Экзаменационные билеты по геодезии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзаменационные билеты по геодезии



Экзаменационные билеты по геодезии

Оглавление

Билеты: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.

Билет 1

Билет 3

Переход от дирекционных углов линий местности к румбам.

Румб - наименьший угол между линией и южным или северным направлением

2) Способы вынесения в натуру проектных точек:

· Прямоугольных координат: этот способ используют в том случае, когда на местности положение проектной точки Р может быть определено от исходной линии помощью двух отрезков d1 = х и d2 = у, один из которых откладывают по направлению линии I-II, а другой d2 - по перпендикуляру к ней.

 

· Полярный способ: сущность работы по перенесению на местность проектной точки заключается в построении проектного горизонтального угла β или β1 и откладывании по полученному направлению проектного расстояния

· Способ угловых засечек:

Построения проектных углов на местности выполняют одним или двумя теодолитами. Для этого в каждом из пунктов 1 и 2 (рис. 4.9) строят при двух положениях вертикального круга соответственно проектные горизонтальные углы β1 и β2. Положение проектной точки Р получают на пересечении направлений 1Р и 2P, его достигают следующим образом.

В месте примерного пересечения лучей на каждом из направлений 1Р и 2P намечают по две точки с и c’, d и d’. Затем натягивают тонкий шпагат соответственно между точками с и c’, d и d’ и в пересечении отмечают на местности положение точки Р.

 

· Способ линейных засечек

(Используется, когда предмет близко расположен к стороне хода)

· Способ створ: на исходной прямой линии откладывается точка и получается расстояние

 

 

Билет 4

1. Топографические планы и карты, их масштабы и точность

Карты и планы классифицируют в основном по масштабу и по назначению

· По масштабам подразделяют на мелко-(меньше 1:1 000 000, обзорного характера, в геодезии не применяются), средне-(обзорно-топографические с масштабом 1:1 000 000, 1:500 000, 1:300 000, 1:200 000) и крупномасштабные(топографические с масштабом 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000). Принятый в РФ масштабный ряд заканчивается топографическими планами масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.

· По назначению топографические планы и карты делятся на основные и специализированные. К основным относятся карты и планы общегосударственного картографирования. Это карты многоцелевого назначения, поэтому на них отображают все элементы местности.

Специализированные карты и планы создаются для решения конкретных задач отдельной отрасли.

Для удобства издания и практического пользования топографическую карту большой территории делят на листы. Каждый лист ограничен меридианами и параллелями, длина дуг которых зависит от масштаба карты. Разделение многолистной карты на листы по определенной системе называется разграфкой, система обозначения листов многолистной карты - номенклатурой.

В основу номенклатуры положена международная разрафка листов карты масштаба 1:1 000 000. Листы карты этого масштаба ограничены меридианами и параллелями по широте 4°, по долготе 6°. Каждый лист занимает только ему принадлежащее место, будучи обозначен заглавной латинской буквой, определяющей горизонтальный пояс, и арабской цифрой, определяющей номер вертикальной колонки. Например, лист карты масштаба 1:1 000 000, на котором находится Москва, имеет номенклатуру N-37.

Разграфка карт более крупных масштабов получается последовательным делением листа карты масштаба 1:1 000 000. Одному листу такой карты соответствуют: 4 листа масштаба 1:500 000, обозначаемые буквами А,Б,В,Г (N-37-А); 9 листов масштаба 1:300 000, обозначаемых римскими цифрами  I,II,III,…,IX (N-37-IX); 36 листов масштаба 1:200 000, обозначаемых также римскими цифрами (N-37-I); 144 листа масштаба 1:100 000, обозначаемые арабскими цифрами от 1 до 144(N-37-144).

Масштаб - это степень уменьшения изображения предметов на чертежах. Масштаб M выражают отношением длины линии на чертеже l к горизонтальному проложению длины L соответствующей линии в натуре

M= l: L=1:(L/ l)=1: N,

где N- знаменатель масштаба.

