Упражнения на невербальное общение и понимание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на невербальное общение и понимание



 эмоциональных состояний

 

       Этому типу упражнений можно посвятить целый день, а можно рассредоточить по нескольким дням. Он из репертуара тренинга общения и носит характер обучения. Обычный прием развертывания этого дня, как он сложился в тренинге. После разминки я вхожу в круг и предлагаю подросткам отгадать, т.е. перевести с невербального на вербальный несколько вопросов, которые я задаю невербально. От самых легких до сложных: "Сколько времени?", "Есть ли у тебя сигарета?", "Пойдем", "Давай, выйдем", "Ты не устал?".

       Я говорю: "Я буду задавать вопрос кому-то конкретно. А если он не поймет - то помогите ему. И постарайтесь перевести, а если хотите, то и ответить в том же невербальном жанре." Так я завожу группу, а потом предлагаю любому высказать что-то невербально. Далее я рассаживаю детей парами. Можно случайно. В две шеренги. Лицом друг к другу. Лучше разнополые. Задание: побеседуйте друг с другом невербально. Должен быть четко понятый вопрос и четко понятый ответ. Не останавливайтесь, если у вас получается." В это время я прохожу и смотрю, у кого разговор наиболее удачный и через некоторое время прошу повторить этот разговор для группы. Группа переводит, отгадывает смысл разговора. Затем я перехожу к следующему упражнению "Эмоциональная гимнастика". Для этого уравниваю парней и девушек, взрослых сажаю обратно в зрители. Это упражнение на повторение мимики лица руководителя, а потом - не только лица, но и мимико-невербальных высказываний. Я говорю: "Те, кто ко мне спиной (а я стою за спиной одной из шеренги) ни в коем случае не оборачиваются, они смотрят только в лицо своему партнеру. В это время я корчу гримасу для другой шеренги и каждый из этой шеренги повторяет гримасу своему партнеру. Например, подморгнуть, показать язык, показать, что кисло, сладко, ты мне нравишься, не нравишься, не нравится сосед, сосед дурак, что я устал и т.д. В какой-то момент я меняю позицию и перехожу за первую шеренгу. Вторая шеренга может спросить: "А как нам реагировать?" Я говорю: "Естественным образом, как хотите". Я перехожу за первую шеренгу и все повторяется. Далее я перехожу к упражнению "Хвалить-ругать глазами". Оно тоже подготавливается. В этот момент я должен сделать последние перестановки в парах. Неудачные пары я разбиваю и далее они сами производят некоторые действия в отношении друг друга по моей инструкции. Начинаем с самого легкого. Я говорю: "Те, кто ко мне спиной - попробуйте без слов, с помощью движений губ, мимики, движениями головы, рук, плеч поругать партнера, но без звука. Ругайте серьезно, долго, без слов. Можно встать." Когда закончили, я говорю: "Стоп! Отдохните. Теперь другая шеренга - то же самое, но похвалите партнеров". Далее: "Закройте глаза одна из шеренг. Эта шеренга должна с закрытыми глазами похвалить или поругать партнера." Затем я даю задание другой шеренге: "Попробуйте поругать, но с плотно сжатым ртом. Сожмите зубы. С открытыми глазами". Шеренги можно менять не каждый раз. Я говорю: "Рот можно открывать, но без звуков и без движений рук, ног, головы. Только мимикой. Тоже поругайте или похвалите." Потом доходим до ситуации, когда они принимают задачу поругать или похвалить только глазами. Бровями нельзя. В этот момент мы переходим к четвертой стадии. Включается соревновательно - индивидуальный момент. До этого была тренировка-обучение. Теперь - проверка. Оформление: серия упражнений с одинаковой структурой. Я хлопаю в ладоши и в течение 1/2 минуты одна из шеренг хвалит или ругает партнера (с помощью тех возможностей, которые я оставляю, т.е. сначала с помощью всего: рук, ног, головы, рта (губ), мимики. Затем постепенно убавляю и оставляю только глаза). Затем через 1/2 минуты я хлопаю 2 раза и они начинают ругать (если хвалили первые 1/2 минуты) или хвалить (если до этого ругали). Партнер должен отгадывать: его сначала ругали, а потом хвалили или наоборот. Мотивирую тем, что говорю: "Девушки лучше отгадывают, чем парни", "Прошлая группа хорошо отгадывала" и т.д. Потом я могу перейти к общению телами. Я прошу встать две шеренги, отодвинуть стулья и прислониться друг к другу спинами. "Сначала поизучайте друг друга спинами. Потом попытайтесь сказать спиной партнеру нечто." Если у них не получается, я им помогаю: "Ну, как тебе? Ну, как ты?", "Ты здесь?", "Все нормально?", "Попробуйте спиной выразить, что другой нравится тебе", "Я тебя боюсь", "Поругайте партнера спиной", "Иди-ка ты отсюда", "Отвали". Затем "Примирение спиной", "Извиниться", "Подластиться спиной". "Далее поговорите спинами - минимум из двух фраз: четко понятый вопрос и четко понятый ответ."

