Проектно-исследовательская работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектно-исследовательская работа



Проектно-исследовательская работа

Профилактика аллергических заболеваний у школьников

 

 

                                             Выполнил:

                                                                             Кошелева Полина Романовна,

                                                                            МКОУ Октябрьская СШ №9,

                                              8 класс «А»

 

 

                                                                 Руководитель работы:

                                                                      Штерц Елена Андреевна,

                                                                             МКОУ Октябрьская СШ №9,

                                                           учитель географии

 

п. Октябрьский

2021 г.

Содержание

Введение                                                                                                            3

Теоретическая часть. Аллергия – болезнь будущего                                    5

История возникновения аллергии                                                                        5

Что же такое аллергия?                                                                                        10

Что же такое аллергены?                                                                                     12

Практическая часть. Основные методы профилактики аллергии              12

 Результаты опроса учащихся МКОУ Октябрьской СШ №9                           13

Заключение                                                                                                            14

Список литературы                                                                                               15

Приложение 1                                                                                                   20

Приложение 2                                                                                                        22

Приложение 3                                                                                                   23

Введение

Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время аллергические заболевания признаны глобальной медико-социальной проблемой. Согласно статистике ежегодно около 35% населения Земли обращаются за медицинской помощью с клиническими проявлениями аллергии. В последние десятилетия отмечен наибольший рост заболеваемости атопической бронхиальной астмой, поллинозом и аллергодерматозами среди подростков. Проведенные эпидемиологические исследования свидетельствуют, что распространённость среди взрослого населения атопической бронхиальной астмы в настоящее время достигла 5 - 9%, поллиноз – около 20%, аллергодерматозы – 10-12%. Эти показатели значительно превышают данные официальной медицинской статистики.

Часто аллергию называют «болезнью цивилизации». И, если XX век был веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) станет веком аллергии.

Причины катастрофического роста заболеваемости специалисты ВОЗ видят в ухудшающейся экологической ситуации, в изменениях климата, в нерациональном питании, в излишней бесконтрольной лекарственной терапии, в популярности применения в быту всевозможных химических веществ и синтетических изделий, а также в стрессовых нагрузках, гиподинамии, уменьшении инфекционного бремени, хронических интоксикациях, и «генетическом грузе» иммунной системы, ослабляющих и извращающих иммунитет.

 Все эти факторы повышают подверженность организма человека воздействию разнообразных аллергенов. Учитывая высокую эпидемиологическую опасность аллергических заболеваний и важность их раннего выявления и профилактики, мною была поставлена цель: выяснить, владеют ли школьники какой-либо информацией об аллергии и насколько они готовы к активной профилактике аллергических заболеваний.

Проблема: Причины возникновения аллергических реакций и распространённость аллергии среди учащихся среднего звена МКОУ Октябрьской СШ №9.

1. Цель проекта: изучить особенности и профилактику аллергических реакций у учащихся среднего звена МКОУ Октябрьской СШ №9 и составить буклет по профилактики аллергических заболеваний у школьников.

Объект исследования: учащиеся МКОУ Октябрьской СШ №9.

Предмет исследования: аллергические заболевания среди школьников.

Гипотеза исследования: возможно ли предотвратить аллергические заболевания путем профилактики.

Задачи проектно-исследовательской работы:

2. Изучить историю, механизм, причины, виды, типы аллергических реакций.

3. Провести анкетирование среди учащихся среднего звена МКОУ Октябрьской СШ №9.

4. Сделать выводы на основе собранной статистики и проведённого анкетирования.

5. Разработать рекомендации по профилактике аллергии.

Практическая значимость. Данный проект поможет выявить статистику аллергических заболеваний среди подростков МКОУ Октябрьской СШ №9 и особенности их проявления, применить результаты исследования в работе классных руководителей, медицинского работника, работников школьной столовой, а также внести в общий вклад в изучение данного вопроса.

Методы исследования: Теоретический анализ литературы, анкетирование, наблюдение, классификация.

 

 

Аллергия – болезнь будущего

Что же такое аллергия?

Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма к веществам антигенной природы.

Таблица 1

Механизм возникновения

Аллергические реакции — это гиперчувствительность иммунной системы организма при его контакте с раздражителем.

Стадии возникновения аллергической реакции:

I стадия - Аллерген попадает в организм первично. Клетки иммунной системы опознают чужеродные субстанции и запускают механизм образования антител. Антитела прикрепляются к стенкам тучных клеток. Такие комбинации «ожидают» следующего контакта с аллергеном.

