Особенности агрессивности в юношеском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности агрессивности в юношеском возрасте.



 

Ранняя юность является временем реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте, Эриксон считал, что личность формируется на основе результатов разрешения социальных конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия в узловых точках развития, например, при обучении различным навыкам в подростковом или юношеском возрасте.

Суждения, оценки, взгляды на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у школьников старших классов во многом инфантильны. Многие из них у порога окончания школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Если подросток - это в основном еще полу ребёнок, то юноша или девушка - более чем наполовину взрослый, т.к. перед ними стоит цель построения взрослой жизни, к которой многие не готовы.

В юношеском возрасте на первый план начинают выходить нравственные вопросы.

Р.С.Немов подчеркивает, что современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению молодых людей, присущ более трезвый, разумно - практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.

Ранняя юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения. Юношеский возраст испокон веков, таким образом, был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно - личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.

Хотя переход из подросткового возраста в ранний юношеский происходит с такими сопровождающими его психологическими симптомами, которые указывают на значительные индивидуальные различия, тем не менее, наблюдается ряд общих тенденций. Одна из них состоит в том, что в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие взрослеющих людей, повышаются контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста миновал, или идет на убыль. Одновременно, с переходом от подросткового к юношескому возрасту, происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что в частности, проявляется в снижении уровня тревожности, от подросткового, до раннего, юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительныйй вклад во внутри личностные и межличностные отношения.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту заметно улучшаются многие другие личностные качества, однако говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст - это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

В юношеском возрасте, у многих молодых людей, отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. В юности чаще, чем в любом другом возрастном периоде, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается. В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Психическая деятельность в подростковом и юношеском возрасте находится в стадии активного развития. При отсутствии оптимальных условий для нормального формирования психики создаются предпосылки для функциональных нарушений высшей нервной деятельности. Это проявляется в различных формах неадекватного поведения, агрессивности, враждебности. Недостаток должного внимания и соответствующей реакции взрослых приводит к их закреплению, приобретению более стойкого характера. Темы агрессивного поведения молодежи в своих научных исследованиях касаются психологи и психиатры, среди которых наиболее известны: Г.М.Андреева, И.Б.Бойко, М.И. Буянов, И.А.Горьковская, С.В.Ениколопов, Л.П.Кольчина, А.Е.Личко, В.С.Манова - Томова, А.И.Фурманов и др. Несмотря на то, что агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, становление типичных для того или иного индивидуума форм агрессивного поведения продолжается в юности. Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений также как и путем наблюдения агрессивных действий.

На становление агрессивного поведения влияют характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а так же стиль семейного руководства. Те лица юношеского возраста, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочнению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания, как правило, часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

Ребенок получает сведения об агрессии так же из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведение других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, находят друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление ее членов.

Следует учитывать и тот факт, что агрессивность нередко имеет подражательный характер, который культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр. Агрессивность в юношестве может носить и защитный характер или быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки других лиц, в том числе и на репрессивные меры родителей». Она зачастую имеет компенсаторный характер как гиперкомпенсация ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности. Поскольку юношеский период является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование агрессивности у молодых людей представляется важным. Кроме того, сам юношеский период имеет специфическую фазность развития и, в целом, рассматривается, как критический в плане развития личности.

Исследование агрессивного поведения, свойственного лицам юношеского возраста, проводилось на основе моделирования ситуации фрустрации, в которых проявляются состояния эмоционального напряжения. Результаты показали, что девушки более склонны выражать агрессивность косвенным путем, для них характерна большая враждебность и тревога на фоне более высокого уровня самоуважения. Для юношей характерен меньший интерес к своему внутреннему миру, и более ярко выраженная способность находить конструктивные пути, для реализации собственной агрессивности. Обнаружено, что самооценки юношей не могут служить источником достоверной информации. Наоборот, самооценки девушек, даже в случае диагностики социально не одобряемых свойств, таких, как агрессивность, могут использоваться как надежное средство диагностики. Выявлено, что в группе юношей, агрессивное поведение взаимосвязано с когнитивной сложностью. Так, у юношей, при повышении когнитивной сложности снижается физическая агрессия, повышается интерес к своему «Я», ответственность перед собой и социумом. Прямой связи когнитивной сложности с агрессивностью девушек выявлено не было. Тем не менее, факторный анализ показал, что когнитивная сложность девушек играет решающую роль в снижении уровня страхов, что является значимым показателем личностной зрелости. Итак, как показывает проведенный обзор литературных источников, посвященных изучению агрессии в юношеском возрасте, можно считать, что повышение агрессивности - специфическая черта, присущая, как подростковому, так и юношескому возрасту.

Повышение агрессии, чаще всего связано с особенностями воспитания в семье, с одной стороны, и, с другой стороны со становлением чувства взрослости, утверждением себя в качестве взрослой личности и жесткой эмансипацией от взрослых.

Таким образом, в последние годы проблема юношеской агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Однако в арсенале психологов наблюдается недостаточное количество коррекционных программ, ориентированных, как на работу с юношами, так и с их родителями. Перед практическими психологами стоят задачи разработки новых, эффективных, коррекционно - развивающих программ, направленных на снижение агрессивности, как самих юношей, так и их непосредственного окружения, прежде всего, родителей.

 

1.5. Особенности тревожности в юношеском возрасте.