Так, численный масштаб 1:10 000 означает, что отрезку на карте длиной в 1 см на местности соответствует длина горизонтального проложения в 10 000 раз большая, т.е. 100 м.

Масштаб, выраженный простой дробью с единицей в числителе, называют численным.

Линейный масштаб представляет собой шкалу в виде отрезка прямой, разделенного на равные части – основания масштаба. Концы оснований подписывают числами, соответствующими расстояниями на местности. На рисунке показан линейный масштаб с основанием 2 см для численного масштаба 1:10 000. Измеренное циркулем расстояние на карте масштаба 1:10 000 равно 380 м.

Предельная точность измерения и построения отрезков на планах и картах ограничена величиной 0,1 мм; она называется графической точностью. Длина горизонтального проложения линии на местности, соответствующая шрафической точности, называется точностью масштаба плана, карты. Так, для карты масштаба 1:25000 точность масштаба 2,5 м.

2. Геодезические разбивочные работы. Способы подготовки данных для выноса проекта сооружения в натуру.

Разбивочные работы являются одним из основных видов инженерно-геодезической деятельности. Выполняют их для определения на местности планового и высотного положении характерных точек и плоскостей строящегося сооружения в соответствии
с рабочими чертежами проекта.
Проект сооружения составляют на топографических планах крупных масштабов. Определяют расположение проектируемого сооружения относительно окружающих предметов и сторон света.
Разбивочные работы диаметрально противоположны съемочным. При съемке на основании натурных измерений определяют координаты точек относительно пунктов опорной сети. Точность этих измерений зависит от масштаба съемки. При разбивке, наоборот, по координатам, указанным в проекте, находят на местности положение точек сооружения с заранее заданной точностью. При разбивочных работах углы, расстояния и превышения не измеряют, а откладывают на местности. В этом основная особенность разбивочных работ. Компоновка сооружения определяется его геометрией, которая, в свою очередь, задается осями. Относительно осей сооружения в рабочих чертежах указывают местоположение всех элементов сооружения.
В нормативных документах существует понятие разбивочной оси. На практике различают главные, основные, промежуточные, или детальные, оси.
Главными осями линейных сооружений (дорог, каналов, плотин, мостов и т.д.) служат продольные оси этих сооружений. В промышленном и гражданском строительстве в качестве главных осей принимают оси симметрии зданий.

Основные оси определяют форму и габаритные размеры зданий и сооружений.
Промежуточные, или детальные, оси — это оси отдельных элементов зданий, сооружений.
Для обозначения продольных осей служат арабские цифры, а для поперечных осей — прописные буквы русского алфавита. Оси обозначают слева направо и снизу вверх.
Указанные в проекте сооружения координаты, углы, расстояния и превышения называют проектными.

Весь процесс разбивки сооружения определяется общим геодезическим правилом перехода от общего к частному. Разбивка главных и основных осей определяет положение всего сооружения на местности, т.е. его размеры и ориентирование относительно сторон света и существующих контуров местности. Детальная разбивка определяет взаимное положение отдельных элементов и конструкций сооружения.

Разбивочные работы — это комплексный взаимосвязанный процесс, являющийся неотъемлемой частью строительно-монтажного производства, поэтому организация и технология разбивочных работ целиком зависят от этапов строительства.
В подготовительный период на местности строят плановую и высотную геодезическую разбивочную основу соответствующей точности, определяют координаты и отметки пунктов этой основы.
Затем производится геодезическая подготовка проекта для перенесения его в натуру.
Непосредственную разбивку сооружений выполняют в три этапа.

· На первом этапе производят основные разбивочные работы. По данным привязки от пунктов геодезической основы находят на местности положение главных или основных разбивочных осей и закрепляют их.

