Принципы организации работы следователя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации работы следователя.



Принципы в уголовном судопроизводстве сопряжены с его закономерностями, целями и функциями субъектов и участников. В сочетании они составляют теоретические основы уголовного судопроизводства.

Организационный процесс в расследовании имеет определенные закономерности, т.е. необходимые, повторяющиеся, объективные связи отдельных элементов этого процесса и его реального проявления. Эти закономерности проявляются на различных уровнях, в различных ситуациях. Закономерности организации выражают устойчивые связи и характер проявления сущностных элементов расследования как деятельности.

Кратко рассмотрим содержание указанных принципов.

1. Соответствие организации и управления подсистемами расследования организации и управлению системой расследования в целом.

Организация конкретного расследования, как отмечалось, — основной, базовый уровень организации. Такое его значение определяется местом и ролью расследования в борьбе с преступностью. Акт расследования связывает в единое целое действия следователя и иных участников. Только путем расследования можно установить истинные обстоятельства явления. Все иные уровни организации производны от организации расследования преступления, так как существуют для него. Образуя систему, они влияют на расследование, в какой-то мере определяют его, обеспечивают, но при ведущей роли конкретного акта расследования, поэтому закономерности организации расследования преступления имеют принципиальное значение для всех иных уровней и подуровней организации. Соответствие организации подсистем расследования является объективно необходимой устойчивой связью между уровнями организации, т. е. закономерностью.

Нарушение соответствия снижает уровень организации и расследования в целом. Например, рекомендация следователю решать вопрос о возбуждении уголовного дела у начальника органа подрывает фактическое осуществление процессуальной самостоятельности следователя, что отрицательно сказывается на принятии им других решений по делу.

Принцип соответствия проявляется внутри каждого уровня организации и в организации подуровней расследования. Процессуальная деятельность следователя является основной. Все иные подсистемы расследования имеют вспомогательное, обеспечивающее доказывание значение. Их организация должна соответствовать оптимальному функционированию доказывания, деятельности следователя.

Организация подсистем расследования не свободна в выборе средств и методов от действующих в системе расследования в целом. Перераспределение функций между субъектами системы расследования должно обязательно согласовываться с общими принципами системы, соответствовать им. Наделение начальника органа внутренних дел правом организации расследования (помимо дознания) по своему объему и содержанию должно соответствовать принципу процессуальной самостоятельности следователя и его руководящей роли, отраженному в федеральном законодательстве. В противном случае образуется конкуренция прав и полномочий, антагонизм, дезорганизующий расследование.

2. Принцип учета закономерностей организации расследования преступления во всех иных уровнях организации. Требования уголовно-процессуального закона к организации расследования должны учитываться при разработке подзаконных нормативных актов, регламентирующих всю организацию расследования преступлений, один из ее уровней (подуровней). Это означает, что правила организации дознания, например, должны соответствовать уголовно-процессуальному закону, организация следственно-оперативной группы должна основываться опять-таки на этих требованиях. Принцип процессуальной самостоятельности следователя, например, не допускает никакого руководства следователем в сфере расследования, кроме процессуального. Отступление от него, чем бы оно ни оговаривалось, может отрицательно сказаться на всесторонности, объективности и полноте расследования.

3. Принцип соответствия организующей (управляющей) системы объекту организации расследования. Характеристика субъектов и объектов организации различна на разных ее уровнях. В конкретном акте расследования под организующей системой понимается следователь. Практическая реализация данного принципа на этом уровне заключается в необходимости соответствия профессионально-психологических качеств личности следователя криминалистической сложности расследования, которое он осуществляет. Нарушение этого принципа (например, начинающий следователь производит сложное расследование) может привести и нередко приводит к серьезным негативным последствиям. Неквалифицированный, малоопытный следователь в расследовании сложных дел далеко не всегда способен выдвинуть все возможные версии, четко конкретизировать предмет доказывания, успешно организовать все расследование. Если же высоко квалифицированный следователь производит простое расследование, то это нерациональное использование сил в борьбе с преступностью.

Оптимальная организация расследования настоятельно требует большей дифференциации следователей по степени сложности производимых ими расследований. Уже в следственных подразделениях районного (городского) звена обязательно должны быть, помимо стажера, должности младших следователей, следователей и старших следователей. Практическое осуществление рассматриваемого принципа возможно при условии создания единого следственного аппарата. В настоящее же время нередко встречаются факты расследования сложных уголовных дел (неочевидных убийств, крупных хищений и др.) недавними выпускниками вузов, не имеющими глубоких и устойчивых практических навыков производства следственных и иных действий. Это грубое нарушение принципов организации расследования.

Несоответствие наступает и тогда, когда официально расследования нет, но фактически оно производится. Речь идет о частых в прошлом и имеющих определенное распространение в настоящее время случаях длительных (свыше установленного законом срока) непроцессуальных проверках заявлений (сообщений) о преступлениях.

4. Принцип соответствия прав, полномочий и обязанностей субъектов организации. Следователю предоставлены определенные права. Их реализация обеспечивается нормами уголовно-процессуального закона, авторитетом следователя как представителя государственной власти, а также возможностью в предусмотренных законом случаях принудительных действий (обыск и др.). Права следователя для полной реализации рассматриваемого принципа надо конкретизировать. Следователь должен иметь полномочия по привлечению к административной ответственности лиц, уклоняющихся от выполнения его постановлений, распоряжений по расследуемым делам. Отсутствие таких и иных полномочий отрицательно сказывается на организации расследования (например, полномочия на принудительное удаление определенных лиц с места следственного действия, по привлечению конкретных граждан к участию в следственном действии, по привлечению к административной ответственности лиц, уклоняющихся от явки по вызову следователя и др.).

