Психология труда и инженерная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология труда и инженерная психология



ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

По материалам работ А. А. Крылова и Е. А. Климова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Объект изучения психологии труда. Цели и задачи курса.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
2. История возникновения и развития психологии труда.
3. Методы психологии труда и их классификация.
4. Специфические методы психологии труда.
5. Психологическая профессиограмма и принцип ее построения.
6. Мотивы профессиональной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА МОТИВОВ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ
7. Индивидуально-типологические свойства личностей и их влияние на профессиональную деятельность.
8. Сенсорные и перцептивные свойства личности.
9. Аттенционные свойства личности.
10. Мнемические свойства личности.
11. Мышление и его влияние на трудовую деятельность.
12. Волевые свойства личности и их значение в процессе трудовой деятельности
13. Профессиональные умения и навыки.
НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
14. Классификация психических состояний человека в процессе труда.
15. Состояние утомления.
16. Монотония труда.
17. Эмоциональное напряжение.
18. Объект, цели, задачи, методы инженерной психологии.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19. Профориентационная работа с подростками и взрослыми.
ЛИТЕРАТУРА

Объект изучения психологии труда. Цели и задачи курса.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия я профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым [4] и развитое его последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде. «Когда речь идет о жизни, о практике, то нужно иметь целостную и по возможности полную синтетическую картину трудовой деятельности человека. Только физиологический, или только психологический, или только социологический подход такой картины не дает и дать не может» [59].

Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их. взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой. Такое понимание предмета психологии труда, выдвигающее на первый план систему внутренних и внешних взаимосвязей изучаемого объекта, возникло как следствие перестройки советской психологии на основе принципов системного подхода. Однако «потребовался длительный путь развития науки, связанный с ее дифференциацией, накоплением экспериментальных данных, отработкой методов анализа, проверкой различных подходов и схем, прежде чем такая почва созрела» [60].

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, - это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Для решения этих задач могут применяться (и применяются) технические, технологические, санитарно-гигиеничесние, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение повой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здоровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих. Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:
1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда»;

2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности;

3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;
4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры;
5. Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний;

6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений Личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.
Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией труда, и еда имеет все предпосылки для их решения.

Психология труда прошла короткую, но полную драматических поворотов историю. Преодолев плоский эмпиризм и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатилетие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологической науки.

Рис.1

 


В результате анализа литературы установлено, что наблюдение может различаться и по другим показателям. Наблюдение может проводиться как;
- самостоятельное исследование по выявлению фактов, явлений с их регистрацией и последующий научным объяснением; первая фаза экспериментального исследования, где с помощью наблюдения изучаются факты и явления с целью формирования гипотезы и последующей ее проверки в эксперименте.

Наблюдение также можно различать по условиям, в которых оно проводится:

- в естественных условиях,
- в лабораторных условиях (например, тренажеры, здесь же возможны и повторные замеры),
- в клинических условиях;
по видам [23]:

- интенсивное,
- экстенсивное,
- объективно-клиническое;
по способу организации наблюдение монет быть:
- случайным (единичным),
- систематическим (имеет цель, план и методику регистрации данных). Выделяют также следующие виды наблюдения [22, 23]:
- внешнее или объективное, где исследователь не вмешивается в естественную ситуацию;
- наблюдение с частичным вмешательством исследователя, например при повторных замерах;
- самонаблюдение (здесь объект одновременно и исследователь). За последнее время метод наблюдения претерпел некоторые изменения в связи с улучшением техники регистрации данных. По методам регистрации данных различает [15,22]:
- наблюдение без применения аппаратуры {протокольная запись, специальные бланки и т.д.);
- наблюдение с применением аппаратурных методов регистрации данных (хронометрах, кино-и фотосъемка, хроноциклография, магнитофонная и видеомагнитная запись я т.д.).

Таким образом, наблюдение можно различать по целям, видам, условиям его проведения, по организации, технике регистрация данных я т.д. Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет один существенный недостаток: он не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя, метод эксперимента лишен этого недостатка.
IV. Эксперимент - считается основным методом получения научных данных в психологии. Сущность его заключается в том, что явление научается в специально созданных или естественных условиях.