       Общение спинами - это насыщенный процесс. После этого надо опять сесть в кружочек, отдохнуть или активно подвигаться.

       Упражнение на тактильное общение. Дети продолжают сидеть в парах в две шеренги. Я предлагаю закрыть глаза. Затем говорю: "Одна из шеренг (на выбор) потрогайте плечи, колени, спину, лоб, нос, уши партнера и скажите ему, какие они у него словами. Но все это в отдельности, и изучать долго одно, затем описать это. Затем можно включить зрение и перейти к упражнению "Описание лица". Они не умеют это делать (как тосты, комплименты). Но, как могут, описывают лицо своего партнера для него. Затем в ответ он описывает его лицо. Это все делается сразу всей группой. Затем каждый для группы говорит о том, что его удивило в описании его лица партнером. Что понравилось, что пропущено в описании. Как бы он хотел, чтобы его лицо выглядело в глазах партнера. Нельзя оценивать! Здесь уже можно много рефлексии, так же как и с коленями, плечами и т.д. Вся эта серия (с самого начала) может длиться 1.5-2 часа. Можно продолжить упражнением "На эмоциональное подстраивание". В изобразительных играх тоже есть такой вид упражнения как "Изображение эмоциональных состояний". Одним человеком, взаимодействующей парой или тройкой. Я предлагаю одному из членов группы занять некоторую позу. Затем описываю ему позу и он в ней замирает, например, "Попрошайка", "Неприятное письмо", "Человек, смотрящий телевизор, по которому показывают остросюжетный детектив, футбол, хоккей", "На пляже". Все это можно изображать на столе, на стуле, на полу, лежа, сидя. В этой позе надо находиться будет долго. Когда подросток принимает указанную позу, я выбираю по возможности раскованного, артистичного человека и прошу: "Попробуй подстроиться к нему так, чтобы вы были вместе и у вас было единое чувство, единое настроение. Лучше, если ты будешь хоть чем-то его касаться. Но это не важно. Мы почувствуем - вместе вы или нет. Ты должен слиться с ним, а не менять то чувство, которое исходило от него. Не спеши. Обойди вокруг него. Главное - не помешай ему оставаться в том же настроении, том же чувстве". Такое задание я даю последовательно двум-трем. Получается группка из 3-4 человек. Пятого я прошу: "Пристройся, но внеси свою эмоцию, свое настроение, свой смысл в эту скульптуру. Сделай так, чтобы мы центрировались на тебе. Чтобы возникла новая мощная краска". Если кто-то из тех, кого я прошу подстроиться плохо это делает, у него не получается "встроиться", то можно начать обсуждать, что именно, т.е. вербализовать созданное настроение, которое он хотел разрушить. Эту технику можно повторять с другим настроением (позой, группкой).   

       Упражнения "На вербальное подстраивание" скорее входят в тип "Речевые действия". Группа сидит в кругу и я прошу всех быть внимательными и отвечать на мой вопрос первое, что придет на ум. Я провожу разминку: иду по кругу и каждому задаю краткий вопрос: "Где?", "Со мной?", "Ты отдал?", "Да ты что?", "Есть?", "Я не хочу, а ты?". Они никак не связаны. Я задаю первый пришедший на ум вопрос, взглянув подростку в глаза. Предыдущий ответ не должен быть связан со следующим моим вопросом. Эта разминка может быть сделана в один день, а само упражнение в следующий. Затем я говорю: "Теперь вам понятно, что я спрашиваю? А теперь вы спрашивайте, а я буду также быстро отвечать". Само упражнение предполагает медленный совместный поиск некоторого смысла наугад сказанной первой фразы. Идет подстраивание друг к другу и осмысление тех фраз, которые мы говорим. Я и партнер произносим фразу еще не зная про что будет разговор. Сначала разминка:

- Ну, как? Ничего?