· На втором этапе, начиная с возведения фундаментов, проводят детальную строительную разбивку сооружений. От закрепленных точек главных и основных осей разбивают продольные и поперечные оси отдельных строительных элементов и частей сооружения, одновременно определяя уровень проектных высот.
Детальная разбивка производится значительно точнее, чем разбивка главных осей, поскольку она определяет взаимное расположение элементов сооружения, а разбивка главных осей — лишь общее положение сооружения и его ориентирование.
Если главные оси могут быть определены на местности со средней квадратической погрешностью 3... 5 см, а иногда и грубее, то детальные оси разбивают со средней квадратической погрешностью 2... 3 мм и точнее.

· Третий этап заключается в разбивке технологических осей оборудования. На этом этапе требуется наибольшая точность (в отдельных случаях — доли миллиметра).

Билет 5

Исполнительные съемки.

Исполнительная съемка — составная часть геодезического сопровождения строительства, служит основанием для составления исполнительных схем и расчетов фактических отклонений геометрических и технологических показателей объекта от проектных параметров. Выполняется специальным геодезическим оборудованием, таким как электронный тахеометр, теодолит, нивелир, спутниковое оборудование.

Основное назначение: установить точность вынесения проекта сооружения в натуру и выявить все отклонения от проекта, допущенные в процессе строительства.

Это достигается путем определения фактических координат характерных точек построенных сооружений, размеров их отдельных элементов и частей, расстояний между ними и т. д.

Текущие исполнительные съемки (по мере окончания отдельных этапов) – отражают результат последовательного возведения отдельного сооружения с начала до конца. Результаты: данные для корректировки выполненных на каждом этапе работ и обеспечения качественного монтажа сборных конструкций (особое внимание – элементы, которые после завершения строительства будут недоступны для измерений).

Окончательная исполнительная съемка (для составления исполнительного генерального плана) – выполняется для всего объекта в целом и используется при решении задач, связанных с его эксплуатацией, реконструкцией и расширением.

Геодезическое обоснование:

1. Для текущих: пункты разбивочной сети, знаки и створы закрепления осей или их параллелей, а также установочные риски на конструкциях. Высотной основой – реперы строительной площадки, отметки, фиксированные на строительных конструкциях.

2. Для генплана: пункты и реперы государственных разбивочных сетей.

Методы измерений при исполнительной съемке, как правило, те же, что и при выполнении разбивочных и съемочных работ. Так, для съемки положения строительных конструкций в плане применяют способы прямоугольных координат, линейных и створных засечек, линейные промеры от створов и т. д. по высоте — геометрическое нивелирование. Отклонение конструкций от вертикали проверяют' с помощью отвесов, теодолитов, приборов вертикального проектирования. Применяют также фототеодолитную съемку. Методы съемки для исполнительного генерального плана зависят от масштаба его составления и вида снимаемого объекта. В большинстве случаев применяют аналитический и тахеометрический методы съемок. Текущие съемки выполняют с точностью, обеспечивающей надежное определение положения строительных конструкций и технологическою оборудования. Для этого средняя квадратическая погрешность контрольных измерений должна быть не более 0,2 величины отклонений допустимых нормативными документами или проектом. Методы съемки исполнительного генерального плана должны обеспечивать графическую точность соответствующего масштаба.

Для строительства зданий и сооружений исполнительные съемки имеют особое значение, так как помимо выявления отклонений от проекта они позволяют регулировать технологический процесс строительства, корректируя его по ходу выполнения строительно-монтажных работ.

Исполнительные съемки входят в состав технологического процесса строительства, поэтому очередность и способ их выполнения, технические средства и требуемая точность измерений зависят от этапов строительно-монтажного производства. Исполнительной съемке подлежат части зданий и конструктивные элементы, от точности положения которых зависит точность выполнения работ на последующих этапах, а также прочность и устойчивость здания в целом.

Исполнительная геодезическая документация.

Перечень исполнительной геодезической документации (ИГД) на строительном объекте устанавливается в соответствии с требованиями стандартов и другой нормативно-технической документации. Исполнительная геодезическая документация создается главным образом в виде исполнительных чертежей с нанесением на них геометрических параметров направлений и величин отклонений от проектных положений установленных строительных конструкций.

Составление исполнительных генеральных планов

Исполнительный генеральный план составляют по результатам исполнительных съемок законченных зданий и сооружений комплексного объекта.

