Особенности организации этнографичесского туризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации этнографичесского туризма.



Этнографическое наследие включает системы природопользования, жизненные уклады, обычаи, язык, кухню, планировку и вид поселений и строений, формы народного творчества, религиозные и прочие явления духовной культуры.

Рис.15 Кухня разных народов

Источник: maxmediadv.ru

К категории этнографических ресурсов формально не относят все богатство и разнообразие культур доиндустриальной эпохи, связанных с городской средой или несельским по своей сути укладом жизни, а также культурные феномены, возникшие или получившие распространение в сельских сообществах начиная со времен промышленного переворота. Такой подход не позволяет относить к ресурсной базе этнографического туризма ряд важных элементов ушедшей сельской культуры, включая те, что воспринимаются российским массовым сознанием в качестве традиционно знаковых и которые уже давно обрели в глазах иностранцев глубокий символический смысл. В частности, появление матрешки и популяризация ее образа – едва ли не самого узнаваемого атрибута русской народной культуры – датируется началом ХХ в., т.е. драматическим периодом трансформации самих основ типичного сельского уклада жизни русского и шире – российского крестьянства. [6]

Этнографическое наследие требует постоянного внимания, опеки со стороны официальных организаций, неформальных объединений – любителей фольклора, танцевальных коллективов, горячих поборников краеведческой традиции.

                                                         Рис.16. Танцы народов мира

Источник: www.stihi.ru

Таблица 2. Народы и их традиционные наряды.

Масаи Племя масаев предпочитает одежду ярких цветов: считается, что красный и синий цвет костюма олицетворяют силу и власть. Одежда для мужчин, напоминающая женское платье, называется «шука». Такой наряд — незаменимая вещь в африканском хозяйстве. В нем удобно охотиться, она не сковывает движений, защищает от солнца. К тому же, как полагают масаи, шука отлично подчеркивает воинственность своего владельца.    
Шотландия Самой любопытной частью национального шотландского костюма остается килт. Эту деталь гардероба шили из тартана — шерстяной клетчатой ткани. Каждый клан имел свой цвет и рисунок: по килту всегда можно было определить, из какого региона Шотландии человек. С шотландского килт обозначает «оборачивать вокруг тела». Это огромный кусок материи, который каждый уважающий себя шотландец оборачивает вокруг талии аккуратными складками, закрепляя конструкцию ремнями.    
Филиппины Главная особенность национальной одежды филиппинцев среди костюмов других народов — сочетание ярких цветов и полосатых тканей. Мужчины здесь одеваются в бронг тагалог — просторную яркую рубашку с брюками. Женщины носят блузы с саронгом — куском ткани, обмотанным вокруг бедер. Хотя некоторые филиппинцы вовсе ничего не надевают. В отдаленных горных районах страны мужчины до сих пор щеголяют в одних набедренных повязках.    
Швейцария Национальный костюм швейцарцев сильно отличался в зависимости от кантона. Однако общими оставались штаны чуть ниже колен, белая рубаха, жилет и куртка для мужчин. Что касается швейцарок, то они носили юбки, кофты, корсажи, фартуки. Голову чаще всего покрывали платками, в Аппенцелль‑Иннерродене — чепчиками с крыльями, а в романской части страны — соломенными шляпами.    

 

