Элементы процесса выбора целей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы процесса выбора целей



Процесс выбора целей как инструмент мотивации наиболее эффективен в тех случаях, когда менеджер использует все его основные элементы: принятие цели, уточнение, постановка сложной задачи, контроль исполнения и установление обратной связи (см. рис. 5.5).

ПРИНЯТИЕ ЦЕЛИ. Как и в коммуникативном процессе (см. гл. 3), цель должна быть не только осознана, но и принята сотрудником, так как ее назначение в приказном порядке отнюдь не гарантирует того, что подчиненный примет на себя обязательства по их достижению, особенно если речь идет о решении достаточно сложных задач. Менеджер должен по крайней мере объяснить смысл и необходимость устанавливаемых целей. Более эффективный метод получения признания — участие работников в процессе выбора целей. Положительное влияние на степень участия работников в достижении целей оказывает также публичное заявление о планах организации.

 

Таблица 5.4. Принципы формирования чувства самоэффективности сотрудника

Никогда не обвиняйте сотрудников в некомпетентности.

Избегайте высокомерности в разговорах о выполненных сотрудниками рабочих

заданиях.

Не злоупотребляйте критикой мелких недостатков.

Не критикуйте выполненную работу в присутствии коллег сотрудника.

Не преуменьшайте важность рабочих заданий.

Не скупитесь на похвалу ответственно подходящего к делу сотрудника.

Поощряйте стремление работников высказывать свое мнение о выполнении

рабочих заданий.

Внимательно прислушивайтесь к направленным на совершенствование рабочих

процессов предложениям.

Делитесь с сотрудниками позитивной информацией об их деятельности.

Достижения работников должны получить официальное признание.

УТОЧНЕНИЕ. Цели должны быть точными, ясными и измеряемыми, что позволяет четко определить момент их достижения. Абстрактные призывы к повышению квалификации, напряженным усилиям, повышению качества не несут в себе четких целей, на которые могли бы ориентироваться сотрудники. Конкретизация целей позволяет работнику понять, что именно от него требуется и для чего, а также самостоятельно отслеживать движение в направлении заданных показателей.

Исполнительный директор Dover Corporation (входит в число 500 крупнейших корпораций США) поставил перед руководителями 49 дочерних компаний жесткие цели: ежегодное увеличение показателя дохода на вложенный капитал после уплаты налогов должно составлять 25 %, нормы прибыли до уплаты налогов — 20 %, дохода до уплаты налогов —15 %. Достижение столь высоких показателей влечет за собой адекватное поощрение. Определив задачи, исполнительный директор компании «покидает сцену». Многие руководители подразделений отличаются высокими «снайперскими качествами» и регулярно «попадают в яблочко»: вот уже 10 лет темпы прироста показателя доходов на одну акцию корпорации составляют не менее 9,5 %.

ПОСТАНОВКА СЛОЖНОЙ ЗАДАЧИ. Как ни удивительно, но в тех случаях, когда перед сотрудниками ставят сложные цели, их отдача существенно возрастает, ибо такие задачи воспринимаются работниками как вызов, обращенный к их внутреннему стремлению к достижениям. Единственное условие — реальность целей, а значит, менеджер должен учитывать опыт и квалификацию конкретного сотрудника и имеющиеся ресурсы.

В мотивационной ценности трудных задач на собственном опыте убедился Ричард Фанн, владелец мотеля в небольшом американском городке. Менеджер считал, что при уборке номеров смена постельного белья занимает слишком много времени (в среднем — около 7 мин), включая несколько «путешествий» вокруг постели для снятия простынь и замены покрывал. Предложения служащих по уменьшению числа движений не позволили добиться существенной экономии, и Ричард принял решение объявить соревнование на звание лучшего «постельничего». Результаты оказались ошеломляющими: для того чтобы поменять постель, победитель затратил менее минуты. Менеджер поинтересовался: «Почему же вы не делали этого раньше?» «Потому, что вы ставили нам слишком простые задачи», — последовал ответ.

Рис. 5.5. Элементы процесса эффективного выбора целей

 

КОНТРОЛЬ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Завершают процесс выбора целей два тесно связанных, весьма существенных шага. Контроль исполнения предполагает наблюдение за поведением сотрудников, проверку качества продукции или изучение представленных документов и материалов 13. Таким образом сотрудники получают недвусмысленные сигналы о том, что менеджер придает важное значение выполнению поставленных задач и «находится в курсе» прилагаемых ими усилий. Текущий контроль способствует повышению их осведомленности о той роли, которую работники играют в решении задач организации.

Однако простой контроль за деятельностью сотрудников может быть недостаточным. Многие работники заинтересованы в информации о том, насколько хорошо они работают. Без наличия обратной связи по показателям работы — своевременного предоставления данных или оценки связанных с поставленными задачами результатов — работники трудились бы «в полной темноте» и не имели представления о том, насколько эффективно они действуют. Вы представляете себе хоккейные команды, которые «бьются» на льду, не имея никакого представления о счете, или стрелка, целящегося не в мишень, а в «белый свет»? А чем отличается от спортсменов работающая на конвейере бригада или продавец магазина? Обратная связь мотивирует сотрудников к повышению достигнутых результатов, а особенно мощным инструментом является самогенерируемая обратная связь.