Различают следующие генеральные планы: оперативные, дежурные и окончательные.

Строительство крупных комплексов, как правило, продолжается несколько лет в течение которых постоянно возникает необходимость в систематическом обновлении исполнительной документации, позволяющей оперативно снабжать геодезическими данными производителей строительных работ. Для этой цели ведется оперативный исполнительный генеральный план. Кроме того, возникает необходимость дополнительно иметь информацию об объемах выполненных на определенную дату строительных работ по всем отдельным объектам строительства. С этой целью составляют дежурный генеральный план. В отличие от оперативного, на этот план наносят все возводимые здания и сооружения и условными знаками показывают стадию строительных работ. Окончательный исполнительный генеральный план составляют после завершения строительства. На этот план наносят все построенные по проекту здания и сооружения, которые сдают в эксплуатацию. План составляется на основании материалов исполнительных съемок, выполняемых по мере возведения объектов.

Главной особенностью съемок для составления исполнительного генерального плана является координирование большого числа точек, определяющих фактическое положение на местности основных элементов зданий и сооружений.

Билет 6

1) Рельеф местности и его изображение на топографических планах и картах.

 Рельеф – совокупность неровностей на поверхности земли

Формы рельефа:

Гора – возвышенная часть над поверхностью Земли (курганы, холмы, пики)

· Котловина – замкнутое углубление на поверхности Земли (яма)

· Хребет – некое образование на поверхности земли, постепенно повышающиеся в определенном направлении

Хребет имеет два ската

Водораздел – линия слияния скатов

· Лощина – некое углубление на поверхности земли, вытянутое в определенном направлении (овраг, промоина)

Водослив – линия слияния двух скатов лощины

· Седловина – линия слияния двух гор

Высота сечения рельефа – расстояние между горизонталями (секущими плоскостями)

Горизонтали никогда не пересекаются (кроме утеса), в каждой своей точке имеют свою абсолютную высоту, чем ближе расположены горизонтали, тем больше уклон (и наоборот)

Заложение – расстояние в плане между соседними горизонталями

2) Виды деформаций сооружений и методы их определения.

Деформация – изменение формы объекта наблюдений

Осадка – смещение в вертикальной плоскости под давлением от массы оползней, тяжелых механизмов, изменения грунтовых вод и давления транспорта
Посадка – быстро протекающая во времени деформация при коренном изменении структуры пористых и рыхлых грунтов

Смещение в горизонтальной плоскости может быть вызвано боковым давлением грунта, воды и ветра

Крушение и изгиб вызываются неравномерным солнечным нагревом или давлением ветра

Крен или наклон определяется как разность осадок двух точек, расположенных на противоположных краях сооружений (в направлении продольной оси – завал; в поперечном направлении – перекос)

Крен – отклонение оси сооружения от вертикальной линии.

 

 

Билет 7

Основные разбивочные работы

Основными чаще всего называют разбивочные работы по выносу в натуру главных и основных осей, так как именно он определяют положение зданий и сооружений на местности. Кроме того, это понятие может включать в себя разбивку точек пересечения промежуточных осей с главными и основными осями.

Независимо от вида сооружения и условий производства работ существуют некоторые общие принципы разбивки главных и основных осей. Прежде всего на местности необходимо иметь исходную разбивочную систему. Это, например, пункты разбивочной основы, закрепленные линии регулирования застройки (оси проездов, границы кварталов и т.п.), углы капитальны зданий и сооружений, а в отдельных случаях и четко определяемые контуры местности. В проекте или на чертежах аналитической подготовки проекта должны быть указаны привязки выносимых в натуру осей к точкам исходной разбивочной основы.