II стадия - Аллерген, вновь попадающий в организм, связывает антитела на поверхности тучной клетки. В результате запускается механизм открытия тучных клеток: из них выделяются биологически активные вещества (гистамин, серотонин и др.), которые и вызывают основные клинические симптомы аллергии.

III стадия - Биологически активные вещества вызывают расширение сосудов, усиливают проницаемость тканей. Возникает зуд, отек, воспаление. В тяжелых случаях, не исключен анафилактический шок.

Аллергены всего лишь запускают аллергический процесс, причиной же его является изменённое состояние иммунной системы самого организма.

Виды аллергии и ее симптомы

Респираторная аллергия вызывается мельчайшими частицами и пылью, находящимися в воздухе. Вступая в реакцию со слизистой оболочкой дыхательных путей, они вызывают у человека реакцию, схожую с простудными явлениями:

· очень частое чихание,

· непрекращающийся зуд в носу,

· насморк,

· кашель,

· свистящие хрипы в легких,

· затруднение дыхания,

· приступы удушья,

· слезоточивость,

· жжение в глазах.

Респираторная аллергия наиболее распространена весной во время цветения и летом, которому свойственно обилие запахов. Респираторная аллергия может быть также вызвана:

· клещом, который живёт в матрацах и подушках, если их не выбивать регулярно,

· кормом для домашних животных,

· шерстью домашних животных,

· пылью.

Дерматоз сопровождается различными высыпаниями и раздражениями на коже. Вызвать его могут различные виды аллергенов, такие как: продукты питания, аэроаллергены, косметические средства, бытовая химия, лекарственные препараты.

Симптомы:

§ Покраснение

§ Раздражение

§ Зуд

§ Шелушение

§ Сухость

§ Высыпание похожее на экзему

§ Пузырьки

§ Сильные отёки

Аллергический конъюнктивит

Глаза могут быть местом развития аллергической реакции при многих системных иммунологических расстройствах, причём поражение глаз нередко бывает наиболее драматичным проявлением болезни.

Аллергические конъюнктивиты часто сочетаются с такими аллергическими заболеваниями, как бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит. Аллергическая реакция играет важную роль в клинической картине инфекционных заболеваний глаз.

Аллергические конъюнктивиты поражают примерно 15% всего населения и являются важной проблемой в современной офтальмологии и аллергологии.

 Симптомы:

§ Сильное жжение в глазах

§ Зуд

§ Гиперемия

§ Отечность век

§ Повышенная слезоточивость

§ Светобоязнь

Энтеропатия

Это группа заболеваний, развивающихся при нарушении активности и полном отсутствии выработки определенных ферментов, которые участвуют в переваривании или всасывании различных компонентов пищи.

Проявляется вследствие употребления каких-либо продуктов (непереносимость) или лекарственных препаратов.

Симптомы:

§ Тошнота

§ Боли в животе

§ Увеличение окружности живота

§ Рвота

§ Диарея или запор

§ Отёк губ, языка (отёк Квинке)

Анафилактический шок - это аллергическая реакция немедленного типа, состояние резко повышенной чувствительности организма, развивающееся при повторном введении аллергена.

Анафилактический шок является крайне-тяжёлым видом развития анафилаксии. Одно из наиболее опасных осложнений лекарственной аллергии. Он может наступить всего за несколько секунд или может понадобиться до пяти часов для его наступления, после попадания аллергена в организм, спровоцировать его может укус насекомого или лекарственные препараты.

Симптомы:

§ Отек

§ Одышка

§ Судороги

§ Потеря сознания

§ Появление сыпи по всему телу

§ Непроизвольное мочеиспускание

§ Дефекация

§ Рвота

Что же такое аллергены?

Аллерген - сложное вещество, вызывающее у чувствительных к ним людей аллергические реакции. С научной точки зрения, аллерген — это антиген, который способен стимулировать реакцию гиперчувствительности I типа у людей, страдающих атопическим дерматитом, посредством ответов иммуноглобулина (класс антител доминирующих в секретах организма).

Аллергены могут быть найдены в различных источниках, таких как производственная пыль, пыльца растений, частицы тел и выделений насекомых, перхоть домашних животных, маточное молочко, компоненты продуктов питания, добавки к пище, лекарственные препараты, вакцины, реже холод, солнце и др.