Продолжение таблицы 2

Мексика Многие привыкли считать, что национальная одежда мексиканцев — сомбреро, расклешенные брюки и короткие рубашки. Однако это не так: сомбреро больше уважают туристы, а ковбойский наряд используется чаще для танцев. В повседневной жизни мужчины носят простые хлопчатобумажные рубашки с брюками, на плечах — серапе, который ночью может служить одеялом. Женщины предпочитают однотонные блузы, длинные юбки. В их гардеробе обязательно будет и шаль‑ребосо, которая по обстоятельствам может стать головным убором или слингом для ребенка.  
Турция Главной особенностью, которая отличала традиционный турецкий женский и мужской костюм от костюмов других народов, считается то, что он состоял из одинаковых элементов: шаровар, рубахи, жилета и пояса. Правда, девушки поверх рубашки надевали платье до пят с рукавами, закрывающими кончики пальцев (энтари). К тому же поясом, длина которого достигала 3—4 метра, дамы украшали платья. Мужчины кушаком оборачивали жилет, чтобы хранить в своеобразном «портмоне» деньги, табак, спички и прочие мелочи.    
Болгария В Болгарии известны два вида национальных мужских костюмов. Здесь носили «чернодрешну» — рубаху и штаны с широким поясом темных оттенков или «белодрешну» — одежду светлых тонов. Рубашка и жилет были богато украшены вышивкой. Кстати, по одежде судили о благосостоянии хозяина: чем шире были штаны, тем зажиточнее считался болгарин. Болгарки чаще всего носили сарафан‑сукман вышитый в виде цветов и расписной передник.  
Грузия Грузинский национальный костюм отличается от костюмов других народов мира особое франтовство. Девушки носили длинные приталенные платья (картули), лиф которых был обильно украшен камнями и тесьмой. Непременным атрибутом оставался роскошный пояс из бархата с жемчугом или вышивкой. Мужчины носили ситцевую или хлопковую рубаху (перангу), нижние штаны (шеидиши) и широкие верхние штаны (шарвали). Сверху надевался короткий архалук и черкеска (чоха).  

 

Моравия Национальный костюм жительниц Моравии, что на востоке Чехии, отличается особой пышностью. Плиссированные юбки, белые блузки с пышными рукавами, темный вышитый передник, цветные ленты в волосах — даже последнюю дурнушку такой наряд делает настоящей звездой.    
Бурятия Национальный женский костюм в Бурятии зависел от возраста и положения в обществе. Так, девочки носили длинные тэрлиги (халаты без плечевого щва), с матерчатыми кушаками. В 14—15 лет платье становилось отрезным по талии с декоративным поясом. У замужних женщин в костюме появлялись пышные буфы‑рукава и меховая оторочка. Богатые бурятки предпочитали одежду из сукна или атласа, отделывали ее соболями или бобрами, тогда как бедняки довольствовались выделанной овчиной.    
Испания Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира, тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья — кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. В процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.  
Россия Русский национальный костюм имеет разделение по социальному статусу: крестьянский русский национальный костюм, и «городской» русский национальный костюм. Первый представляет собой вышитые крестьянские одежды, с народным орнаментом, лапти, головные уборы. Городской русский национальный костюм представлен в основном верхней одеждой — это длинные кожаные или шерстяные пальто, высокие черные кожаные сапоги, казачьи шляпы и пр.  

 

Необходимость продвижения и сохранение этнографического наследия диктует необходимость заботы о создании поддержания и постоянном воспроизводстве фондов Этнографических деревень, этнографических парков, а также проведение и продвижение фольклорных праздников, исторических реконструкции и прочих событийных мероприятий, так или иначе связанных с этнографической тематикой. [7]

В отличие от деревень начала XX в., Неповторимый стиль жизни в которых знакомо многим нашим соотечественникам по рассказам Конана Дойля, современные исторические деревни где-нибудь в окрестностях Питерборо не только разительна отличается от посёлков для «среднего» класса в Бирмингемской субурбии. Тем не менее кажущейся многим россиянам не существенными, едва ли уловимыми социокультурными различия между жителями сельских и природных населённых пунктов во многих высоко развитых странах Европы привлекают немало туристов. Причём среди таких путешественников сельскую глубинку Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерланды все больший процент составляет иностранные визитеры.

