как я ушел. В следующий раз не уйду. - Отчего? - Как отчего? Ты про что? - А вчера? - Я не понял, вчера-то здесь при чем? - Вчера все хорошо. А ты где вчера была? Это упражнение адекватно их познавательной сфере. Оно подростковое.
Сюжетно-ролевые игры
Это уже последняя треть тренинга. Это разогретая, богатая историей группа. Иногда удается разогреть группу для этого к пятому занятию. Им тоже можно уделить целый день, можно два раза по полдня. Но надо уделить много внимания. Начинается все с собственных для этих игр разминок. Они подготавливают группу, эмоционально настраивают. Эти разминки - актерские этюды, которые похожи на изобразительные игры, но в динамике. Например, изобразите, как вы сели на стул и почувствовали, что там гвоздь. Два-три человека изображают и я меняю - не гвоздь, а лужа - мокро. Если это удается - я говорю: "Попробуйте теперь перевернуть задачу - вы сели на гвоздь, но не показали вида, стерпели его". Нужно менять один и тот же этюд, чтобы каждый член группы нашел свои краски в нем. Второй этюд: засыпание в автобусе. Два человека сидят на стуле. Один засыпает и наваливается на своего соседа. Можно одиночный вариант. Но это сложнее. Нужно дать возможность сыграть по возможности всем, дооснащая каждый раз.
Далее я начинаю вторую стадию разогрева, где мы переходим к коротким сценкам с одним событием. Эти события - чаще всего конфликтная ситуация. "Случайно наступил на ногу человеку". "Столкнулся с человеком, который нес что-то на подносе". "Опрокидываешь чашку с кофе на девушку". "В гостях тебя просят достать банку варенья и ты ее разбиваешь". "Ты отдаешь книгу другу, а он говорит, что ты вырвал в ней страницу" и т.д. Можно взять Розенцвейга: "Выберите карточки и сыграйте". Группа делится на тройки и четверки, желательно гетерогенные. Слабую группу можно дополнить кем-нибудь из зрителей. Этим я подравниваю, а также тем, что даю разные по сложности задания. Например, наступить на ногу - простое, вырванная страница - посложнее, кофе - еще сложнее. Я прошу всех рассредоточиться по группам и в течение 3-5 минут прорепетировать проигрывание этой ситуации тремя различными способами. Я подсказываю им: "Три варианта - это значит жесткий, мягкий и нейтральный. Если хотите - четыре варианта. Задействуйте всех членов группы". Я должен (пока они готовятся) угадать последовательность проигрывания этих этюдов на сцене. Сильных я оставляю на потом. Один из членов группы выступает за автора. Он вкратце объясняет, что будет. В этот же день или на следующем занятии можно перейти к сюжетно-ролевым играм, где сюжет значительней и события в нем более непредвиденные, это уже маленькая сценка. Пример сюжетно-ролевых игр из тех, что я предлагаю детям. Общий принцип: содержание сюжетов должно быть в зоне ближайшего развития подростков. Парень пьет чай у девушки до 12 часов. Он хочет остаться у нее. Ей я шепчу: "Выгоняй, сегодня он тебе не нужен". Ему: "Сделай все, чтобы остаться". Так играет первая пара. Немного можно обсудить, но только для того, чтобы нашлись новые желающие сыграть по другому. Играет вторая пара: "Он звонит в дверь, а она его не впускает". Ему я говорю: "Как это - ты пришел в гости, найди средство войти. Добейся того, чтобы она тебя пустила". "Парень или девушка знакомят своих родителей с другом (подругой)". "Пьяный муж возвращается домой". "Жена возвращается домой под утро". Каждая сценка играется больше, чем одним составом, т.к. каждый находит свои краски. "Муж возвращается из командировки, а жена пьет чай с кем-то". "Развод молодых супругов: "Вы 4 года замужем, у вас маленький ребенок. Муж пьяница. Тебе все надоело, и ты решила подать заявление". Дальше они работают с чистого листа, импровизируют. Подавляющее большинство проигрышей ситуаций успешны, а иногда блистательны. "Несовершеннолетняя девочка ждет ребенка". Здесь я должен угадать ту, которая примет эту роль. До этого момента я много раз говорил: "Ребята, тренинг, это такая вещь, что в любом из упражнений мы видны, но одновременно мы играем, т.е. это не мы. Нельзя отождествлять человека с тем, что он в тренинге, как нельзя отождествлять актера с его ролью". Я ей говорю (шепчу на ухо): "Ты беременна (15-16 лет) 6 месяцев. Родители тебя убьют, если узнают. И парень тебя бросил. Ты решила посоветоваться с кем-то. Выбери его. Он не знает по поводу чего ты будешь советоваться". В некоторых группах можно давать подросткам самим придумывать сюжеты. "Парень с девушкой хотят, чтобы их знакомая оставила на время им квартиру". Человек, к которому они приходят в гости не знает чего они хотят. Надо его уговорить." Иногда можно проигрывать сценки в вербальном плане, т.е. обсудить, как и что получилось. Но обсуждение необходимо опять для того, чтобы понять, кто замотивирован сыграть по другому. Тогда я говорю: "Набери себе состав и играйте". В тренинге есть завершающая сюжетно-ролевая игра, в которой может быть задействована вся группа. Не обязательно проигрывать ее в тот же день, можно в другой. Но на нее надо настроиться. Лучше всего идет сценка "Операция в больнице", где мы начинаем с того, что есть палата, больной, врачи, медсестры, мама, парень (девушка) у героини (героя). Приходят практиканты, хирурги, сторож, который не пускает маму в палату, иногда волшебник с живой водой, священник. Я их только подталкиваю на серию сценок. Я - моторчик среди самих актеров. Я принимаю активное участие и в буквальном смысле руковожу: подталкиваю, компоную, ввожу новые роли, корректирую поведение других участников (например, "мама" слишком часто и рьяно рвется в палату - я ей говорю: "Не концентрируй все внимание на себе. Включайся только в паузах в основном действии, которое происходит у стола"). Наслаиваются друг на друга новые повороты сюжета и в конце получается всеобщее представление.
Подтип "Быстрый отдых". Упражнения этого типа похожи на аутотренинг, расслабление, которое заполняет паузы между упражнениями, т.н. перебивки. Упражнение. Инструкция: "Сядьте удобно на стульях, закройте глаза, попробуйте представить себя там, где вам хорошо, где вам нравится. Вы были там или вы мечтаете там побывать. Переместитесь туда и побудьте там. Я подойду к некоторым из вас и положу руку на плечо. Отвечайте с закрытыми глазами пожалуйста внятно. Это важно будет всем слышать." Я иду по кругу и каждого третьего - четвертого спрашиваю, своими вопросами помогаю ему лучше, полнее ощутить себя в этой ситуации, детализирую ситуацию, которую он описывает. Я расспрашиваю о ситуации, уточняя внешние и внутренние детали. Но не слишком подробно. Просто для того, чтобы помочь другим. Уточняю, один он или нет. Нужен ли ему кто-то, что он делает, что еще чувствует, привычное ли это место.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.026 с.) |