Виды аллергенов

§ Биологические аллергены

§ Лекарственные аллергены

§ Бытовые аллергены

§ Пыльцевые аллергены

§ Пищевые аллергены

§ Промышленные аллергены

§ Аллергический ринит

§ Атопический дерматит

§ Крапивница

§ Пищевая аллергия

Заключение

- почти 40 процентов подростков сталкивались с проявлениями аллергических реакций. Это превышает официальные статистические данные по России, но совпадает с неофициальными популяционными исследованиями;

- типичными аллергенами для подростков являются пищевые аэроаллергены, причем явно видна тенденция к снижению роли пищевых аллергенов и напротив возрастание – контактных аэроаллергенов;

- преимущественно все аллергические реакции проявляются в виде: кожных и слизистых воспалений, насморка, заложенности носа, зуда и чувство жжения; особенность и тип реакции зависит от типа аллергена.

- выявлена зависимость между возрастом начала аллергических заболеваний и типом аллергии. Началом аллергии в подростковом возрасте преобладают аэроаллергены.

- выявлено влияние наследственного фактора на вероятность проявления аллергии.

На основании выше перечисленного я пришла к следующим выводам:

В проектно-исследовательской работе нами была раскрыта проблема распространения аллергии среди подростков.

Кроме того в процессе исследования мы выявили у подростков дефицит знаний об аллергии, ее особенностях, методах профилактики. Это приводит к росту аллергических реакций.

Заключительным результатом проекта стал буклет о профилактике аллергических реакций, (Приложение 3).

Благодаря поставленным целям и задачам гипотеза исследования подтвердилась – возможно предотвратить аллергические заболевания, путем профилактики.

Мы видим дальнейшие перспективы развития исследования, так как данная тема становится все более актуальной в современном мире.

 

Список литературы

1. 1. Адо, В. А. Осторожно, аллергия! / В.А. Адо. - М.: Знание, 2019. - 128c.

2. Аллергия. Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами. - М.: Рипол Классик, 2019. - 552 c.

3. Кирилина, Н. Как остановить аллергию / Н. Кирилина. - М.: Газетный мир «Слог», 2020. - 249 c.

4. Либерман, Ф. Лечение больных аллергией / Ф. Либерман, Л. Кроуфорд. - М.: Медицина, 2020. - 392 c.

5. Лусс Л.В. Аллергия - болезнь цивилизации: эпидемиология, факторы риска, этиология, классификация, механизмы развития. Интернет-журнал доказательной медицины Consilium medicum - [Электронный ресурс] URL: http://www.con-med.ru/magazines/consilium_medicum

6. Семенова, Надежда Нет! Аллергии в XXI веке. Диалог с врачом / Надежда Семенова. - М.: Диля, 2020. - 160 c.

7. Ситкевич, А. Е. Профилактика и лечение аллергических заболеваний кожи / А.Е. Ситкевич, А.Г. Казеко. - М.: Галаксиас, 2018. - 208 c.

8. Современная практическая аллергология. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2019. - 400 c.

9. Толкачев, Б.С. Как бороться с астмой / Б.С. Толкачев. - М.: Советский спорт, 2020. - 198 c.

10. Фройнд, Ли. Х. Пищевые аллергии / Ли.Х. Фройнд, Джон Режонье. - М.: АСТ, Астрель, 2017. - 278 c.

Интернет- ресурсы

11. http://allergiki.com

12. http://pro-allergiyu.ru

13. http://integramed.info

14. https://www.tyzine.ru

15. http://www.gmsclinic.ru

 

Приложение 1

Диаграмма 1. Присутствуют ли у вас какие-либо

                                                аллергические заболевания?

 

 

 

Диаграмма 2. Возникает ли у вас аллергия в

                                                              определенное время года?

 

 

 

Диаграмма 3. Какая именно у вас аллергия?

 

 

Диаграмма 4. В каком виде она проявляется?

 

 

 

Диаграмма 5. В каком возрасте появились

                                                      первые признаки?

 

 

 

Диаграмма 6. Обращались ли вы к врачу?

 

 

 

Диаграмма 7. Наблюдается ли у ваших

родственников аллергия?

 

 

 

            Диаграмма 8. Ухудшается ли состояние после контакта

                                  с животными, цветущими растениями и                                          

       парфюмерными изделиями?

 

 

 

Диаграмма 9. Какое у вас лечение?

 

 

Диаграмма 10. Знаете ли вы о методах профилактики

аллергии?

 

 

 

             

                                                         

 

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

Проектно-исследовательская работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.077 с.)