С учётом ранее сказанного возникает необходимость выяснение степени устойчивости различных объектов и феноменов этнической культуры к действию неблагоприятных факторов. [8]

Превышение сверх некого «порога» относительных величин притока новоселов в районы, где коренные жители сохраняют в быту немало архаичных элементов, способно в кратчайший срок привести к размыванию самобытного этнокультурного очага. Новейшая история России изобилует примерами подобного рода в связи с массовым домостроительством в сельских населённых пунктов или вблизи них дач, коттеджей, таунхаусов постоянными жителями Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионеров. В частности, совершенно очевиден ответ на вопрос о перспективах сохранения уникального жизненного уклада во многих деревнях Русского Севера в случае начало массовой скупки земли жителями крупных городов. Вряд ли новоприбывшим дачникам придётся по нраву заведенный там веками порядок самоограничения, включая использование открытого огня летнюю пору, в сухую ветреную погоду. [9]

Вплоть до середины прошлого столетия в отечественной этнологической науке почти безраздельное господство взгляд о неприемлемости изучения городской среды для целей этнографического исследования. Это объяснялось императивом о якобы изначально высокой степени интернационализации городской культуры. Городская культура не заслуживала должного внимания исследователей, поскольку рассматривалась как исключительно инновационная, а стало быть, противопоставляющая традиционной, сельской (этнографической) культуре.

Рис.17. Районный фестиваль «Народный травник»

Источник: cultinfo.ru

Но с 1960-х гг. в бывшем СССР появляются первые научные работы по этнографии городского населения. И лишь в следующем десятилетии этому аспекту исследований начинают уделять более пристальное внимание.[6]

Но помимо сходства зарубежными странами отечественной этнографический туризм на современном этапе демонстрирует признаки, возможно, специфической в обозримом будущем мы национальной тенденции - активного обращения к научно-организационному потенциалу музеев различного профиля.

По крайней мере в программу пребывания этнографических туристов в последние годы все чаще входит посещение музеев районного уровня. Но по-прежнему ахиллесовой пятой отечественного этнографического туризма остается слабое включение в наиболее популярные туры региональных этнографических и краеведческих музеев, обладающих самыми богатыми в соответствующих субъектах, а нередко и в национальном масштабе реконструкциями традиционных жилищ, коллекциями народных костюмов, музыкальных инструментов, утвари.

Главное преимущество региональных музейных комплексов перед их филиалами в районных центрах заключается не только в полноте и выразительности экспозиций, а в наличии высококвалифицированных специалистов, готовых профессионально посвятить посетителей музеев в тонкости традиционной народной культуры.

1.3   Зарубежный и отечественный опыт развития этнографического туризма

За рубежом накоплен значительный опыт в организации этнографического туризма, изучение которого представляется особенно важным для России, поскольку способствует поиску альтернативных решений в организации данного вида туризма. Среди лидеров по этнографическому туристскому направлению можно выделить Австралию, Канаду, Непал, Эквадор и другие. [10]

Рис.18. Племена индейцев в Австралии

Источник: mikluho-maclay.ru

Этнографический туризм в Австралии включает туры лодочные, культурные и экологические (в дикую природу). Эти туры проводятся на землях коренного населения, в национальных парках и традиционно племенных землях. [11]

Такой этнографический туризм отвечает всем требованиям, обеспечивает устойчивое использование ресурсов и выполняет просветительные функции. В нем участвуют и крупные землевладельцы, и местное население. Важную роль в развитии этнографического туризма играет государство.

Так, в мае 2012 г. австралийское государственное управление по туризму запустило сайт, посвященный исключительно этнографическому туризму. Сайт призван представить всему миру многообразные туристские программы с участием коренных жителей.

Рис.19. Племена индейцев в Австралии

Источник: mikluho-maclay.ru

Таким образом, развитие этнографического туризма становится и ведущим направлением в мировом туризме. Учитывая, что этническое разнообразие стремительно сокращается, данный вид туризма будет востребован в связи с его уникальностью и неповторимостью.

Этнографический туризм представляет собой вид познавательного туризма, основная цель которого поседение этнографического объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта народа, этноса. Ресурсы этнографического туризма представлены во всех районах мира, и они обширны и многообразны. [12]

В мире сохранилось немного стран, где имеются необходимые условия и предпосылки для успешного развития этнического туризма. Наиболее успешным регионом, реализующим этнографические туры, предстает Южная Америка, чему способствует как менталитет местных сообществ, так и политика ряда латиноамериканских государств. В Америке индустрия этногеографического туризма хорошо развита, здесь объектом познания выступает культура коренных народов Нового Света (индейцев и инуитов).