При наличии на площадке строительной сетки для сравнительно несложных по геометрии цеховых зданий обычно выносят габаритные (основные) оси способом прямоугольных координат. Так, например, положение точек здания А/1 и А/11 (рис. 17.1) определяют от ближайших пунктов сетки 17 и 18 по вычисленным приращениям абсцисс и ординат. От пунктов 10 и 11 аналогичным образом определяют положение точек Е/1 и Е/11. После закрепления вынесенных точек устанавливают на каждой из них теодолит и проверяют взаимную перпендикулярность осей. Кроме того, проверяют соответствие расстояний между осями проектным значениям. Следует иметь в виду, что взаимная перпендикулярность основных осей является одним из главных требований, предъявляемых к их разбивке. Перекос этих осей может в дальнейшем привести к перекосу всех остальных осей сооружения, так как основные оси служат исходными для детальной разбивки.

Для разбивки основных осей гражданских зданий с точек полигонометрических или теодолитных ходов чаще всего применяют способы полярных координат, угловых и линейных засечек, а также створно-линейный способ. Точка пересечения осей А/1 выносится от точки V теодолитного хода путем отложения полярного угла и полярного расстояния (рис. 17.2). Аналогично с точки VI теодолитного хода выносят точки А/10 и В/10. Можно было бы ограничиться выносом лишь двух точек длинной оси А здания, а две остальные точки найти путем построений прямых углов и соответствующих расстояний. Однако третью точку пересечения осей определяют для исключения разворота здания. Часто выносят и четвертую точку, контролируя выполненную разбивку путем измерения прямых углов и длин сторон по зданию. Также для контроля положения вынесенных точек выполняют независимые (отличные от основной разбивки) измерения.

 

Если на местности закреплены пункты, определяющие положение линий регулирования застройки, то разбивка с них выполняется так же, как с точек теодолитных или полигонометрических ходов, имея в виду, что координаты этих пунктов известны. Размещение новых зданий и сооружений среди существующей застройки иногда производят графически по топографическому плану крупного масштаба (1:500... 1:1000), а их разбивку — от существующих зданий по данным, полученным также графически.

Вынос в натуру сравнительно протяженной линии — часто встречающийся случай в практике разбивочных работ. Это и главная ось линейного сооружения (плотины, моста, взлетно-посадочной полосы аэропорта и др.), и исходное направление для построения строительной сетки, и базис для последующих разбивочных работ. Для этого случая разбивки чаще всего применяют полярный способ, а также способы прямой угловой и линейной засечек.

Закрепление осей сооружения

Для закрепления и удобства использования в процессе строительства оси выносят на обноску. Обноска представляет собой доску, закрепленную горизонтально на столбах на высоте 400...600 мм от земли. Применяют также инвентарную металлическую обноску. Оси на деревянной обноске фиксируют гвоздем, на металлической — специальным передвижным хомутом с прорезью. Известны два вида обноски: сплошная и створная. Сплошную обноску устанавливают строго параллельно основным осям, образующим внешний контур здания, на расстоянии, обеспечивающем неизменность ее положения в процессе строительства. Сплошная обноска должна быть прямолинейной, чтобы можно было откладывать по створу проектные расстояния для разбивки промежуточных осей, и горизонтальной, чтобы откладывать эти расстояния без введения поправок за наклон. Сплошную обноску применяют довольно редко из-за громоздкости и сложности ее построения. Кроме того, она мешает нормальной организации работ на строительной площадке, особенно применению землеройных машин.
Створная обноска при современной организации строительной площадки является более рациональной. Она устанавливается лишь в местах закрепления осей (рис. 17.6) на произвольном расстоянии от контура здания.

 

Помимо обноски, вынесенные в натуру оси закрепляют постоянными и временными знаками. Постоянными знаками обычно закрепляют главные и основные оси. Места закрепления осей постоянными знаками выбирают на генеральном плане с учетом долговременной их сохранности, а также обеспечения беспрепятственного ведения строительно-монтажных работ. Эти места должны быть удобными для установки над знаком геодезических приборов и выполнения измерений. Знаки устанавливают вне зоны земляных работ в местах размещения временных сооружений, свободных от складирования строительных материалов, и т.п.

