Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 060501 «Сестринское дело»Стр 1 из 10Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение» ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздел «Сохранение здоровья детей» Специальность 060501 «Сестринское дело»
Пермь, 2013 Одобрена Составлена в соответствии с на заседании Государственными требованиями к кафедры “Сестринское Дело” минимуму содержания и уровню 2013 г., протокол № подготовки выпускника по специальности Зав. кафедрой Абрамова В.И._____________
Составили: Абрамова В. И., Бартева Т.Н., Пирожкова В.Н., Дружкова Н.Н., преподаватели педиатрии
Содержание
Пояснительная записка Рабочая тетрадь по МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение» ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздел «Сохранение здоровья детей», специальность 06010 «Сестринское дело» составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке медицинских сестер, согласно ФГОС СПО III поколения. Цель создания рабочей тетради – формирование и закрепление у студентов знаний, необходимых для оказания медицинских услуг здоровым детям в разные возрастные периоды, консультирования пациента и членов его семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Рабочая тетрадь включает: основные термины, таблицы по периодам детского возраста; информацию по особенностям оценки гемограммы и урограммы, режимам детей разного возраста; документацию для проведения патронажей. Учебный материал рабочей тетради необходим для изучения ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздела «Сохранение здоровья детей»; ПМ. 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», раздел «Проведение сестринского ухода в педиатрии».
Содержание рабочей тетради направлено на формирование профессиональных компетенций: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. Знание: − характеристики возрастных периодов; − анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка в разные периоды жизни; − закономерностей увеличения массы и роста; − правил оценки физического и нервно-психического развития; − значения физического воспитания для развития ребенка; − факторов и правил закаливания; − основных потребностей ребенка и способов их удовлетворения в зависимости от возраста. Умение: − оценивать физическое развитие ребенка, состояние систем, двигательные умения и нервно-психическое развитие; − оценивать гемо и урограмму; − выявлять нарушения удовлетворения потребностей, определять возможные проблемы. − консультировать родителей по вопросам ухода, питания детей разного возраста, обеспечения безопасной окружающей среды ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Знание: - особенностей обработки предметов ухода и инструментария; Уметь: - проводить обработку предметов ухода и инструментария
2. Рекомендации для студента Уважаемые студенты! Приступая к изучению учебного материала следуйте инструкции к предлагаемым заданиям. Для того, чтобы усвоить темы раздела «Сохранение здоровья детей» важно знать основные термины и понятия. Теоретический материал, представленный в таблицах соответственно периодам детского возраста, оценка гемо и урограмм, сведения о режимах дня, рекомендуемая документация по проведению патронажей детей до одного года, помогут формированию необходимых профессиональных компетенций. Рабочая тетрадь позволит Вам успешно подготовиться к практическим занятиям, семинарам и экзаменам.
Желаем успеха!
3. Основные термины и понятия Уважаемые студенты!
Инструкция: Внимательно изучите предложенные термины и понятия, запомните их. Знание терминов и понятий поможет приблизиться к формированию следующих профессиональных компетенций: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей разного возраста; закономерностей увеличения массы и роста; правил оценки физического и нервно-психического развития; значения физического воспитания для развития ребенка; факторов и правил закаливания; основных потребностей и способов их удовлетворения. Данные термины и понятия используются для проведения терминологического диктанта. 1. Антенатальный – внутриутробный. 2. Антропометрия – взвешивание пациента, измерение роста, окружности головы, окружности груди. 