Специфика организации этнографического туризма в Перу в районе озера Титикака, где проживают индейцы кечуа и аймар.

Набольший интерес для туристов представляют здесь плавучие острова Урос, построенные индейцами из камыша. Мир плавучих островов (более 40), крупнейшему из которых около 160 лет, экзотичен и привлекателен своей непохожестью на бурную жизнь материка. Всего на островах проживает около 1500 человек (350 семей). [13]

Для сохранения традиционного уклада жизни необходимо постоянно поддерживать устройство рукотворных островов, обновляя гниющий слой камыша, разводить рыбу в мини-бассейнах, выращивать картофель на органических остатках разлагающегося камыша, подновлять жилища, школу, детский сад, церковь, построенные все из того же камыша.

Основное занятие местных жителей – рыбная ловля. Очень важно, что туризм здесь считается не первой, а лишь второй статьей дохода. Около 30 островков, расположенных недалеко от г. Пуно, открыты для осмотра: каждый из них ежедневно посещают 300-500 туристов. Туристы равномерно распределяются между островами, где жители – преимущественно женщины – показывают устройство острова и обустройство домов, эти услуги входят в оплату входного билета. Мужчины объясняют технологию постройки острова и организуют за отдельную оплату прогулки на камышовых лодках между островами. [14]

Также страна, отражающей все свое богатое этнографическое наследие – Италия. Это не просто страна жаркого солнца, сиесты, но и ярких необычных людей. Существует закон о том, что в каждом регионе Италии должно быть определенное количество национальных, государственных, религиозных и городских праздников. Ежедневно в каждом городе, городке или поселке проводятся праздники. Итальянцы – верные католики и чтят дни памяти всех святых.

Хоть итальянцы и любят большие и шумные компании, но национальные праздники Италии – это всего несколько дней в году. По всей стране слышны шум и гам, а массовые гулянья на центральных площадях дарят незабываемые впечатления. [15]

Национальные праздники Италии:

- Новый год (празднуется с 31 декабря на 1 января);

-Богоявление (6 января);

-Пасха (ежегодно дата меняется);

-Пасхальный понедельник;

-Рождество (25 декабря);

- День всех святых (1 ноября).

Рис.20. Праздники в Италии

Источник: season-travels.ru

Этот вид туризма обычно предусматривает посещение исторических сельских поселений, сохранивших свой планировочный и архитектурный облик, традиционные виды землепользования, элементы народной культуры в повседневной жизни и творчестве людей. [16]

Поселения бывают демонстрационными (где жители на самом деле живут в других населенных пунктах, приходя в поселение на работу) и реальными.

Примером демонстрационного поселения может быть деревня племени карен с длинношеими женщинами (Таиланд).

Подобные туристические маршруты существуют во многих странах. Этнографический туризм широко распространен в мире, туристам предлагается посетить жилища местного населения, попробовать национальные блюда вместе с местными жителями.

Ярким примером может быть посещение бедуинов в Египте, экскурсия включает в себя поездку на квадроциклах, ужин, приготовленный на костре, катание на верблюдах, национальные песни, танцы, участие в церемониях.

Туристские программы редко предлагают только этнографические путешествия. Чаще всего они сочетаются с другими видами туризма, для повышения разнообразия программ и аттрактивности территории. Например, в Таиланде посещение деревни длинношеих женщин входит в одну программу с посещением горы Золотого Будды и храмовым комплексом Ват Ян. В Европе популярны этнографические деревни и центры, посвященные жизни и быту коренных народов севера (Центра саамской культуры в Норвегии).

В мировой практике этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся локальным туристическим брендом. Данный вид отдыха подразумевает вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями - оздоровительным мероприятиям, которые создают атмосферу самобытности и неповторимый колорит. [17]

В настоящее время в России ведется поиск направлений развития и сохранения коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных групп населения современного российского общества.

Таким образом, развитие этнографического туризма становится и ведущим направлением в мировом туризме. Учитывая, что этническое разнообразие стремительно сокращается, данный вид туризма будет востребован в связи с его уникальностью и неповторимостью.