 Выбор конструкции знаков зависит от условий строительной площадки, наличия строительных материалов и применяемых методов разбивочных работ. Конструкции постоянных знаков могут быть различными. Наиболее часто для закрепления осей применяют грунтовые постоянные знаки, в качестве которых используют обрезки металлических труб или рельсов, к нижней части которых приваривают металлические якори для закрепления в бетонном монолите.
Для временных знаков используют деревянные колья, костыли, металлические штыри и трубки.

Высотную разбивочную основу на строительной площадке также закрепляют постоянными и временными знаками. Отметки строительных реперов определяют от реперов государственной или городской нивелирной сети.

Билет 8

Билет 9

Билет 10

1.На топографических картах и планах изображают разные объекты местности: контуры населенных пунктов, сады, огороды, озера, реки, линии дорог, электропередачи. Совокупность этих объектов называется ситуацией. Ситуацию изображают условными знаками.

 Условные знаки, обязательные для всех учреждений и организаций, составляющих топографические карты и планы, устанавливаются Федеральной службой геодезии и картографии России (Роскартография) и издаются либо отдельно для каждого масштаба, либо для группы масштабов. Хотя число условных знаков велико (около 400), они легко запоминаются, так как внешне напоминают вид и характер изображаемых объектов.

Условные знаки подразделяют на пять групп: площадные, линейные, внемасштабные, пояснительные, специальные.

Площадные условные знаки применяют для заполнения площадей объектов (например: пашни, леса, озеpa, луга); они состоят из знака границы объекта (точечный пунктир или тонкая сплошная линия) и заполняющих его изображений или условной окраски.

Линейными условными знаками показывают объекты линейного характера (дороги, реки, линии связи, электропередачи), длина которых выражена в данном масштабе. На условных изображениях приводятся различные характеристики объектов.


Внемасштабные условные знаки служат для изображения объектов, размеры которых не отображаются в данном масштабе карты или плана (мосты, километровые столбы, колодцы, геодезические пункты). Как правило, внемасштабные знаки определяют местоположение объектов, но по ним нельзя судить об их размерах. На знаках приводятся различные характеристики, например: длина 17 и ширина 3 м деревянного моста 12, отметка 393,500 пункта геодезической сети 16.


Пояснительные условные знаки представляют собой цифровые и буквенные надписи, характеризующие объекты, например: глубину и скорость течения рек, грузоподъемность и ширину мостов, породу леса, среднюю высоту и толщину деревьев, ширину шоссейных дорог. Их проставляют на основных площадных, линейных, внемасштабных знаках.

 

Специальные условные знаки устанавливают соответствующие ведомства отраслей народного хозяйства; их применяют для составления специализированных карт и планов этой отрасли, например знаки для маркшейдерских планов нефтегазовых месторождений - нефтепромысловые сооружения и установки, скважины, промысловые трубопроводы. Чтобы придать карте или плану большую наглядность, для изображения различных элементов используют цвета: для рек, озер, каналов, заболоченных участков синий; лесов и садов- зеленый; шоссейных дорог — красный, улучшенных грунтовых дорог — оранжевый. Все остальное дают черным цветом. На изыскательских планах цветными делают подземные коммуникации (трубопроводы, кабели).

2. Трассирование – нахождение оптимального положения трассы на местности.

 Между опорными пунктами А и Б на карте проложить трассу дороги с учетом её категории. Для расположения дороги на карте необходимо:

а) Провести между опорными пунктами прямую воздушную линию;

б) Изучить все препятствия, которые встречаются на пути воздушной линии (леса, болота, овраги, реки, озеро, насаждения, ценные поля);

в) Установить возможность пересечения или обхода препятствия;

г) Наметить в виде ломаной линии трассу дороги с наименьшими отклонениями от прямой воздушной линии. Обозначить величину и номер каждого угла поворота.

Угол поворота измеряется транспортиром между продолжением трассы и новым ее направлением. Дорога должна трассироваться так, чтобы по возможности не занимать ценных сельскохозяйственных угодий.

д) В углы поворота трассы (смежные углы) вписать горизонтальные круговые кривые, радиус кривой назначается в зависимости от ситуации и рельефа.

