Областной реабилитационный Центр для детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Областной реабилитационный Центр для детей



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное научно-практическое учреждение

ОБЛАСТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ДЦП

 

Саратов 2002


Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Методические рекомендации разработаны коллективом государственного научно-практического учреждения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» под руководством канд.мед.наук Самойловой С.В.

Автор:   учитель-дефектолог высшей категории Осипова О.В.

В выпуске представлен обзор основных методов формирования мелкой моторики рук, а также представлены основные принципы организации коррекционно-развивающих занятий по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. Предназначены для дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, социальных работников, музыкальных работников и родителей.

        Издание осуществлено в рамках проекта «Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях» за счет средств грантового фонда конкурса «Социальное партнерство» Окружной ярмарки социальных и культурных проектов «Саратов-2001»


СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.                                                                                                                                   .

II. Основная часть.                                                                                                            

1. Особенности развития двигательной сферы у детей с ЦП в первые два года жизни.

2. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, страдающими ЦП по формированию мелкой моторики рук.

а) Формирование зрительно-моторной координации в младенческом возрасте.

б) Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте.

III. Заключение.                                                                                                                                 

IV. Литература.                                                                                                                            

V. Приложение.                                                                                                                                                 


ВВЕДЕНИЕ

           Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.[1]

           Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

           Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

           Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

           В связи с этим, пребывание ребенка в ОРЦ начинается с обследования уровня его психофизического развития на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Работая в команде, врач, социальный работник, психолог, логопед и учитель-дефектолог, после изучения анамнестических сведений составляют комплексную программу реабилитации ребенка-инвалида, рассчитанную на 21 день (курс пребывания в ОРЦ).

           Дети, поступающие в Центр, делятся на 4 группы:

1. младенческий возраст (до 1 г.);

2. ранний возраст (с 1 г. до 3 л.);

3. дошкольный возраст (с 3 до 7 л.);

4. школьный возраст: младшие школьники, старшие школьники.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как дефектолог, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.

Цель этой работы - систематизировать материал о развитии сохранных и последовательном восстановлении нарушенных двигательных функций рук у детей с церебральным параличом, в частности, формирование и развитие мелкой моторики рук, с тем, чтобы предотвратить образование патологического стереотипа к школьному возрасту.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова).

«Связь движений руки с речью» была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.[2]

Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях дефектолога, логопеда, психолога, музыкального работника и других специалистов.

В младенческом возрасте

            Зрительно-моторная координация - согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.[3]

           Свою работу учитель-дефектолог по формированию зрительно-моторной координации начинает с:

1. Нормализации положения кисти и пальцев рук.

С первых недель жизни посредством легких прикосновений и поглаживаний ворсовой щеткой с наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев. Пассивно отводят большие пальцы от ладони и удерживают их в таком положении некоторое время, что затем фиксируется с помощью лангет на занятиях ЛФК. Упражнение проводится ежедневно по 3 раза.

2. Развитие хватательной функции руки.

3. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

4. Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.

           Комплексный характер занятий у дефектолога предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все занятия сопровождаются речевыми инструкциями и комментариями. Кроме того, в плане намечаются специальные занятия по развитию понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

           Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок запоминает лучше названия тех предметов, с которыми он активно манипулирует.

           Учитывая указанные особенности детей с ЦП, им предлагают запомнить названия ярких игрушек, отличающихся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, форме, размеру, материалу и вызывающих сильные ориентировочные реакции. Предъявление игрушек детьми с ЦП имеет ряд особенностей:

           1. На обучающих занятиях одновременно с предъявлением игрушки произносится слово, обозначающее её название.

           2. Слово произносится в моменты фиксации взора ребенка на игрушке, или игрушки располагаются в поле зрения ребенка.

           3. Предъявляемое слово произносится медленно, певуче, с разными интонациями.

           4. В ходе формирования у ребенка понимания слова активизируют работу слухового, зрительного и кожно-мышечного анализаторов, пассивно выполняя его рукой различные манипуляции с игрушкой (ощупывают, поглаживают).

           5. Игрушка перемещается на расстояние не более 2-х метров от её первоначального места расположения и от самого ребенка.

           6. Обучение детей поиску игрушки происходит путем стимуляции кинестетических ощущений пассивным поворачиванием при этом головы ребенка в сторону названной игрушки.

           7. В ходе проверки понимания ребенком слова, оно интонационно выделяется среди других слов интонационно простой фразой.

           8. Понимание ребенком названия игрушки определяется по его попытке остановить на ней свой взор и по повороту головы в её сторону.

           9. После того, как ребенок запомнил название одной игрушки, переходят к формированию у него понимания названия другой игрушки, пространственно отдаленной от первой.

           10. Научить ребенка выполнять действия с предметами, названия которых ему известны, в случае необходимости помочь ребенку.

           Занятия строятся учителем-дефектологом в виде игры, которая является важнейшим средством познания окружающего мира.

 

В дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно

можно разделить на 3 составляющие:

1. Пальчиковая гимнастика (Приложение № 6). Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

n собирание пирамидок, матрешек, мозаики:

n нанизывание колец на тесьму;

n работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

n сортировка монет;

n перебор крупы;

n работа со спичками;

n работа с бумагой;

n лепка (глины, пластилин, тесто);

n шнуровка на специальных рамках, ботинок;

n завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

n игры с песком, водой;

n наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

n закручивание шурупов, гаек;

n игры с конструктором, кубиками;

n рисование в воздухе;

n рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

n рукоделие.

Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

3. Подготовка к письму.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

1. Правильная посадка при письме.

2. Постановка руки.

3. Ориентировка на странице тетради и строке.

4. Правильное движение руки по строке.

5. Штриховка.

6. Обведение лекал, шаблонов.

7. Графические упражнения.

8. Письмо элементов строчных букв.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее:

           1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

           2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

           3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

           4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, ведением дневников, выполнением заданий, изготовлением дидактического материала по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающему ДЦП.

Приложение

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агаркова Н.Т. Формирование графического навыка письма у младших школьников. - М., 1987.

2. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе. - М., 1991.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989.

4. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. - М., 1987.

5. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.

6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1997.

7. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. - Ж. Дефектология, № 3, 1999.

8. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.

9. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения. - Ж. Дефектология, № 4, 1998.

10. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1979.

11. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992.

12. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом - М., 1985.

13. Потапова Е.П. Обучение письму младших школьников. - Ж. Начальная школа, № 6, 1987.

14. Рогов А.А. Организация коррекционной работы в специальной школе-интернате № 21 для детей с ДЦП и нарушениями психики (г.Петрозаводск). - Ж. Дефектология № 2, 1996.

15. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М.: Владос, 1997.

16. Тарабарина Т.И. Что необходимо знать к 1 классу. - Ярославль: Академия развития, 1999.

 


[1] Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

[2] Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., 1979.

[3] «Понятийно-терминологический словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова. - Москва: «Владос» - 1997 г.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное научно-практическое учреждение

ОБЛАСТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.088 с.)