В России наибольшее развитие этот вид туризма получил в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где расположены одни из самых крупных музейных комплексов в России.

В последние годы многие эксперты отмечают некоторое снижение в России интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов путешествиям. На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера, Дальнего востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

1.4   Современное состояние и перспективы развития этнографического туризма в России

Этнокультурный туризм – совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия феноменом этнокультурной сферы. [21]

Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности, во-первых, для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, во-вторых, для приобщения к традициям давно ушедших в историю этнических групп и, на конец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп. [22]

В данное время в России разрабатываются проекты, целью которых будет стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования. Подобные инновационные для России проекты направлены на развитие устойчивого этнического туризма силами местного и коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных и наиболее нуждающихся групп населения современного российского общества.

В России через возрождение народных традиций, обычаев стремятся формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу красоту, гуманность и т.п. Россия, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках.

Туристский потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет России гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Туристские ресурсы для этнографического туризма в России богаты и своеобразны. Это памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места. В совокупности все это создает благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей и культурой народа. Развитие любого направления туризма, в том числе и этнического, для России обусловлено рядом обстоятельств: провозглашение политики открытой экономики и границ; поддержание и развитие социально-культурных связей; повышение спроса на посещение объектов, связанных с этносом, культурой, бытом и традициями; наличие разных этносов в составе населения России; стимулирование развития гостиничного хозяйства, предприятий питания и материально-духовных ценностей сферы услуг.

При правильном подходе к развитию и совершенствованию этнографического туризма, как специфического вида туризма, Россия имеет возможность получения не только прибыли, но и укрепления межправительственных и добрососедских отношений, расширения дружеских связей, взаимообогащения между народами, укрепления мира и взаимопонимания между странами. Становление и развитие этнографического туризма в условиях открытой экономики России в настоящее время стало актуальной и исключительно важной задачей. В последнее время наблюдается значительное увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям России. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации привлекательных маршрутов и т.д. [23]

Россия традиционно воспринимается как страна с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом и обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма. На территории Российской Федерации проживает около 180 народов — представители различных культурно-языковых и этносообществ. [24]

О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов, путешествиям. На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири.

Доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов. Непременное условие успешного развития этнокультурного туризма — это возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах. [25]

К предпосылкам развития этнокультурного туризма в России можно отнести следующие:

1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);

2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах — серьезно осложнившихся за последние десятилетия — межэтнических отношений;

4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;

5) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;

6) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов. Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах — непременное условие успешного развития этого вида туризма.

В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета. Поиском и комплектованием информационных источников по этнографической тематике занимаются многие отечественные научные институты.

В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, созданные в ряде городов 20 центры поддержки и развития музеев, центры стратегических исследований при федеральных округах. [25]

Итогом становится крупная проблема — разрушение и гибель памятников истории и культуры. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной консервации, реставрации или реконструкции. Отсутствие инфраструктуры, подготовленных кадров, сети транспортных услуг и многое другое, что считается препятствием в развитии этнографического туризма. И именно поэтому туристические фирмы этнографический туризм реализуют в проектах, где часть средств на реализацию выделяет государство. В среднем эта часть составляет до 70 %.

Важнейшая задача развития этнокультурного туризма в ближайшие десятилетия — необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями. Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, — имидж исторического очага становления русского этноса.

Для развития этнографического туризма необходима разработка новых туристских маршрутов, а также определение основного направления в развитии такого вида туризма на Волге. Развитие иностранного туризма должно стать приоритетным для экономики нашей области, однако развитие туризма не может и не должно ограничиваться этими узкими рамками. Только на основе развития внутреннего туризма, развитие иностранного туризма станет более успешным. Это задача решаема на верхнем уровне власти.

В главе 1 была рассмотрена и описана история развития этнографического туризма в мире, а также особенности его организации проведения. Кроме этого, был изучен зарубежный и отечественный опыт проведения этнографических туров, было описано современное состояние данного вида туризма и перспективы его развития на территории Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.055 с.)