3. Анемия – состояние, характеризующее снижением гемоглобина и эритроцитов в крови 4. Акроцианоз – цианоз отдаленных частей тела (кончиков пальцев, мочки уха, кончика носа и т.д.) 5. Адаптированная смесь – смесь максимально приближенная по своему качественному составу к женскому молоку. 6. Адаптация – приспособление 7. Бактериурия – выделение бактерий с мочой 8. Бленнорея – гонококковый конъюнктивит. 9. Вакцина – прививочный материал. 10. Вакцинация – проведение профилактической прививки 11. Водный баланс – соотношение выпитой жидкости к выделяемой 12. Гипогалактия – снижение секреции молока 13. Гематурия – наличие крови в моче 14. Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой 15. Гемограмма – показатели общего анализа крови 16. Гемолиз – разрушение или распад эритроцитов. 17. Гипертермия – лихорадка; повышение температуры тела. 18. Гипоксия – кислородная недостаточность. 19. Докорм – молочные смеси, которые дают ребенку после кормления грудным молоком. 20. Диурез – выделение мочи 21. Естественное вскармливание – это питание ребенка на первом году жизни грудным молоком. 22. Иктеричность – желтушность кожи и склер. 23. Коррекция – рациональное распределение основных ингредиентов питания (белков, жиров, углеводов) в зависимости от возраста. 24. Кифоз – искривление позвоночника кзади 25. Лактация – секреция грудного молока 26. Меконий – первородный кал (у новорожденных до 3-х дней) 27. Лейкопения – снижение содержания лейкоцитов в крови 28. Лейкоцитоз – повышенное содержание лейкоцитов в крови 29. Лимфоцитоз – повышенное содержание лимфоцитов в крови 30. Лордоз – искривление позвоночника кпереди 31. Лейкоцитурия – повышенное выделение лейкоцитов с мочой 32. Молозиво – секрет молочных желез, выделяющийся в первые 2-3 дня лактации. 33. Мочекислый инфаркт – выделение солей уратов с мочой и разрушенных эритроцитов. 34. Неонатальный период – период новорожденности. 35. Искусственное вскармливание – это вскармливание ребенка с первых дней или месяцев жизни молочными смесями. 36. Олигурия – уменьшение суточного количества мочи 37. Полиурия – повышенное количество выделяемой мочи 38. Протеинурия – выделение белка с мочой 39. Патронаж – активное посещение медицинским работником пациента на дому.
40. Плацентарный период – период с момента образования плаценты. 41. Плантограмма – отпечаток стопы на листе бумаги. 42. Плоскостопие – уплощение свода стопы, за счет слабости мышц. 43. Постнатальный – внеутробный. 44. Профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и на обеспечение высокого уровня здоровья. 45. Протеинурия – белок в моче. 46. Пуэрильное дыхание – жесткое дыхание у детей до 3х лет. 47. Прикорм – все продукты кроме женского молока и детских молочных смесей. 48. Ревакцинация – повторное введение вакцин. 49. Смешанное вскармливание – вскармливание, при котором ребенок получает грудное молоком и докорм в виде молочных смесей. 50. Сколиоз – боковое искривление позвоночника 51. СОЭ – скорость оседания эритроцитов 52. Тромбоцитопения – снижение содержания тромбоцитов в крови 53. Фетопатии – заболевания и повреждения плода в период плацентарного развития. 54. Цианоз – синюшность кожи и слизистых. 55. Цилиндрурия – выделение цилиндров с мочой. 56. Урограмма – показатели общего анализа мочи. 57. Эмбриональный период – период развития эмбриона в первые 3 месяца беременности. 58. Эмбриопатии – заболевания и повреждения зародыша, возникающие в течение первых 3-х месяцев эмбрионального развития. 59. Эритроцитурия (гематурия) – повышенное выделение эритроцитов с мочой 60. Эритема – гиперемия; покраснение кожи. 61. Эозинофилия – повышенное содержание эозинофилов в крови Таблицы Таблица Период новорожденности Уважаемые студенты! Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание цели и содержание патронажа новорожденного; характеристику периода новорожденности, факторы риска; анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного ребенка; принципы оценки общего состояния; физиологические состояния новорожденного; ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний / знание санитарно - эпидемиологического режима отделения новорожденных; особенностей обработки предметов ухода и инструментария.
