Житие священномученика николая (покровского), 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Житие священномученика николая (покровского),



ПРЕСВИТЕРА ГОРЮШКИНСКОГО

ДНИ ПАМЯТИ:

18 / 5 МАРТА - ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ (+ 1919);

ФЕВРАЛЯ / 25 ЯНВАРЯ, ЛИБО В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД НИМ, ИЛИ ПОСЛЕ НЕГО -

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКИЯ.

В МИРУ ПОКРОВСКИЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ.

Родился в 1864 году в семье священника.

В 1889 окончил Симбирскую духовную семинарию по первому разряду.

В течение года служил псаломщиком при храме села Шерауты Буинского уезда Симбирской епархии.

Женился на дочери священника Иакова Киятского Елене. Позже они удочерили осиротевшую племянницу жены - дочь священника Николая Киятского Валентину.

В 1891 году рукоположен сначала во диакона, а через некоторое времени -                   во священника.

В конце того же года, после прохождения непродолжительной практики в одном из храмов Симбирска, назначен на приход в село Никулино Карсунского уезда [1]. Одновременно преподавал Закон Божий в местной земской школе.

В феврале 1895 года перемещен в храм упраздненного Благовещенского монастыря села Кашпир Сызранского уезда [2]. Одновременно служил заведующим и законоучителем в местной церковноприходской школе.

В 1907 году во время голода в Поволжье организовал сбор хлеба для помощи голодающим.

24 ноября 1908 года перемещен в церковь Димитрия Солунского                                       в с. Горюшки Сенгилеевского уезда (ныне это село Гавриловка Тереньгульского района Ульяновской области) [3].

После революции 1917 года местные власти пытались закрыть церковь. Сельчане были категорически против этого. Собравшись в храме по разрешению священника, они постановили, что никто и никогда не вправе закрывать их церковь. Большевики затаили злобу на священника.

В марте 1919 года на территории Симбирской губернии вспыхнуло Чапанное восстание. Красноармейцы, прибывшие для подавления этого крестьянского волнения, обвинили отца Николая в пособничестве мятежникам и осуществлении духовного руководства ими.

В ночь на 18 марта 1919 священник был арестован и приговорен к расстрелу волостным военно-революционным комитетом «за подстрекательство и контрреволюционную напутственную проповедь перед восставшими».

Расстрелян 18 марта 1919 года. Похоронен на местном приходском кладбище.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года для общецерковного почитания.

 

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ НИКОЛАЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Награды

· набедренник (1898)

· скуфья (1906)

· медаль в память царствования Императора Александра III (1906)

· благодарность государыни Марии Феодоровны (12 августа 1908, за помощь в сборе хлеба для помощи голодающим)

· благодарность Епархиального училищного совета (1908, за прохождение должности заведующего церковной школы)

· камилавка (6 мая 1914) [4]

Использованные материалы

· Скала Алексий, прот. «Святые, в земле Симбирской просиявшие». Ульяновск. 2009. с. 88-100:

· http://neopalimovsky.ortox.ru/files/2016/04/Svyatye-Simbirska.pdf

· А.Тащаев "«Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22)" (новости Симбирской епархии), Журнал Московской Патриархии № 11, 2006 г.:

· http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/06/11-06/05.htm

· БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:

· http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...HA*

· Симбирск 1918 года. Установление однопартийности, советская символика и вынужденные сюрпризы новой власти // Информационный портал Ульяновска ulpravda.ru:

· http://ulpravda.ru/rubrics/nash-krai/simbirsk-1918-goda-usta...sti

 

 

[1] Распоряжения епархиального начальства. Движение и перемены по службе // Симбирские епархиальные ведомости. 1891. отдел официальный. № 24 (15 декабря), С. 385.

[2] Распоряжения епархиального начальства. Движение и перемены по службе // Симбирские епархиальные ведомости. 1895. отдел официальный. № 5 (1 марта), С. 70.

 

 

[3] Распоряжения епархиального начальства. Движение и перемены по службе // Симбирские епархиальные ведомости. 1908. отдел официальный.           № 23 (1 декабря), С. 460.

[4] Список лиц, удостоенных Государем Императором и Святейшим Синодом во внимание к отлично-усердному служению награждения к 6 мая 1914 г. - высокоторжественному дню рождения Его Императорскаго Величества // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. отдел официальный. № 10 (май), С. 114.

 

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА ГАВРИИЛА (ИГОШКИНА), АРХИМАНДРИТА МЕЛЕКЕССКОГО

ДНИ ПАМЯТИ:

18 / 5 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ (+ 1959);

1-ОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД 8 СЕНТЯБРЯ / 26 АВГУСТА - СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ;

3 ИЮНЯ / 21 МАЯ - СОБОР СИМБИРСКИХ СВЯТЫХ;

7 ФЕВРАЛЯ / 25 ЯНВАРЯ,   ЛИБО БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ НЕГО, ИЛИ ДО НЕГО - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКИЯ;

18 / 5 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ (+ 2000).