- Черный?

- Белый

- Да, нет, черный.

- Что с тобой?

- Все хорошо

- Ты купил?

- Нет еще.

- Купи.

- Ты что-нибудь понимаешь?

- Приблизительно.

- Давай завтра.

- Нет.

- А завтра не хочешь?

- Я не готова.

- А я готов

- Мне кажется, надо отчетливее все знать.

- Ну зачем откладывать?

       Я говорю теперь:

- Задай мне вопрос.

- Ну, как?

- Не жмут.

- Хорошо.

- А тебе жмут?

- Нет. Весело было?

- Ты знаешь, сначала не очень, а потом я ушел.

- Зря ушел.

- Я так и понял - все веселье началось после того, как я ушел. В следующий раз не уйду.

- Отчего?

- Как отчего? Ты про что?

- А вчера?

- Я не понял, вчера-то здесь при чем?

- Вчера все хорошо. А ты где вчера была? 

Это упражнение адекватно их познавательной сфере. Оно подростковое.

           

Сюжетно-ролевые игры

 

       Это уже последняя треть тренинга. Это разогретая, богатая историей группа. Иногда удается разогреть группу для этого к пятому занятию. Им тоже можно уделить целый день, можно два раза по полдня. Но надо уделить много внимания. Начинается все с собственных для этих игр разминок. Они подготавливают группу, эмоционально настраивают. Эти разминки - актерские этюды, которые похожи на изобразительные игры, но в динамике. Например, изобразите, как вы сели на стул и почувствовали, что там гвоздь. Два-три человека изображают и я меняю - не гвоздь, а лужа - мокро. Если это удается - я говорю: "Попробуйте теперь перевернуть задачу - вы сели на гвоздь, но не показали вида, стерпели его". Нужно менять один и тот же этюд, чтобы каждый член группы нашел свои краски в нем.

       Второй этюд: засыпание в автобусе. Два человека сидят на стуле. Один засыпает и наваливается на своего соседа. Можно одиночный вариант. Но это сложнее. Нужно дать возможность сыграть по возможности всем, дооснащая каждый раз.

       Далее я начинаю вторую стадию разогрева, где мы переходим к коротким сценкам с одним событием. Эти события - чаще всего конфликтная ситуация. "Случайно наступил на ногу человеку". "Столкнулся с человеком, который нес что-то на подносе". "Опрокидываешь чашку с кофе на девушку". "В гостях тебя просят достать банку варенья и ты ее разбиваешь". "Ты отдаешь книгу другу, а он говорит, что ты вырвал в ней страницу" и т.д. Можно взять Розенцвейга: "Выберите карточки и сыграйте". Группа делится на тройки и четверки, желательно гетерогенные. Слабую группу можно дополнить кем-нибудь из зрителей. Этим я подравниваю, а также тем, что даю разные по сложности задания. Например, наступить на ногу - простое, вырванная страница - посложнее, кофе - еще сложнее.

       Я прошу всех рассредоточиться по группам и в течение 3-5 минут прорепетировать проигрывание этой ситуации тремя различными способами. Я подсказываю им: "Три варианта - это значит жесткий, мягкий и нейтральный. Если хотите - четыре варианта. Задействуйте всех членов группы". Я должен (пока они готовятся) угадать последовательность проигрывания этих этюдов на сцене. Сильных я оставляю на потом. Один из членов группы выступает за автора. Он вкратце объясняет, что будет. В этот же день или на следующем занятии можно перейти к сюжетно-ролевым играм, где сюжет значительней и события в нем более непредвиденные, это уже маленькая сценка. Пример сюжетно-ролевых игр из тех, что я предлагаю детям. Общий принцип: содержание сюжетов должно быть в зоне ближайшего развития подростков. Парень пьет чай у девушки до 12 часов. Он хочет остаться у нее. Ей я шепчу: "Выгоняй, сегодня он тебе не нужен". Ему: "Сделай все, чтобы остаться". Так играет первая пара. Немного можно обсудить, но только для того, чтобы нашлись новые желающие сыграть по другому. Играет вторая пара: "Он звонит в дверь, а она его не впускает". Ему я говорю: "Как это - ты пришел в гости, найди средство войти. Добейся того, чтобы она тебя пустила".