Характеристика
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок гестации | 38-40 недель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса при рождении | не менее 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рост при рождении | не менее 47 см | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окружность головы |
См | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окружность груди |
См | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя масса при рождении |
Г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний рост при рождении |
См | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы первичного туалета | 1 - отсасывание слизи, 2 - профилактика бленнореи, 3 - перевязка пуповины, 4 - обработка кожи, 5 - антропометрия, 6 - регистрация, 7 - пеленание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние ребенка после рождения оценивают через |
И 5 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние ребенка после рождения оценивают по шкале |
Апгар
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели шкалы Апгар | по пяти признакам: Каждый признак максимально оценивается в 2 балла. -дыхание; -сердцебиение; -мышечный тонус; -рефлекторная возбудимость; -окраска кожных покровов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сумма баллов по шкале Апгар |
Б здоровый ребенок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После рождения ребенка прикладывают груди | сразу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разовый объем молока до 10 дней | 10 х n (n – день жизни) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суточный объем молока | Разовый объем Х число кормлений в сутки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АФО кожи | кожа розовая, бархатистая, склонная к отеку и эритеме, роговой слой тонкий, поэтому кожа легко ранима, хорошо кровоснабжена, капилляры широкие, легко проницаемы; сальные железы хорошо развиты (родовая смазка). потовые железы сформированы, но не функционируют до 1 месяца (перегревание). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подкожно – жировой слой | хорошо развит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пупочное кольцо расположено | посередине между грудиной и лобком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ногти | ногти достигают кончиков пальцев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большой родничок | имеет форму ромба, размер 2 × 2,5 см | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малый родничок | треугольной формы, открыт у 25 % новорожденных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧДД |
В 1 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧСС |
В 1 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖКТ | полость рта относительно мала. Слизистая суховата. Сосательные валики вдоль десен, жировые комочки в толще щек (комочки Биша), относительно большой язык способствуют акту сосания. Мышцы языка и щек хорошо развиты. Слюны выделяется очень мало. желудок располагается почти горизонтально, мышечный слой в кардиальной части слабо развит (срыгивания). Активность ферментов ЖКТ низкая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водный баланс до 1 мес. | до 1 мес. 25 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число мочеиспусканий в сутки | в первую неделю жизни ребенок выделяет мало мочи (за 4-6 мочеиспусканий в день 10- 30 мл). К 8-10 дню число мочеиспусканий 20 –25 раз. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности со стороны половых органов | у мальчиков яички опущены в мошонку у девочек половые губы прикрывают малые. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Функциональные признаки - крик | громкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реакция на отсасывание слизи | активная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мышечный тонус |
Гипертонус мышц сгибателей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характер безусловных рефлексов | хорошо вызываются безусловные рефлексы (сосательный, глотательный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В роддоме здорового ребенка кормят (количество раз) | 7 раз или свободное вскармливание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЦЖ | на 3-7 день, место введения – верхняя треть левого плеча, способ введения – внутрикожно, вакцинальная доза 0,1мл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Против гепатита В | вакцина вводится первые 12-24 часа жизни, 0.5 мл, внутримышечно, в бедро | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физиологические состояния | Причина | Клиника | Тактика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физиологическая убыль массы | § недоедание в первые дни жизни (малый объем молозива, слабость сосания); § потеря воды с калом, через кожу; § отпадение пупочного канатика. Если убыль превышает 10%, необходимо искать причину, т.