Его преимущества перед другими исследовательскими методами - в следующем:
- в возможности скорректировать условия эксперимента;
- в строгости фиксация подученных результатов за счет разработки точной системы измерения и контроля различных переменных;
- в возможности повторения необходимых для исследователя ситуаций.
Существуют различные мнения о критериях классификации. экспериментов [28]. У. Эдвардс приводит следующие виды эксперимента:
- опытный, пробный;
- методический;
- практически-прикладной;
- критический.
П.Фресс подходит с иных позиций и выделяет:
- целенаправленный эксперимент, когда воздействуют на независимую переменную и изучают результаты этого воздействия;
- эксперимент при заданных условиях, когда экспериментатор не может воздействовать на независимую переменку.
Буреш, кроме того, вводит термины "исследовательский'' и "опытный" эксперимент: Р. Вудвортс и Р.Шлосберг выделяют еще качественный и количественный эксперименты.
Для отечественной психологии традиционно различают два наиболее распространенных вида эксперимента:
- естественный (он проводится в конкретных, непосредственно заданных условиях),
- лабораторный - позволяет более точно контролировать многие переменные {моделирование ситуаций в лабораторных условиях).
Г. Пирьов [23] в своей классификации не только придерживается традиционного подразделения эксперимента, но и дополняет его. Он выделяет следующие виды:
а) к лабораторному эксперименту относит классические: Вундтовские методы - метод раздражения, метод выразительных движений, метод реакций; психометрический (стандартизированные и нестандартизированные тесты);
в) естественный эксперимент различают по условиям его проведения: в условиях труда, обучения, игры.
При описании группы методов, используемых в инженерной психологии, Б.Ф. Ломов и Б.А. Смирнов [22] также придерживаются традиционного подразделения эксперимента на естественный и лабораторный. Но лабораторный эксперимент рассматривают как разновидность физического моделирования и в свае очередь подразделяют его на два вида: аналитический и синтетический.
При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимента обычно применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности. Разновидностью аналитического эксперимента являются различного рода тестовые испытания,
В синтетическом эксперименте как можно более точно воспроизводят все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы и т.д.
В психологии труда применяется также и другие виды эксперимента. Для ознакомления с ними возьмем фрагмент из классификации методов психологического исследования Б. Г. Ананьева [I] (рис. 2):

Рис. 2

 

1) Лабораторный эксперимент, который подразделяется на:
- классический (простой и сенсомоторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект),
- психофизический (определение чувствительности порогов различных модальностей),
- психометрический (изучение отдельных психических процессов: мнемических, перцептивных, аттенционных, апперцепции и т.д.).
2) Естественный эксперимент.
3) Психолого-педагогический (констатирующий и "формирующий", обучающий).
4) Социально-психологический (выявление межличностных отношений, гомеостатический метод, метод подставной группы).

Другие авторы [22,25] указывают на возможность применения различных методических подходов при проведении естественного эксперимента.

Например: I) направленное изменение структуры научаемой трудовой деятельности, т.е. по заранее продуманному плану вносятся изменения в ход трудовой деятельности; выключаются отдельные анализаторы, меняется рабочая поза, вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание испытуемого, изменяющие эмоциональный фон деятельности и ее мотивы. Данный методический прием позволяет оценить роль этих факторов в структуре изучаемой трудовой деятельности. Другим таким приемом является: 2) усложнение трудовой деятельности путем введения дополнительных задач иди искусственно созданной стрессовой аварийной ситуации и т.д.
У. В последнее время большую известность и широкое применение получил метод моделирования. Различают моделирование физическое, математическое и кибернетическое, или статистическое [16,19,22].

Моделирование - исследование не самих реальных объектов и процессов, а их искусственных заменителей - моделей Оно может быть: физическим - исследуется трудовая деятельность (либо ее отдельные стороны) в лабораторных условиях с помощью специального оборудования (тренажеры, стенды, пакеты, имитаторы и т.д.), математическим - исследование деятельности с помощью математических моделей, под которым понимается некий математический объект (формула, уравнение, неравенство и т.д.) кибернетическим (у некоторых авторов оно же статическое) - это имитация трудовой деятельности с учетом воздействия специальных факторов, обусловленных влиянием условий деятельности, процесса управления и субъекта деятельности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ

Мотивы имеют субъективные проявления (осознание переживания) и объективные проявления (результаты деятельности). Но одно и то же направление деятельности может зависеть от разных мотивов: высокая производительность труда может объясняться высокими гражданскими мотивами или стремлением к высокому заработку. Чтобы судить о мотиве по направлению деятельности, необходимо создавать такие условия, при которых бы устранялось или ослаблялось влияние других мотивов, кроме предполагаемого. Иначе истолкование имеет гадательный, субъективный характер. Вот почему в психологических исследованиях мотивов, не опирающихся на эксперимент, всегда содержатся совершенно произвольные выводы, считает В. С. Мерлин [68]. Таким образом, основной путь изучения мотивов - эксперимент. При экспериментальном исследовании необходимо: 1) объективно учесть обусловленность дели внешними обстоятельствами; 2) усилить влияние изучаемого мотива и ослабить влияние других сопутствующих или соперничающих мотивов.
Специфически человеческие мотивы (учебные, профессиональные) определяются всей историей личности. Поэтому в совершенно одинаковых экспериментальных условиях разные испытуемые могут обнаружить совершенно разные мотивы или разную силу одного и того же мотива. Чтобы нивелировать эти различия, В. С. Мерлин рекомендует подбирать социально однородную группу.испытуемых, у которых изучаемый мотив является социально типичным.
О переживаниях и осознании мотивов можно судить по словесному отчету. Однако здесь возникают трудности: мотивы деятельности - та сторона личности, которая имеет наибольшее значение для общественной репутации человека (если человек сознается в стремлении сделать карьеру, репутация непоправимо пострадает). Поэтому испытуемый скрывает от экспериментатора и даже от самого себя свои подлинные мотивы. Для того чтобы преодолеть эту трудность, В. С. Мерлин предлагает ставить испытуемого в такие условия, чтобы он не догадался, что по его словесному отчету судят о его мотивах. Кроме того, необходимое условие более или менее правдивого отчета - доверие испытуемого к экспериментатору, хороший контакт между ними.
Интересный метод, который можно было бы назвать методом ретроспективного интервью, применил Герцберг. Он обратился к своим испытуемым с такой просьбой: подумайте о времени, когда Вы чувствовали себя исключительно плохо в связи с настоящей Вашей работой или каким-нибудь другим занятием, которое Вы имели; скажите мне, что произошло; как давно это случилось; как долго продолжалось это чувство; можете ли Вы описать, когда наступило такое изменение в Ваших чувствах, когда оно кончилось; то, что произошло, было ли типичным для того, что происходило в это время с Вами; повлияли ли эти переживания на характер осуществления работы, как;
как долго это продолжалось; то, что случилось, изменяло ли Ваше отношение к Вашей профессии, как? Объектом рассмотрения становились только те жизненные истории, которые вызывали переживания, затронувшие отношение к работе отвечавшего человека. Материал этих историй дал возможность провести содержательный анализ, позволяющий вскрыть отношение к работе в разных аспектах.
Разработанные советскими и зарубежными авторами методические приемы изучения мотивов разнообразны и имеют несомненную ценность для решения задач психологии труда. Однако под влиянием изменений характера труда, социальной сферы, обстоятельств личной жизни и других факторов изменяется и структура мотивов трудовой деятельности. Для управления этой структурой, для ее оптимизации необходимо изучение не только отдельных мотивов, но и взаимосвязей между ними, их иерархии.

Состояние утомления.

Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью:
утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние да производительность труда.
Утомление сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться, по меньшей мере, с трех сторон:
1) со стороны субъективной - как психическое состояние;
2) со стороны физиологических механизмов;
3) со стороны понижения производительности труда.
Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения ив неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу;
2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;
3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности;
4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации;
5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации;
6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;
7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.
Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым производительность труда. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.
Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомления, в которой можно вычленить разные стадии. Н. Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание - чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительность труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву /переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.
На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.
Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.
Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи высказываются за ее существование. Так, С. М. Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:
1) от индивидуальных особенностей рабочего;
2) от обстоятельств протекания работы;
3) от качества выполняемой работы;
4) особенностей трудового режима и т. д.
Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего [10].
Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

Монотония труда.

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности, по Н. Д. Левитову, вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.
М. И. Виноградов следующим образом сформулировал понятие монотонности: «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы» [14, с. 185].
Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека; являющееся следствием однообразия работы. В зарубежной литературе, в частности американской, понятие монотонности трактуется во втором, чисто субъективном смысле.
Советские психологи не отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению, это не служит основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из этого разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.
Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека, и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Значит, первым следствием утомления является снижение выполнения, а монотонности - колебания выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.
Необходимо также отличать состояние» монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.). Очень важно подчеркнуть, что размежевание (психического насыщения и монотонности является относительным, так как:
1) они взаимно влияют друг на друга;
2) их последствия суммированно действуют на состояние человека;
3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.
Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить, прежде всего, субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т. д.
Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности, Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции. За рубежом, правда, ставились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов, скорее и острее переживают монотонность умственно более развитые люди. Однако Н. Д. Левитов называет такие выводы упрощенными и неверными. По его мнению, если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин [41] замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия. Устойчивость к монотонии, как показали исследования Н. П. Фетискина [105], определяет наличие монотофильного типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, малой силой нервной системы. И наоборот, сильнее подвергались влиянию монотонных условий лица, обладающие монотофобным типологическим симптомокомплексом, которым свойственны подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Однако неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы.
И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос - пути борьбы с монотонностью на производстве. М. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности: 1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва [14]; 5) введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).
Несколько по-иному, можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д. Левитов [54].
Первый путь. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.
Второй путь. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.
Третий путь. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.
Четвертый путь. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.
Пятый путь. Введение функциональной музыки.

Эмоциональное напряжение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.017 с.)