В миру Иван Иванович Игошкин, родился 23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне с. Сосновка Сосновоборского района Пензенской области) в крестьянской семье.

Закончил 2-классное духовное училище. Его жизненный путь определился уже в детстве: он не увлекался играми подобно своим сверстникам и все свое свободное время старался проводить в храме.

12 ноября 1903 года, в возрасте 15 лет, закончив учебу, поступил послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии.

В 1909 году призван на военную службу, которую проходил в крепостной артиллерии Ковно в должности певчего при военном соборе до конца марта 1913 года.

Вернулся со службы в 1913 году, жил со своими родителями, но в 1914 году призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале.

Иван Игошкин. 1914 год.

 

В 1917 году был демобилизован по болезни и вернулся к родителям. Служил псаломщиком в храме во имя Рождества Христова.

В январе 1921 года рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви Покровска (ныне город Энгельс Саратовской области) архиепископом Уральским Тихоном, а в 1922 году — в сан иерея к тому же храму.

 

В 1923 году архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой отца Иоанна, который                             по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

После его закрытия в 1928 году переведен в храм свт. Николая в Пыжах.

В 1929 году был пострижен в монашество с именем Гавриил в Московском Богоявленском монастыре епископом Петром (Рудневым).

В 1930 году возведен в сан игумена.

14 апреля 1931 года был арестован по обвинению в "систематической антисоветской агитации" и организации нелегальных сестричеств и братств, оказании помощи ссыльному духовенству; заключен в Бутырскую тюрьму.

Проходил по групповому делу "Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москвa. 1931г." вместе с Татьяной Николаевной Гримблит. Всего по делу проходило 39 человек.

На следствии показал: "Против власти среди прихожан агитации я не вел.               Я всегда говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом, поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил положение верующих".

30 апреля того же года приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском ИТЛ. (КРАСНОВИШЕРСКИЙ КОНЦЛАГЕРЬ ПЕРМСКОГО КРАЯ).

29 июня 1932 года досрочно освобожден по состоянию здоровья с запретом проживания в 12 городах. Поселился в г. Ростове Ярославской обл., с августа - во Владимире. По окончании срока ссылки в декабре 1933 г. вернулся в Москву и назначен настоятелем Московского Никольского храма в Пыжах.

В начале 1934 года возведен в сан архимандрита архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым).

В июле 1934 года в связи с захватом храма Николы в Пыжах обновленцами перешел на служение в храм Воскресения Христова в Кадашах. Избран кандидатом на епископство.

19 августа 1934 года арестован во время богослужения, обвинялся                            "в участии в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке", заключен в Бутырскую тюрьму, но 3 октября того же года освобожден.

В связи с захватом Воскресенского храма обновленцами переведен на служение в Покровскую церковь с. Звягино Пушкинского района Московской обл.

Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали о. Гавриила. После службы проводил духовные беседы в храме и дома и собирал пожертвования для репрессированных священников.

После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь в октябре 1936 года, переведен в храм во имя Сошествия Святого Духа в г. Пушкино.

4 ноября 1936 года во время богослужения он был арестован по обвинению               в контрреволюционной деятельности. Содержался в Бутырском изоляторе.

20 января 1937 года приговорен ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ.                     Срок отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми); неоднократно подвергался избиениям, по несколько часов выстаивал в 40-градусный мороз на улице босиком. Срок заключения закончился в конце 1941 года, освобожден только в июле 1942 года;                    работал в лагере.

В октябре 1942 года уехал в г. Кузнецк Пензенской обл., у сестры Пелагеи прожил около месяца. Для назначения на службу пешком направился                            в Ульяновск, куда была эвакуирована Московская Патриархия. Чтобы получить благословение у старца Василия Струева, зашел в с. Копышовка (ныне Карсунского района Ульяновской обл.). Заболевшего Гавриила старец благословил жить недалеко от себя - в с. Базарный Урень у престарелых сестер Беляковых. Гавриил тайно совершал в их доме богослужения, исповедовал, причащал, совершал требы. Вел духовные беседы со старцем Василием.

В начале мая 1946 года Ульяновский епископ Софроний (Иванцов) назначил его настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Ульяновска.

Из-за отказа в прописке как "врагу народа" переведен настоятелем Никольского храма в Мелекессе, где купил домик при денежной помощи брата Григория, проживавшего в Москве и работавшего на заводе.

Архим. Гавриил (Игошкин). Фотография. 50-е. XX в.  