к. это связано с заболеванием. | не должна превышать 7-10 % от веса при рождении. Например: 250-300г. при весе 3000. Максимальная убыль веса – на 3-4 день, восстановление веса – к 10-14 дню. | Обычный уход | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физиологическая желтуха | незрелость печени, в результате билирубин, образующийся при распаде эритроцитов из гемоглобина, не успевает вовремя усваиваться печенью и выделяться с желчью. Билирубин из крови проникает в кожу и прокрашивает ее в желтый цвет. | на 2-3 день жизни появляется желтушное окрашивание кожи, слизистых рта, конъюнктив и склер. Общее состояние не страдает. Кал и моча обычного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Желтуха уменьшается к 7-10 дню жизни, а у недоношенных держится до 2-4 недель. | Обильное питье 5% глюкозой, 0,9 % физ. раствором – при яркой форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Половой криз | поступление от матери половых гормонов (эстрогенов). Выводятся из организма ребенка через месяц. | В первые дни после рождения появляется нагрубание молочных желез (с одной или с двух сторон и у девочек и у мальчиков). Кожа над железой обычного цвета. Из соска может выделяться водянистая, затем желто-белая жидкость, похожая на молозиво. Нагрубание исчезает через 2-3 недели. У девочек могут появляться кровянистые выделения из влагалища в течение 1-2 дней. У мальчиков – отек мошонки. | регулярное наблюдение медиков, т.к. при попадании инфекции, может развиться мастит. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транзиторная лихорадка | § недостаточное количество воды в молозиве. § высокий уровень белка. § перегревание. | Временное повышение температуры тела до 39-40 0, в дни максимальной потери веса (на 3-4 сутки), держится 3-4 часа. Общее состояние не страдает, редко – легкое беспокойство и снижение аппетита. | обильное дробное питье кипяченой воды; поддержание температуры в палатах 22-240 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физиологическая эритема | эритема развивается из-за раздражения кожи в новой среде, расширения капилляров | яркая гиперемия кожи (краснота) всей кожи новорожденного, легкая синюшность стоп и ладошек. Возникает в 1-2 сутки, продолжается от нескольких часов, до 2-3 суток. Общее состояние не страдает. Температура тела в норме. После исчезновения эритемы появляется шелушение кожи (больше стоп и ладоней). | Уход обычный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мочекислый инфаркт | § повышенное выделение солей уратов с мочой. § распад эритроцитов. | развивается на 3-4 день жизни, моча мутная, иногда после мочеиспускания на пеленках остаются бурые пятна с осадком в виде песка, исчезают к двум неделям. | Уход обычный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Функциональная протеинурия | высокая проницаемость почечных капилляров, незрелость канальцев. | выделение белка с мочой в первые двое суток жизни. | Уход обычный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отторжение пупочного остатка |
На 3-4 сутки жизни
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эпителизация пупочной ранки |
К 10-19 дню | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профилактика гнойно– септических заболеваний | СЭР, обследование медперсонала, матерей на стафилококк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение проблемы беспокойство при метеоризме (ребенок, беспокойный сучит ножками) | тактика медицинской сестры:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утренний туалет | подмывание, туалет глаз, носа, ушей, пупка, кожи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туалет глаз | водный раствор фурацилина 1: 5000 или 0, 02% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туалет носа | стерильное растительное масло | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туалет ушей | сухая ватная турунда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туалет кожи | стерильное растительное масло | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Растворы для обработки пупка | 3 % перекись водорода, 700 этиловый спирт, 5% перманганат калия или 1-2 % бриллиантовая зелень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раствор для обработки пупка в домашних условиях | 1-2 % бриллиантовая зелень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Температура в комнате | 20-220 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кратность прогулок | ежедневно, зимой рекомендуются через 2-3 недели после выписки из роддома, при Т до – 5 С; летом сразу после выписки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кратность патронажа | 4 раза (1 раз в неделю), первый патронаж в первые 1-2 дня после выписки |
Таблица
Период грудного возраста
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: характеристики периода; анатомо-физиологических особенностей органов и систем грудного ребенка; закономерностей увеличения массы и роста; правил оценки физического и нервно-психического развития; значения физического воспитания для развития ребенка; факторов и правил закаливания; основных потребностей грудного ребенка и способов их удовлетворения.
