Государство и право средневековой японии (манифест тайка 646 Г. , свод законов тайхо-рицурё 718 Г. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право средневековой японии (манифест тайка 646 Г. , свод законов тайхо-рицурё 718 Г. ).



Япония - молодая цивилизация. Хотя заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь-правитель, опирающийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты.

Основную массу населения составляли крестьяне, платившие налог. В Японии существовало фактическое прикрепление крестьян к земле, продуктовая и денежная ренты, отработки. Кроме того, существовали категории рабов и неполноправных, состоящих прежде всего из иноземцев, в том числе китайцев и корейцев.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЯПОНИИ

В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели.

Заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, но государственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э.

С VI в. Япония стала преодолевать гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти в результате дворцового переворота в середине VII в. Молодая японская государственность восприняла идею сильной государственной власти по китайскому образцу.

Император, называвший себя Сыном Неба - Тэн- но, имел весьма ограниченные способности, чтобы нормально править страной. Огромное влияние приобрел клан Фудзияра, который привел принца Кару, основателя династии, к власти.

Император стоял во главе системы государственного управления. При нем существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число представителей высшей знати. Государственный совет был единственным реальным ограничителем власти императора.

Государственный совет разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране.

В Японии к концу Х1-началу XII вв. стали складываться фактически 3 центра реального политического влияния: -

императорский двор; -

домоуправление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзияра); -

буддийские монастыри.

Манифест Тайка - Данный исторических документ извлечен из древнего памятника «Нихонги» или «Нихонсёки» («Анналы» Японии), являвшейся первой официальной историей средневековой Японии, составленной в 720 г. Время составления «Нихонги» - эпоха перехода от древности к средневековью. Повествование начинается с глубокой древности - с «века богов», т. е. со времени, когда, согласно традиционным верованиям, действовали еще боги - предки японцев, - и заканчивается, уже вполне точно датируемыми годами правления императрицы (императорами называли японских правителей еще с древности) Дзито (687 - 696 гг.), т. е. для составителей этих «Анналов» - почти их современностью.

Первым кодексом был кодекс «Тайхо ре». В нем отсутствовало деление права на частное и публичное.

Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений.

Указы имели более самостоятельный характер, а постановления издавались в развитие административных и уголовных законов как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.). Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план.

28. Особенности государства и права средневекового Китая.
Государственный строй. Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов. Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзайсяна. Эти должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники.

Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три ведомства — три палаты: одна ведала органами исполнительной власти, две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника — правый и левый. Первой палате подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. Вторую группу ведомств составляли военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи; ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомств" работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

При императорском дворце находились особые управления, обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.

Важное место среди государственных учреждений занимала палата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центральным и местным аппаратом. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

Империя была поделена на провинции, округа, уезды. На каждом из этих уровней существовала своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой — объединение 4—5 дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, еще сильных в деревне.

Замещение государственных должностей строилось по системе государственных экзаменов.

Право

По приказу императора Ли Шимина началось создание свода законов уголовного права, завершившееся после его смерти. Список преступлений был огромен: хождение ночью по улице, разжигание ночью огня, быстрая езда по городу и т. д. Например, хозяин за убийство провинившегося раба наказывался 100 ударами палкой, а раб за неосторожное убийство господина подвергайся смертной казни. Под влиянием конфуцианства был запрещен древний обычай физически калечить преступника.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопро­вождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственни­кам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.005 с.)