 

Был строг к себе и к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности, строго исполнял церковный устав. Богослужение совершал с духовным подъемом. Особое внимание уделял проповеди. После служб в воскресные и праздничные дни по благословению Ульяновского и Мелекесского еп. Серафима (Шарапова) проводил духовные беседы, что привлекло в церковь много молодежи и детей.

8 июля 1949 года по доносу церковного регента был арестован во время богослужения; позднее переведен во внутреннюю тюрьму управления Министерства государственной безопасности по Ульяновской обл. Обвинен в том, что "является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и сов. правительства", "проводил антисоветскую пропаганду", "во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского". Виновным себя не признал.

29 декабря 1949 года приговорен к 10 годам лишения свободы.                Отправлен в Сибирский ИТЛ в г. Мариинск Кемеровской обл. В лагере                           (в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты) продолжал пастырское служение: вел беседы с заключенными, тайно исповедовал их, отпевал умерших. Даже в заключении Гавриил не нарушал постов. Оделял продуктами из посылок, которые присылали его духовные чада, тех, кто жили вместе с ним.

4 сентября 1953 года обратился в Верховный суд СССР с просьбой отменить решение Ульяновского обл. суда как незаконное и построенное на клеветнических показаниях свидетелей. 23 октября 1954 года досрочно освобожден по болезни.

6 января 1955 года Президиум Верховного суда РСФСР вынес                      постановление о его полной реабилитации.

Архим. Гавриил вернулся в Мелекесс, где ему вернули                                                 его конфискованный дом.

В июне 1956 года он обошел пешком села Сыресево, Самодуровка, Шугурово, Шкудим, Качим, в домах родных служил Божественную литургию, молебны, совершал крещения; на могилах служил панихиды.

18 октября 1959 года, предчувствуя смерть, попрощался со всеми; скончался, как бы тихо заснув. Похоронен на городском кладбище.

Прославление и почитание

Икона присп. Гавриила Мелекесского.

 

Августа 2000 года, по завершении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен               к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

18 октября этого же года в Никольском кафедральном соборе Димитровграда были открыты для всенародного поклонения мощи новопрославленного угодника Божия.

В 2004 году на родине святого в деревне Сосновка (быв. Самодуровка) Пензенской области был построен деревянный храм, освященный во имя преподобноисповедника Гавриила [1].

Молитвословия

 

Тропарь, глас 3

Вельми светел явися нам подвиг жития твоего, / исповедниче Христов Гаврииле, / любве ради ко Господу изшел еси с радостию на скорбь и лишения, / крест свой носяй / и тако образ терпения показуяй, / верныя в годину озлобления / пастырски в вере соблюл еси, / дерзновением благодать Святаго Духа стяжав, / темже убо вопием ти: // молитвами твоими спаси души наша.

Кондак, глас 2

Крепости Божия соименник / и причастник Божия благодати явился еси, / отче Гаврииле, / преподобием и исповедничеством / истину Православныя веры утверждали, / иго Христово до конца восприял еси, / темже и прославлен еси со святыми, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИЧЕ ГАВРИИЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Литература, документы

· ГАРФ. Ф. 10035;

· РГАДА. Ф. 1204;

· РГВИА. Ф. 11128, 11545;

· ЦГИАМ. Ф. 1215;

· ГА Пензенской обл. Ф. 182;

· ГА Самарской обл. Ф. 5, 32, 353, 360, Р-4187;

· ГА Ульяновской обл. Ф. 134, 3022, 3705;

· Архив УФСБ по г. Москве и Московской обл. Д. П-78582, П-27265, П-1086;

· Архив УФСБ по Ульяновской обл. Д. № П-3375.

· Симбирские ЕВ. 1911. № 17; 1912. № 12.

· Баженов Н. Стат. описание соборов, мон-рей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903;

· Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». М., 1998. С. 286;

· Куликова Л. Житие прписп. Гавриила Мелекесского // Моск. ЕВ. 2001. № 6. С. 27-35;

· ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 112-128; Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Моск. епархии. Сент.-окт. Тверь, 2003. С. 112-128.

· Куликова Л.В. Угодник Божий Гавриил, архимандрит Мелекесский. - Изд-во: Л.В. Куликова, 2011. - 540 с., ч.б. илл.

Использованные материалы

· Православная энциклопедия, Т. 10, С. 203-204

· http://www.pravenc.ru/text/161265.html

· Жизнеописание на сайте Православие и современность:

· http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t...177

· БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в."

· http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d** (материал использован частично)

· Служба преподобноисповеднику Гавриилу, архимандриту Мелекесскому, страница блога свящ. Максима Плякина:

· http://ustavschik.livejournal.com/32460.html

 

 

[1] Жизнеописание на официальном сайте Кузнецкой епархии: http://eparhia-kuznetsk.ortox.ru/blagochiniya/svyatye-i-svya...sk/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.043 с.)