Показатели | Характеристика |
Психомоторное развитие | |
1 мес. | удерживает голову в вертикальном положении, издает гортанные звуки, фиксирует взгляд на предмете; |
2 мес. | лежа на животе, поднимает голову и плечевой пояс, улыбается, следит за движущимися предметами; |
3 мес. | стоит при поддержке подмышки, поворачивается на бочок, гулит, узнает мать, «комплекс оживления», рефлекс на время; |
4 мес. | переворачивается со спины на живот, смеется, реагирует на незнакомых, захватывает игрушку; |
5 мес. | захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой, лепечет, узнает близких, различает тон; |
6 мес. | сидит, долго удерживает игрушку в руке, произносит слоги, хорошо ест с ложки; первые зубы, первые слоги |
7 мес. | ползает, перекладывает игрушку из руки в руку, хорошо захватывает игрушку, стучит ею; |
8 мес. | встает в кроватке. понимает речь взрослых, знает название предметов, интересуется отображением в зеркале, играет ладушки; |
9 мес. | переступает, держась за опору, играет в прятки, выполняет простые просьбы; |
10 мес. | переступает, при поддержке за обе руки, знает части тела, название предметов; |
11 мес. | ходит при поддержке за одну руку, говорит простые слова; |
12 мес. | самостоятельная ходьба, знает 8-10 слов, может играть самостоятельно, складывать кубики, разбирать и собирать пирамидку, сопротивляется, если у него отбирают игрушку. |
АФО | |
Кожа | розовая, бархатистая, потовые железы функционируют с 1 месяца, толщина подкожно-жирового слоя в норме на уровне пупка 1,5 см |
Кости | швы черепа закрываются к 3-4 месяцам; «большой» родничок закрывается к 1 году; первые зубы прорезываются с 6-7 месяцев. 6-7 мес. средние нижние резцы; 8 мес. средние верхние резцы; 10 мес. верхние боковые резцы; 12 мес. нижние боковые резцы, к 1 году у ребенка 8 зубов. |
Формула подсчета зубов до 2 лет | число месяцев жизни – 4; например: 12 мес. – 4 = 8 зубов. |
Позвоночник | на первом году жизни появляются физиологические изгибы: § шейный лордоз к 2 мес.; § грудной кифоз к 6 мес.; § поясничный лордоз к 12 мес. |
Профилактика деформаций скелета. | до 4 мес. ребенок должен спать на плотном матрасе, без подушки; не допускать тугого пеленания; купать ежедневно; своевременное проведение массажа и гимнастики; нельзя рано садить и ставить на ноги; одежда и обувь по размеру. |
Дыхательная система | дыхательные пути узкие, слизистые легко проницаемы, легко ранимы и склонны к отеку, гайморовы пазухи недоразвиты, лобная отсутствует миндалины не сформированы до 2 лет, - нет ангин. слезно-носовой канал короткий, клапаны его недоразвиты, что способствует развитию конъюнктивитов. евстахиева труба (слуховая труба) короткая, широкая (инфекция из носоглотки попадает в среднее ухо) голосовая щель узкая (1-2 мм), поэтому часто стенозы гортани. надгортанник короткий, мягкий, что при узкой гортани приводит к появлению стридора (шумного, шипящего вдоха), постепенно стридор может пройти самостоятельно. дыхание у детей пуэрильное (при аускультации - выдох равен вдоху). дыхание диафрагмальное, брюшное (в акте дыхания участвуют мышцы живота и диафрагмы) |
ЧДД | в 6 мес. 35-40 в 1 мин. в 1 год - 35 в 1 мин |
Сердечнососудистая система. | размеры сердца остаются относительно большими, форма овальная, расположение горизонтальное. |
ЧСС | 6 мес. - 130 в 1 мин. 1 год - 120 в 1 мин. пульс у детей мягкий, склонный к аритмии, характерна дыхательная аритмия (учащение пульса на вдохе и урежение на выдохе). |
АД систолическое АД диастолическое | 76 + 2 n, где n-возраст в мес. (АД увеличивается по 2 мм. рт. ст. в мес.) ½ систолического + 10. |
Кроветворение | идет во всех трубчатых костях, где до 3 лет присутствует красный костный мозг |
Пищеварительная система | увеличивается в размерах, совершенствуются функции, слюнные железы созревают к 4 мес., частота стула до 6 мес.- 2-3 раза в сутки, кашицеобразный или оформленный, с 6 мес. 1-2 раза, оформленный. |