       "Парень или девушка знакомят своих родителей с другом (подругой)". "Пьяный муж возвращается домой". "Жена возвращается домой под утро". Каждая сценка играется больше, чем одним составом, т.к. каждый находит свои краски. "Муж возвращается из командировки, а жена пьет чай с кем-то". "Развод молодых супругов: "Вы 4 года замужем, у вас маленький ребенок. Муж пьяница. Тебе все надоело, и ты решила подать заявление". Дальше они работают с чистого листа, импровизируют. Подавляющее большинство проигрышей ситуаций успешны, а иногда блистательны. "Несовершеннолетняя девочка ждет ребенка". Здесь я должен угадать ту, которая примет эту роль. До этого момента я много раз говорил: "Ребята, тренинг, это такая вещь, что в любом из упражнений мы видны, но одновременно мы играем, т.е. это не мы. Нельзя отождествлять человека с тем, что он в тренинге, как нельзя отождествлять актера с его ролью". Я ей говорю (шепчу на ухо): "Ты беременна (15-16 лет) 6 месяцев. Родители тебя убьют, если узнают. И парень тебя бросил. Ты решила посоветоваться с кем-то. Выбери его. Он не знает по поводу чего ты будешь советоваться". В некоторых группах можно давать подросткам самим придумывать сюжеты. "Парень с девушкой хотят, чтобы их знакомая оставила на время им квартиру". Человек, к которому они приходят в гости не знает чего они хотят. Надо его уговорить." Иногда можно проигрывать сценки в вербальном плане, т.е. обсудить, как и что получилось. Но обсуждение необходимо опять для того, чтобы понять, кто замотивирован сыграть по другому. Тогда я говорю: "Набери себе состав и играйте". В тренинге есть завершающая сюжетно-ролевая игра, в которой может быть задействована вся группа. Не обязательно проигрывать ее в тот же день, можно в другой. Но на нее надо настроиться. Лучше всего идет сценка "Операция в больнице", где мы начинаем с того, что есть палата, больной, врачи, медсестры, мама, парень (девушка) у героини (героя). Приходят практиканты, хирурги, сторож, который не пускает маму в палату, иногда волшебник с живой водой, священник. Я их только подталкиваю на серию сценок. Я - моторчик среди самих актеров. Я принимаю активное участие и в буквальном смысле руковожу: подталкиваю, компоную, ввожу новые роли, корректирую поведение других участников (например, "мама" слишком часто и рьяно рвется в палату - я ей говорю: "Не концентрируй все внимание на себе. Включайся только в паузах в основном действии, которое происходит у стола"). Наслаиваются друг на друга новые повороты сюжета и в конце получается всеобщее представление.

       Подтип "Быстрый отдых". Упражнения этого типа похожи на аутотренинг, расслабление, которое заполняет паузы между упражнениями, т.н. перебивки.

       Упражнение. Инструкция: "Сядьте удобно на стульях, закройте глаза, попробуйте представить себя там, где вам хорошо, где вам нравится. Вы были там или вы мечтаете там побывать. Переместитесь туда и побудьте там. Я подойду к некоторым из вас и положу руку на плечо. Отвечайте с закрытыми глазами пожалуйста внятно. Это важно будет всем слышать." Я иду по кругу и каждого третьего - четвертого спрашиваю, своими вопросами помогаю ему лучше, полнее ощутить себя в этой ситуации, детализирую ситуацию, которую он описывает. Я расспрашиваю о ситуации, уточняя внешние и внутренние детали. Но не слишком подробно. Просто для того, чтобы помочь другим. Уточняю, один он или нет. Нужен ли ему кто-то, что он делает, что еще чувствует, привычное ли это место.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.026 с.)