Основные этапы исторического развития гигиенической науки. Место и значение общей гигиены в профессиональной деятельности врача общей практики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы исторического развития гигиенической науки. Место и значение общей гигиены в профессиональной деятельности врача общей практики.



Основные этапы исторического развития гигиенической науки. Место и значение общей гигиены в профессиональной деятельности врача общей практики.

Предмет и задачи гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене.

Гигиена (от греч. hygieinos - приносящий здоровье, целебный; Hygieia - богиня здоровья у древних греков) - наука о здоровье. Гигиена - профилактическая медицинская дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Целью гигиены является сохранение и укрепление здоровья человека.

Предметом исследования - изучение закономерностей влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.

Объектами исследования в гигиене являются человек, коллектив, человеческое общество, популяция людей.

Методы исследования

•Метод гигиенического наблюдения и

• Инструментально-лабораторный метод. Используется арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

• Экспериментальный метод,

• Математико-статистический метод, дающий возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

• Клинические методы..

• Эпидемиологические методы изучают изменения здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) и экзогенных социальных и природных (химических, биологических, психогенных и др.) факторов.

Задачи гигиены:

• изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;

• изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;

• разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;

• максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;

• устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;

• внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;

• прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

 

Главные мероприятия в первичной профилактике хронических неинфекционных заболеваний. Пути реализации.

системное эколого-гигиеническое обучение и воспитание населения. Это мероприятие преследует цель воспитать современного человека так, чтобы он глубоко осознал, что здоровье почти полностью зависит от его личного отношения к себе и к окружающим, а также к природной среде.

Фактически неудовлетворительное состояние дел с эколого-гигиеническим обучением и воспитанием требует постоянного медицинского контроля, а так же научной разработки психолого-педагогических аспектов обучения. Эта работа должна находиться в центре внимания детской участковой службы и регулярно контролироваться руководителями лечебно-профилакти-ческих учреждений и санитарной службой.

Дополнительные мероприятия в первичной профилактике пути реализации.

Дополнительные мероприятия должны осуществляться совместными усилиями врачей-гигиенистов и врачей лечебного профиля среди всего обслуживаемого лечебно-профилактичес-кими учреждениями населения в соответствии с разработанными нами методическими рекомендациями.

Профилактика. Виды профилактики. Исходные принципы и схема первичной профилактики.

Профила́ктика (др.-греч.

prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Первичная профилактика - предотвращение возникновения заболеваний. Большинство гигиенических мероприятий, в том числе гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды, предусматривают либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня.

• Вторичная профилактика - ранняя диагностика заболевания у лиц, подвергшихся воздействию вредных фактов окружающей среды. Это раннее выявление препатологических состояний, тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний, медикаментозное лечение и другие меры, направленные на предотвращение манифестации заболеваний. Вторичная профилактика включает такие паллиативные мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях.

• Третичная профилактика - предупреждение ухудшения здоровья. Это комплекс мер по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе уже развившегося заболевания (лечение и реабилитация). Это наименее эффективный, но, к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практической клинической медицине способ профилактики.

Исходными принципами первичной профилактики должны быть: общедоступность, бесплатность, комплексность и одновременность реализации.

Схема ниже

 

Температура воздуха.

Для рассмотрения вопросов влияния температуры воздуха на организм человека необходимо вспомнить основные механизмы терморегуляции.

Терморегуляция. Одним из важнейших условий для нормальной жизнедеятельности человеческого организма является сохранение постоянства температуры тела. При обычных условиях человек в среднем теряет в сутки около 2400-2700 ккал. Около 90% этого тепла отдается во внешнюю среду через кож­ные покровы, остальные 10-15 % расходуются на на­гревание пищи, питья и вдыхаемого воздуха, а также на испарение с поверхности слизистых оболочек ды­хательных путей и т.д. Следовательно, наиболее важным путем теплоотдачи является поверхность тела. С поверхности тела тепло отдается в виде излучения (ин­фракрасная радиация), проведения (путем непосред­ственного контакта с окружающими предметами и прилегающим к поверхности тела слоем воздуха) и испарения (в виде пота или других жидкостей).

В обычных комфортных условиях (при комнатной температуре в легкой одежде) соотношение степени теплоотдачи этими способами следующее:

1. Излучение - 45 %

2. Проведение - 30 %

3. Испарение - 25 %

Используя эти механизмы теплоотдачи, организм может в значительнойстепени охранить себя от воз­действия высоких температур и предотвратить пере­гревание. Эти механизмы терморегуляции называют­ся физическими. Кроме них, существуют еще хими­ческие механизмы, которые заключаются в том, что при воздействии низких или высоких температур из­меняются процессы обмена веществ в организме, в результате чего происходит увеличение или снижение выработки тепла.