Мочевыделительная система | почки опускаются в малый таз, корковый слой и канальцы неразвиты, мочевой пузырь прилежит к передней брюшной стенке, мочеточники относительно широкие, извилистые, уретра короткая, широкая., число мочеиспусканий 15-18 в сутки, к году до 10 раз |
Суточный диурез в год | около 600 мл, плотность мочи 1006-1010, водный баланс 60 %. |
Физическое воспитание | с 5-6 мес. следует вырабатывать условный рефлекс на мочеиспускание. С 10 мес. – высаживать на горшок |
Органы чувств | вкус хорошо развит, обоняние – резкие запахи различает с первых месяцев, слабые с 7-8 мес., осязание развито, острота зрения и слух снижены. |
Закономерности физического развития | |
Ежемесячная прибавка массы в 1 полугодии во 2 полугодии Формулы для определения массы: до 6 мес. после 6 мес. | 800 г 400 г М = М (при рожд.) + (800 х n) М = М (при рожд.) (800 х 6) + 2 (n – 6) |
Определение массы без формул | Прибавка за: 1 мес. 600 г 2 мес. 800 г 3 мес. 800 г 4 мес. 750 г за каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше, чем в предыдущем месяце |
к 4-5 мес. масса | удваивается |
к 10-11 – | утраивается |
Масса в 1 год | 10-10,5 кг |
Ежемесячная прибавка роста в 1 полугодии во 2 полугодии Формулы для определения роста: до 6 мес. после 6 мес. | 2,5 см 2 см Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х n), Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х 6) + 2 (n - 6) |
Рост в 1 год | 75 см |
Определение роста без формул | Прибавки: за 1, 2 мес. по 3 см. за 3, 4 мес. по 2.5 см. за 5, 6, 7, 8 мес. по 2 см. за 9, 10, 11, 12 мес. по 1.5 мес |
Окружность головы | увеличивается до 1 года на 1 см в месяц (за год на 10-12 см) |
Окружность груди | за год увеличивается на 13-15 см. |
Соотношение окружности головы и груди | в 3 - 4 мес ОГр = ОГ (39-40 см) в 12 мес. ОГр больше ОГ (50см. – 46-48 см) |
Частота осмотров | в поликлинике 1 раз в месяц |
Оценка физического развития | важный критерий оценки здоровья (динамический процесс роста и биологического созревания), для оценки используются центильные таблицы физическое развитие нормальное: рост 2-6 коридор, масса 3-5 коридор (мезосоматическое) ниже среднего - микросоматическое, выше среднего – макросоматическое. гармоничное (разница коридоров 0-2) дисгармоничное физическое развитие – разница коридоров 3 и более |
Физическое воспитание | массаж с 1.5 мес., ежедневно через час после еды на твердой поверхности, теплыми руками, гимнастика с 3 мес., в 3-4 мес. упражнения пассивные, в 4-6 мес. – активные. воздушные ванны - сначала при пеленании 1-2 мин., постепенно время увеличивается до 15 мин. в 1 полугодии, до 30 мин во 2 полугодии; прогулки, сон на воздухе: летом по 2-2.5 часа 2-3 раза в день, зимой по 1.5-2 часа 2 раза в день, при температуре воздуха не ниже -10 до 6 мес., не ниже - 15 старше 6 мес.; одежда для прогулок летом 1-2 слойная, зимой 4-5 слойная. |
Итоги первого года: | ребенок живет по режиму, масса 10 кг, рост 75 см., имеет 8 зубов, знает 8-10 слов, ходит самостоятельно. Большой родничок закрыт. Формируется характер, просится на горшок, пьет из чашки. Привязан к родителям, хочет быть самостоятельным, нравится общение, иногда бывает чем то недоволен, может без крика чего-то потребовать. |
Таблица
Таблица
Преддошкольный (с 1 до 3 лет ) и дошкольный период (3-7 лет)
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Показатели | Характеристика |
Физическое развитие | Масса тела Рост Ежегодная прибавка 2 кг Ежегодная прибавка: 5-6 см Формула: М = 10 + (2 x n) Формула: Р = 75 (5 x n) 1 период округления: 1-4 года 1 период вытягивания 6-7 лет |
Зубы | на 2-м году прорезываются малые коренные и клыки, в 2 года 20 молочных зубов, в 5-6 лет – смена молочных зубов на постоянные в том же порядке, как прорезывались молочные, 6 лет - не менее 1 постоянного зуба, в 7 лет – не менее 4. |