 

Особенности тревоги и тревожности обнаруживают связь с историческими периодами жизни общества, с одной стороны, и с периодами индивидуального развития того или иного человека, что отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте распределения и интенсивности переживания тревоги. Современный человек не уверен в завтрашнем дне, а значит, он тревожен. Чем ниже порог тревожности, тем неотвратимее могут быть последствия для него, и его близких, вплоть до перехода к депрессивному состоянию, с возможностью суицидального исхода.

Дети стали соприкасаться со многими негативными, общественными явлениями социального, экономического, психологического и нравственного характера, о которых их родители в детском возрасте даже не подозревали. Ситуация в обществе меняется так стремительно, что не только юношество, но и взрослые люди не успевают адаптироваться к новым условиям. Как показано в целом ряде исследований, социальные предпосылки тревожности уходят своими корнями в детство.

Материалы исследований, проведенных отечественными психологами позволяют, в общих чертах, охарактеризовать позицию взрослого общества по отношению к детству. Взрослые в основной своей массе потеряли контакты с детьми, поскольку озабочены карьерным ростом, либо проблемами зарабатывания денег. Сегодня позиция взрослых отличается чувством отрешенности и беспомощности. Произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей - тревожность, страх, неуверенность в себе, одиночество.

Противоречия развития, свойственные этому периоду, значительно усилились. При этом, потребность подростков и юношества в определении своего места в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самоорганизации, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими сейчас процессами; с другой стороны - жестко сталкиваются, во - первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во - вторых, с отсутствием условий для реального взаимодействия подростков и юношей с серьезными сообществами. Данное противоречие приводит к основному, внутреннему конфликту, и искусственной задержке личностного развития подростков и юношества, лишая их возможности занять активную, социальную позицию, интенсифицируя, с одной стороны, откровенно накопительскую психологию, с другой стороны - чувство раздражения из - за социальной неопределенности, причем раздражение не только по отношению к себе, но и к окружающим. 

Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В.Р.Кисловская, изучавшая с помощью проективных тестов возрастную динамику тревожности, обнаружила, что старшие школьники показывают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой - то мере зависят.

 И.В.Дубровина, по данным лонгитюдного исследования, выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается, по сравнению с 7 - 8 классами, но в 10 классе, снова повышается, за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной тревожности в 8-10 классах, обуславливается, по-видимому, тем, что эти классы - выпускные. У юношей выражены половые и индивидуальные различия в стенени тревожности и в характере вызываемых факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом ВНД), чем у подростков. Это подтверждает теорию В.С.Мерлина об интегральной индивидуальности. Проявление тревожности в юности может протекать в двух вариантах: это страх - гнев и страх- сострадание, которые по-разному проявляются, но одинаково дезадаптируют личность. Необходимо обратить внимание на значимость семьи и школы в период взросления, т.к. юношеский возраст - это переходный возраст от детства к взрослости, возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.

Напряженные отношения между родителями и юношеством обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и их дети, чувствуют себя неуверенными и беспокойными, что порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют собственный характер.

Наряду с родительским домом, учебное заведение - это важнейшая инстанция социализации. Формирование юношества, как фаза возрастного развития, тесно связана с возникновением системы среднего специального и высшего образования. Учебные конфликты связанны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с преподавателями, так и со сверстниками. По отношению к преподавателям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных, и у критически настроенных молодых людей, чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее.

Молодой человек испытывает особую потребность в дружеских отношениях со сверстниками, где только и возможна система реального равенства, но возможны конфликты на почве соперничества. Часто, молодые люди, занимают агрессивную роль, по отношению к тем людям, от которых исходит угроза их престижу и самооценке. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты, и часто, он выражается в агрессии. В действительности, у таких молодых людей, часто, низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Состояние тревожности - это следствие кризиса юношеского возраста, который протекает по-разному, и дезорганизует личность молодого человека, влияет на все его стороны жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности. Итак, как показывает анализ литературы, по данным многих авторов, среди возрастных особенностей юношеского возраста, одним из специфических показателей, является повышенный уровень тревожности, обусловленный возрастными особенностями и теми возрастными противоречиями, которые должен разрешить молодой человек в период становления самостоятельности.

Таким образом, проведенный анализ литературы позволяет утверждать, что показатели отклонений в психологическом здоровье могут быть обусловлены возрастными особенностями личности на том или ином этапе ее становления. Данный вывод позволяет сделать умозаключение о том, что существуют общие показатели, свидетельствующие об отклонениях в психологическом здоровье. К ним, прежде всего, относятся показатели общего функционального состояния (настроение, депрессия, активность, самочувствие и т.п.). Наряду с названными общими показателями отклонений в психологическом здоровье можно выделить и показатели, связанные с возрастными особенностями личности. Мы их назвали возрастно-специфические показатели психологического здоровья.

Для юношеского возраста, в связи с его особенностями, такими возрастно-специфическими показателями будут повышенный уровень агрессии и враждебности, а также проявления ситуативной и личностной тревоги. Исходя из сказанного, становится очевидным, что именно коррекция этих свойств личности и должна стать предметом психокоррекционной работы, связанной с психологическим здоровьем в раннем юношеском возрасте. Для осуществления эффективной психологической поддержки психологического здоровья юношей и девушек, необходим поиск средств и методов, а также разработка целостных технологий, направленных на снижение уровня агрессии и тревоги, характерной для раннего юношеского возраста.

Согласно замыслу нашего исследования, именно оптимизация уровня выраженности данных показателей будет эффективным средством оптимизации и общих показателей психологического здоровья, связанных с улучшением самочувствия, настроения и повышения конструктивной активности в раннем юношеском возрасте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.02 с.)