Комплексное воздействие метеорологических факторов на организм. Перегревание происходит обычно при высокой температуре окружающей сре­ды в сочетании с высокой влажностью. При сухом воздухе высокая температура переносится значитель­но легче, потому что при этом значительная часть теп­ла отдается способом испарения. При испарении 1 г пота расходуется около 0,6 ккал. Особенно хорошо теплоотдача происходит, если сопровождается дви­жением воздуха. Тогда испарение происходит наи­более интенсивно. Однако если высокая температу­ра воздуха сопровождается высокой влажностью, то испарение с поверхности тела будет происходить не­достаточно интенсивно или вовсе прекратится (воз­дух насыщен влагой). В этом случае теплоотдача про­исходить не будет, и тепло начнет накапливаться в организме — произойдет перегревание.

Переохлаждение. Низкая температура в сочетании с низкой относительной влажностью и малой скорос­тью движения воздуха переносится человеком доволь­но хорошо. Однако низкая температура в сочетании с высокой влажностью и скоростью движения воздуха создают возможности для возникновения переохлаж­дения. В силу большой теплопроводности воды (в 28 раз больше воздуха) и большой ее теплоемкости в ус­ловиях сырого воздуха резко повышается отдача теп­ла способом теплопроведения. Этому способствует по­вышенная скорость движения воздуха. Переохлажде­ние может быть общим и местным. Общее переохлаж­дение способствует возникновению простудных и ин­фекционных заболеваний вследствие снижения общей резистентности организма. Местное переохлаждение может привести к ознобу и отморожению, причем глав­ным образом при этом страдают конечности ("тран­шейная стопа"). При местном охлаждении могут иметь место и рефлекторно возникающие реакции в других органах и системах.

 

Пивоваров 37 стр.

Гидросфера как часть биосферы. Системы водоснабжения, их сравнительная характеристика. Гигиеническое нормирование качества воды в различных системах водоснабжения. Нормативные документы. 15 и 22 гигиена воды и водоснабжения.

Пищевые отравления немикробной природы. Отравления продуктами животного и растительного происхождения, ядовитыми при определенных условиях. Клинические проявления. Основные направления профилактики. Пищевые отравления 29,42

Медь. Медь присутствует почти во всех пищевых продуктах. Суточная потребность взрослого человека в меди 2,0 – 2,5 мг, то есть 35 – 40 мкг/ кг массы тела, для детей – 80 мкг/ кг массы тела. Однако при нормальном содержании в пище молибдена и цинка – физиологических антагонистов меди – по оценке экспертов ФАО, суточное потребление меди может составлять не более 0,5 мкг/кг массы тела. В организме человека присутствуют механизмы биотрансформации меди. При длительном воздействии высоких доз меди наступает «поломка» механизмов адаптации, переходящая в интоксикацию и специфическое заболевание.

КАНЦЕРОГЕННЕ ВЕЩЕСТВА

Канцерогенные вещества — это вещества различного химического строения, которые вызывают злокачественные опухоли. К источникам КХВ прежде всего принадлежат отходов промышленных предприятий, тепловых электростанций, отопительных систем и транспорта. Мигрируя в атмосфере, в почве и водоемах, эти канцерогены могут попадать в пищевые продукты. Из таких канцерогенов наибольшее значение имеют полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), нитрозосоединения (НС) и их предшественники, ряд тяжелых металлов (хром, кадмии и др.), мышьяк и др. химические вещества

 

Канцерогенные вещества могут быть соотнесены с неапробированными в этом аспекте пищевыми добавками. В эксперименте злокачественные опухоли вызывали некоторые пищевые красители, ароматические добавки к безалкогольным напиткам и пиву (сафрол и др.).

Канцерогенами могут оказаться новые, получаемые путем химического и микробиологического синтеза, пищевые вещества, продукты или корма. Особого внимания требует биотехнология получения пищевых веществ, при выращивании микропродуцентов на продуктах нефти и других подобных материалах.

Наконец, канцерогенные вещества могут мигрировать в пищевые продукты из материала оборудования, тары и упаковок при изготовлении, хранении и транспортировке продуктов питания. Особенно следует соблюдать осторожность при применении новых металлических сплавов, парафинов, резины, пластических и полимерных материалов, из которых могут мигрировать ПАУ, НС, винилхлорид, тяжелые металлы и др.

 

Физическое развитие – это совокупность морфологических, функциональных и соматических признаков организма и их взаимосвязи, которые обусловлены наследственными факторами и влиянием внешней среды. Генетические факторы и факторы окружающей среды в разные периоды жизни имеют разную значимость.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Факторы, положительно влияющие на рост и развитие детей

1.1. Физическая культура

1.2. Питание школьника

1.3. Личная гигиена

1.4. Сон

1.5. Проведение свободного времени

Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие детей

2.1. Вредные привычки

 

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены.

В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста. По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так, акселерация первоначально проявилась в Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д.

Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

Более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

 

Физическое развитие – это совокупность морфологических, функциональных и соматических признаков организма и их взаимосвязи, которые обусловлены наследственными факторами и влиянием внешней среды. Генетические факторы и факторы окружающей среды в разные периоды жизни имеют разную значимость.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Психогигиена школьника.

Основные задачи психогигиены:

1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.

2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.

3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.

4. Мониторинг психического здоровья населения.

5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

Основные этапы исторического развития гигиенической науки. Место и значение общей гигиены в профессиональной деятельности врача общей практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.025 с.)