Гражданско-патриотическое воспитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданско-патриотическое воспитание



Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

 Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.

      Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям.

Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;

формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

обеспечение здорового образа жизни.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. 

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует регулярное проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности. Ребята знакомятся с важнейшими событиями второй мировой и Великой Отечественной войны. На примере документальных фильмов, плакатов, рисунков, документов ребята познают мужество и героизм советских людей, проявленные в эти страшные годы. Традиционными стали проведение уроков Мужества и встречи с ветеранами Вооруженных сил.

К сожалению всё меньше и меньше остается живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.

Связь поколений – вот что поможет нашей молодежи сохранить страну в это трудное время и самим стать настоящими патриотами своей Родины.

Патриотизм – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Формула патриотизма: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». Патриотизм не связан с замалчиванием негативных свойств своего народа, он видит и чувствует все, но продолжает любить, способствовать росту, делать свой посильный вклад в культуру и производство.

Гражданско – патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны.

Правильное воспитание патриотических чувств можно, наверное, отнести к разряду вечных проблем. Заметная часть опыта, накопленного в советское время, нами потеряна, причем на всех направлениях. В советское время государство ухитрялось даже из малолетних преступников делать творцов, людей, активно действующих в интересах общества. В патриотическом воспитании роль коллектива и общего дела, как принципа воспитания была особенно велика. Ведь получалось, работать у А.С.Макаренко с трудными детьми и в отношениях с воспитанниками он придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

А сейчас, наоборот, наше общество ухитряется из изначально благополучных детей делать преступников. Но вот ведь что интересно: при советской власти много чего было и много чего не было, но отдельной программы «патриотического воспитания» и быть не могло. Потому что патриотически воспитывало всё – кинематограф, театр, музыка, спорт, промышленность, наука, сама жизнь. А теперь мы искренне радуемся тому, что «вошли в пятерку» на конкурсе «Евровидение» или вышли в четвертьфинал на чемпионате мира. Мы даже не ждем собственно победы: нас восхищает уже и то, когда Россия просто «не хуже».

Но есть такое старое и простое правило: пока никто ничего не делает, ничто и не делается. Если мы сейчас, опасаясь предстоящих трудностей, сетуя на то, что утрачен ценный опыт, не попытаемся его возродить, не начнем вновь его накапливать, не начнем активно действовать в интересах общества, то никто другой за нас все это не сделает.

Если мы будем только лишь жалеть об утраченном былом опыте, то он так и останется навеки утраченным. Если мы будем сомневаться в своей способности воспитать патриота, он и не воспитается. И если мы просто опустим руки – нам и останется тогда лишь только продолжать разговоры о важности воспитания патриотических чувств.

Пусть первыми шагами по реализации этой задачи станет возрождение в школах советской программы физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне» (ГТО) и игры «Зарница». Экскурсионные поездки по стране школьников, образовательный туризм и краеведение, возникновение школьных музеев.

Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.  Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- индивидуальные и тематические консультации;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- дни творчества детей и родителей;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; 

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; 

- проведение совместных внеклассных мероприятий (конкурсы,

спектакли, викторины);

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ; 

- создание родительского актива.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. 

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов Донецкой Народной Республики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.01 с.)