Исследование финансовой деятельности 437 компаний проводилось для определения результатов выбора целей, установления обратной связи, анализа достигнутых показателей и поощрения желаемого поведения сотрудников. Фирмы, разработавшие программы оценки работы менеджеров, в сравнении с компаниями, в которых такие программы отсутствовали, имели более высокие показатели прибыли, «полноводные» потоки денежных средств, котировки ценных бумаг. Далее, сравнение показателей «до» и «после» реализации программ показало, что величина дивидендов возросла в среднем на 25, а производительность — на 94 %!

 

 

Международные аспекты мотивации

Применение каждой из рассмотренных нами моделей мотивации в организациях различных стран имеет определенную специфику. Очевидно, что потребности работников организаций, ведущих деятельность в развивающихся странах, находятся на относительно более низких уровнях, чем в высокоразвитых экономиках. Следовательно, хорошо зарекомендовавшие себя в США сложные типы поощрений могут оказаться неэффективными в Монголии или Уганде. Иными словами, поощрения должны соответствовать насущным, во многом определяемым культурой потребностям работников. Некоторые исследования показывают, что в ряде азиатских стран иерархия потребностей включает в себя менее пяти уровней, причем в последовательности, отличающейся от предложенной А. Маслоу «лестницы». В частности, большее значение может иметь потребность принадлежности к группе, что требует от менеджера повышенного внимания к социальному климату организации.

Далее, в бывших социалистических странах работники трудились в условиях экономических систем, характеризовавшихся весьма слабой связью между эффективностью выполнения рабочих заданий и вознаграждением. Многие сотрудники, несмотря на происходящие изменения, не верят в новую практику организаций и не воспринимают используемые менеджерами поощрения как положительное подкрепление, критически относятся к возможности участия в процессе выбора целей. Модели мотивации должны адаптироваться к специфике доминирующей культуры.

 

ВОПРОСЫ

1. Подумайте и вспомните людей, которым удалось эффективно мотивировать вас к каким-либо поступкам. Какие методы были использованы ими (явно или неявно)?

а) Потребности более низкого порядка или более высокого порядка.

б) Поддерживающие или мотивирующие факторы.

в) Потребности существования, взаимоотношений или роста.

г) Регулирования поведения.

д) Выбор целей.

2. Как вы считаете, какими потребностями (в соответствии с теорией А. Маслоу) мотивируется учеба в высшем учебном заведении? Приведите доводы в пользу вашего мнения. Как повлияет на вашу мотивацию окончание учебного заведения?

3. Какой из факторов двухфакторной модели Ф. Герцберга является для вас наиболее мотивирующим? Объясните ваши выводы. Идет ли речь о поддерживающих или мотивирующих факторах?

4. В чем состоит сходство и в чем заключаются различия моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Алдерфера?

5. Как методы регулирования поведения воздействуют на мотивацию людей? Как знание потребностей людей отражается на их использовании?

6. В чем состоит отличие негативного подкрепления и наказания?

7. Как бы вы охарактеризовали графики подкрепления, на которых основана тяга индивидов к различным азартным играм (рулетка, «двадцать одно»)?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Оценим ваши побуждения

Исследуйте каждый из приведенных ниже четырех наборов признаков. Оцените их в соответствии со степенью того, насколько хорошо они описывают ваши стремления. Наиболее близкому вам набору признаков присвойте номер 4; следующему — номер 3; третьему — 2 и наименее подходящему набору — 1.

1. Меня привлекает:

а ___ трудная работа,

б ___ доброжелательные коллеги,

в ___ высокое качество труда,

 г ___ обладание влиянием

Меня привлекает:

а ___ конкретная обратная связь,

б ___ отношения между людьми,

в ___ возможность внести усовершенствования в рабочий процесс,

г ___ возможность оказывать влияние

Меня привлекает:

а ___ оправданный риск 

б ___ работа вместе с другими людьми                    

в ___ возможность добиться высокого качества

г ___ использование власти

Меня привлекает:

а ___ одобрение руководителя         в ___ уважение окружающих

б ___ дружба с коллегами                 г ___ участие в изменениях

 

Подсчет баллов. Сложите вместе полученные баллы всех четырех пунктов А, Б, В и Г (суммарное число баллов для каждого пункта должно быть в интервале от 4 до 16). Оцените свои результаты от большего значения к меньшему. Баллы, полученные вами за пункт А, представляют собой грубую оценку ваших побуждений к достижениям; за пункт Б — побуждения к членству в группе; В — побуждения к компетентности и, наконец, Г — побуждения к власти.

Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.019 с.)