Дыхательная система | к 2-м годам формируются придаточные пазухи; ткань лимфоидного кольца (миндалины); дыхательные пути остаются узкими; дыхание пуэрильное до 3-х лет, затем везикулярное; тип дыхания смешанный (диафрагмально- грудной); ЧДД 3 г – 25 в 1 мин; 7 л – 20 в 1 мин |
Сердечно - сосудистая система | сердце занимает косое положение; ЧСС в 2 года 110 в 1 мин; в 5 лет 100 в 1 мин, (на каждый недостающий год + 5 ударов в минуту, на каждый последующий год - 5 ударов в минуту; в 6 лет – ЧСС – 95 в мин., 4 года – 105 в мин.) АД (сист)= 100+ n АД (диаст) = ½ сист + 10 n – возраст ребенка |
Кровь | лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест) |
Мочевыделительная система | к 5-6 годам число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки; относительная плотность мочи: 1010 – 1020 суточный диурез: V = 600 + 100 (n – 1) водный баланс как у взрослых: 75 – 80 % |
Нервная система | 1.5 года - 40-50 слов 2 года – 200-300 слов (простые предложения) 3 года – 1200-1300 слов 5-6 лет - 4000-5000 слов |
Питание | ежедневно в рационе должно быть молоко (в детском учреждении – рекомендуются продукты прошедшие термическую обработку, например, нельзя сметану и т.д., можно творожную запеканку) режим питания: до 1.5 лет – 5 кормлений; старше - 4 приема пищи, т.е. постепенно режим приближается к режиму взрослых. объем суточного питания в год - 1000 г., затем объем увеличивается на 150 мл ежегодно V = 1000 мл + (150 х n), где n – число лет |
Таблица
Период младшего (7 – 11 лет) и старшего школьного возраста ( 12- 18 лет)
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Показатели | Характеристика |
Физическое развитие | До 10 лет средняя прибавка в массе 2 кг в год Формула определения массы М = 10+ (2 х n) Масса в 10 лет – 30 кг После 10 лет средняя прибавка - 4 кг в год После 10 лет формула определения массы М = 30 + 4 х (n -10) Для более точной оценки физического развития используют центильные таблицы. Формула для определения роста Р = 75 + (5 х n) Окружность головы в 5 лет – 50см, за каждый последующий год ОГ увеличивается на 0.5 см, т.е. за все последующие годы окружность голова увеличивается на 5-6 см. Окружность груди к 10 годам – 63 см затем ежегодное увеличение окружность груди на 3 см. |
Кожа | В 8-10 лет начинают функционировать апокриновые железы (большие), в области гениталий, подмышечных впадин, и выделяют пот со специфическим запахом. На коже лица могут появляться гнойнички, угри, т.к. усиленно работают железы внутренней секреции. У девочек отмечается развитие подкожно-жирового слоя. |
Костная система | Зубы. Продолжается смена молочных зубов на постоянные; заканчивается к 12-13 годам, в 12-14 лет прорезываются большие коренные зубы. 18 лет - зубы «мудрости». Смена идет в том же порядке, как и прорезывание молочных. При оценке биологического возраста детей используют зубной возраст |
Органы дыхания | К 8-10 годам разрастается пещеристая ткань носовой полости (склонность к носовым кровотечениям) До полового созревания у обоих полов грудной тип дыхания, затем У юношей брюшной тип дыхания, у девушек – грудной. ЧДД 10 лет - 20 в 1 мин 15 лет – 15 в 1 мин |
Сердечно - сосудистая система | Рост сердечной мышцы не успевает за ростом подростка, анатомически сердце развито. ЧСС 10 лет – 90 в 1 мин 15 лет – 80 в 1 мин. АД (сист) = 100+ n (n – возраст ребенка) АД (диаст) = ½ сист + 10 |
Половое созревание | До 10 лет развитие мальчиков и девочек происходит одинаково. О начале полового развития свидетельствует: у девочек - формирование молочных желез, мальчиков - мутация голоса, возникновения вторичных половых признаков происходит последовательно: формирование молочных желез (Ма), оволосение на лобке (Р), оволосение в подмышечной впадине (Ах), менструации (Ме). У мальчиков: Р (12 - 13лет) Ах (14-15 лет), оволосение лица (14 - 15), мутация голоса (16 - 17лет) формирование кадыка (перстневидного хряща). Половое созревание продолжается 5 лет + 2 года |
Оценка гемо и урограмм
Уважаемые студенты!
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.088 с.)