Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве



В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составляющую часть – распределительные отношения. Функционируют финансы в системе этих отношений посредством денег, а это значит, что в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению ОП и НД финансовые отношения выступают как денежные отношения (ДО).

Рассматривая финансы как экономическую категорию необходимо вспомнить стадии движения совокупного общественного продукта (СОП). Общественный продукт (ОП) проходит стадии своего движения:

- производство;

- распределение;

- обмен;

- потребление.

Рассмотрим некоторые стадии движения совокупного общественного продукта, с которыми связаны процессы формирования и распределения финансов.

1. Производство. Происходит самодвижение продукта внутри предприятия от одного рабочего места к другому, от участка к участку, от цеха к цеху – до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в каждом промежуточном звене технологической цепочки имеет свою денежную оценку. Их сумма составляет стоимость продукции на конечной стадии.

2. Распределение. После завершения производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции. Происходит раздвоение денежной оценки и материально-вещественного содержания – процесс появления финансов (первичная стадия распределения).

ВВП = C + V + M,

где С – фонд возмещения израсходованных средств производства, денежная оценка показателя «С» обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в процессе простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям.

V – фонд заработной платы, который является ценой рабочей силы, использованной в производственном процессе и также не относятся к финансовым отношениям.

M – обособившаяся от производственного натурально-вещественного продукта стоимостная часть, в форме чистого дохода общества, получает относительную самостоятельность, в результате чего образуются доходы, накопления, денежные фонды. Эта часть вновь созданного общественного продукта составляет суть финансовых отношений и начало действия функции финансов и их взаимодействие в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

C + V – обеспечивают простое воспроизводство, не перераспределяются, а возмещаются. В совокупности представляют собой необходимый продукт.

М – чистый доход общества (прибавочный продукт), который перераспределяется (стадия вторичного распределения) с образование фондов – централизованных (образуются доходы государственного бюджета, используются на сферы материального производства и потребления) и децентрализованных (далее на фонд накопления и фонд потребления).

Фонд накопления используется только на цели расширенного воспроизводства элемента С (строительство новых объектов основных средств, их модернизация, реконструкция, приобретение дополнительных средств производства).

Фонд потребления используется только на цели расширенного воспроизводства элемента V (мероприятия по стимулированию труда работников, выплаты материальной помощи, надбавки, премии, предоставление работникам кредитов, затраты на улучшение социальной инфраструктуры и т.д.)

Подчеркнем, что специфические отношения возникают в момент раздвоения и разделения денежной и эквивалентной ей материально-вещественной формы движения и возникновения самостоятельной формы движения ВВП – чистого дохода. На этой основе, как и выражено в определении финансов, формируются децентрализованные фонды, которые обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. процесс возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, а также их кругооборот на расширенной основе. Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит также путем вычленения из чистого дохода той их части, которая направляется в форме различных платежей в бюджет для удовлетворения государственных потребностей. Финансовыми будут не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационных фондов, которая направляется (это принципиально новое качество) на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов (простое воспроизводство) и на обновление, реконструкцию, строительство (расширенное воспроизводство).
     

10. Финансовые ресурсы, их источники, факторы роста, необходимость и значение в рыночной экономике
Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммер.банках.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:

· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)

· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)

Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

ВидыФР — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции,Доходы от внешней торговли и т.д

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:
- государственные инвестиции,
- содержание гос. аппарата,
- оплата государственных запасов,
- финансирование бюджетных организаций,

- расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,
- взносы во всемирные организации,
- оказание помощи иностранным государствам,
- затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.

Пути увеличения финансовых ресурсов:
1. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.
2.Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия.(Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы)

Резервы увеличения финансовых ресурсов: увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам.Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.

11. Финансовое планирование и прогнозирование, направления совершенствования в условиях реформирования бюджетного процесса

Финансовое планирование - это процесс обоснования на определенный период движения соответствующих ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его необходимость вызвана тем, что следует предусмотреть определенные денежные средства, без наличия которых невозможно непрерывное функционирование предприятий, поскольку их следует постоянно расходовать для приобретения сырья, материалов, уплаты налогов, отчислений в специальные фонды, выполнения финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками, членами коллектива.

Главным значением финансового планирования и прогнозирования становится предвидение поступлений доходов, определение расходов, результативность каждой хозяйственной и финансовой ситуации, обоснование наиболее выгодного направления финансовых ресурсов, установление на некоторое время равновесия в поступлении (наличии) денежных средств и расходов для обеспечения платежеспособности, устойчивого финансового положения.

Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта, заключающаяся в мобилизации денежных поступлений и использовании их на текущие нужды, расширение, обновление производства, социальные нужды.

Главная цель составления финансовых планов заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному м социальному развитию с финансовыми возможностями.

В процессе составления финансовых планов:

  1. Определяется предполагаемое поступление денежных средств, исходя из намеченного объема производства и реализации продукции, оказания услуг с учетом заключенных договоров и реальной конъюнктуры рынка.
  2. Обосновывается необходимость затрат.
  3. Рассчитывается эффективность каждой крупной хозяйственной или финансовой операции (до или после ее проведения) с точки зрения конечных финансовых результатов.
  4. Обосновывается финансовая стратегия, прогнозируются оптимальные пропорции в распределении финансовых ресурсов.
  5. Изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов.
  6. Выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений НТП и совершенствования производства.

Признаки ФП

  • объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления, на которое оказывает существенное влияние движение финансовых ресурсов, опосредующих их финансовых отношений и возникающих стоимостных пропорций;
  • сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании финансовых средств;
  • финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства, его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намеченных проектов и их эффективности;
  • финансовые показатели задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме, носят синтетический характер, базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий производится не просто перерасчет натуральных данных в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, выбор рациональных форм мобилизации доходов, их распределения исходя из целесообразности и конечных результатов.

Методология финансового планирования базируется на следующих принципах:

  • объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим, становится обязательным как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;
  • принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического или социального эффекта;
  • принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движение материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта;
  • принципе причинности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность планируемых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки сложившейся экономической и социальной ситуации, а также наличия ресурсов, координация финансовых заданий во времени и пространстве.

Научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды. Это в свою очередь зависит от прогрессивности методов обоснования источников и способов финансирования намеченных мероприятий, рационального распределения ресурсов, оптимизации стоимостных пропорций и финансовых взаимоотношений, стимулирующих прогрессивные процессы. Поэтому целесообразно использовать многовариантные расчеты по всем заданиям, обеспечивающие выбор наилучшего решения с точки зрения влияния финансовых стимулов, оптимизации уровня затрат, максимизации доходов, прибыли.

Принципы, как основные стадии управления остаются едиными для всех эпох, этапов развития. Меняются не принципы планирования, а лишь механизм их реализации, методы в зависимости от уровня развития производственных сил, науки и других факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.014 с.)