Распорядительные полномочия следователя по организации расследования, а также ответственность должны быть четко определены. Это основной принцип эффективной системы управления. В расследовании он выражается в четком определении организационных прав, полномочий и обязанностей следователя, руководителя следственного аппарата, начальника органа внутренних дел, прокурора, оперативных работников и иных участников расследования. Невыполнение любым участником своих обязанностей должно повлечь для него определенные последствия. Согласование, о котором часто говорят, необходимо как метод реализации прав и полномочий. Это метод связи, но не управления.

5. Принцип централизации расследования и руководящей роли следователя в его организации. В расследовании необходима координация следователем действий всех участников. Координация, руководство необходимы прежде всего потому, что наиболее важные и ответственные решения по делу принимает следователь. Он организует расследование, несет персональную ответственность за законность и обоснованность, своевременность мер по раскрытию преступления, лично производит большинство следственных и иных действий, поэтому объективно является руководителем расследования.

Необходимость централизации расследования, единоначалия в нем обусловлены также специфическим действием фактора времени и противодействием заинтересованных лиц. Организация и проведение в определенное согласованное время ряда следственных и иных действий облегчает получение доказательств, ослабляет или полностью нейтрализует противодействие. Эти причины наряду с персональной ответственностью следователя за ход и результаты расследования предопределяют жесткую централизацию его организации.

Рассматриваемый принцип организации означает также, что участники расследования должны своевременно и качественно выполнять поручения, постановления, требования и распоряжения следователя. Оптимальное выполнение следователем руководящей роли в расследовании в определенной мере обеспечивается процессуальным контролем его деятельности, руководством со стороны начальника следственного аппарата и надзором прокурора.

6. Принцип информированности. Организация расследования имеет специфическую особенность: процессуальные и все иные решения по уголовному делу могут быть приняты лишь на основе всей собранной информации. Другая особенность вытекает из принципа непосредственности, действующего в уголовном судопроизводстве: следователь должен непосредственно собирать доказательства. Фактические данные, собираемые иными участниками расследования, должны немедленно направляться следователю. В свою очередь, он может по своему усмотрению сообщать участникам расследования необходимые данные. Объем их определяется требованием успешного осуществления участниками своих функций. Следователю же, ввиду централизации расследования и его роли в нем, необходима вся информация о содержании и результатах действий участников. Сложность социальных явлений, скрытый характер действующих закономерностей в поведении людей, подлинных намерений заинтересованных лиц, их противодействие следователю, ответственность и социальная значимость принимаемых решений требуют от следователя тщательной, объективной оценки собранных доказательств. Сделать это успешно он может только на основе знания всей информации по делу.

Информированность как принцип организации отражен в уголовно-процессуальном законе: орган внутренних дел обязан сообщать следователю о результатах принимаемых им розыскных мер, о выполнении поручений следователя. Нарушение этого принципа приводит иногда к очень серьезным негативным последствиям.

7. Принцип сочетания следственных и иных действий в расследовании. Следственные действия как средство собирания доказательств являются основными в расследовании. Все иные действия: процессуальные, оперативно-розыскные, организационно-подготовительные, а также служебные проверочные носят по отношению к следственным вспомогательный, обеспечивающий характер. Количественное соотношение следственных и иных действий зависит от криминалистической сложности расследования. Следственные действия чаще преобладают в простых и усложненных расследованиях, где источники доказательств большей частью известны, многие обстоятельства преступления очевидны, противодействие заинтересованных лиц слабо, структура расследования создается без особых затруднений. В сложных и особо сложных расследованиях резко увеличивается число оперативно-розыскных и иных действий.

8. Принцип ритмичности расследования тесно связан с предыдущим. В расследовании используются три типовых варианта сочетания следственных и иных действий: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный. Первый заключается в том, что последующее действие производится при условии окончания предыдущего. Иногда это жесткая последовательность, когда результаты предыдущего действия являются основанием для содержания последующего. Она указана в уголовно-процессуальном законе (допрос и предъявление для опознания; предъявление обвинения и допрос обвиняемого и др.). Такое сочетание можно назвать уголовно-процессуальным. В иных случаях тактической и организационной обусловленности следственных и иных действий вопрос о последовательности решает следователь. Он руководствуется при этом типичным вариантом сочетания действий, разработанным теорией расследования, и практикой, а также характером следственной ситуации. Тактическая и организационная последовательность производства следственных действий зависят от уголовно-процессуальной и друг от друга (Р.С. Белкин, 1974).

9. Принцип рациональной рабочей нагрузки следователя. Решая ее, необходимо учитывать криминалистическую сложность различных расследований, процессуальные сроки ведения уголовных дел, обязанность соблюдения принципов уголовного процесса, уровень профессиональной подготовки следователя, ограниченную возможность человека одновременно воспринимать, держать в памяти и достаточно глубоко осмысливать предельное число объектов, степень участия в расследовании работников органов дознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.011 с.)