е) Разбить пикетаж. Пикетаж разбивается для установления положения на карте любой точки трассы и определения длины дороги от А до Б. Номера пикетов указывают через каждые 100 м по кривым и прямым участкам трассы, начиная с нулевого пикета, с начальной точки А. На каждом 10 пикете устанавливается километровый знак.

Основными элементами круговой кривой являются:

 1. Угол поворота φ – угловая величина отклонения трассы от первоначального направления.

2. Радиус кривой R–определяющий кривизну сопряжения в плане.

3. Тангенс Т– расстояние от вершины угла поворота ВУ до точек начала кривой НК или конца кривой КК.

4. Длина кривой К – длина дуги, между началом и концом кривой.

5. Домер Д – линейная разность между суммой двух тангенсов и длиной кривой.

6. Биссектриса Б - расстояние по биссектрисе внутреннего угла от вершины угла поворота до точки середины кривой СК.

Остальные элементы круговой кривой являются зависимыми от первых двух и вычисляются по следующим формулам:

T = R·tq (φ /2);

К = φπR/180º;

Д = 2Т – К;

Б = R(1/соs(φ /2) – 1).

       Билет 11

Билет 12

Билет 13

#1 Способы измерения горизонтальных углов

Билет 14

Билет 15

Билет 16

 1) Методы нивелирования. Геометрическое нивелирование. Способы геометрического нивелирования.

1) Нивелирование – вид геодезических работ для определения превышения между точками (разность высот).

Методы нивелирования

· Геометрическое нивелирование – определение превышения с помощью горизонтального визирного луча

· Тригонометрическое нивелирование – превышение определяется с помощью измерения вертикальных углов и расстояний

 

BB’=B’’’B’’+B’’B’-BB’’’, где В’’’B’’=S*tgV, B’’B’=Lпр, BB’’’=L

h=S*tgV+L пр -L

 

· Фотограметрическое нивелирование – определение превышения по стерео-фотоизображению

· Физическое нивелирование:

1. Барометрическое нивелирова

2. ние – нивелирование, основанное на разности давлений на разных высотах. Выполняется барометрами-анероидами или микробарометрами

3. Гидростатическое нивелирование – нивелирование, основанное на свойстве жидкости устанавливаться на одном уровне в сообщающихся сосудах.

 

Виды геометрического нивелироливания:

1. Нивелирование из середины:

Сущность: нивелир устанавливают горизонтально и по рейкам с делениями, стоящими на точках А и В, определяют превышение h как разность между отрезками a и b: h=a-b (разность пяток). Если известна отметка HА точки А и превышение h, отметку НВ точки В определяют как их сумму: НВ=НА+h

2. Нивелирование вперёд:

Сущность: нивелир устанавливают в точке А, определяют горизонт прибора. Далее снимают отсчёт по рейке в точке В и вычисляют превышение по формуле:

h AB =i пр - l

2) Определение крена сооружения:

Крен – отклонение оси сооружения от вертикальной линии.

Крен или наклон определяется как разность осадок двух точек, расположенных на противоположных краях сооружений (в направлении продольной оси – завал; в поперечном направлении – перекос).

Крен зданий и сооружений измеряют несколькими способами: вертикального проецирования с использованием отвеса, теодолита или прибора оптического вертикального визирования; горизонтальных углов, угловых засечек. Общая схема измерения крена (отклонения) способом вертикального проецирования состоит в перенесении по отвесной линии верхней точки В здания (рис.1,а) на исходную горизонтальную плоскость. Отклонение точки В' от исходной точки А здания характеризует линейную l и угловую а величины крена. Самым простым способом проецирования является использование тяжёлого отвеса. Его закрепляют в точке В, а отклонения нити отвеса от исходной точки А здания измеряют миллиметровой линейкой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях здания и вычисляют общую линейную величину крена по формуле:

Относительную величину крена вычисляют по формуле, где h - высота здания, м.

 

Угловую величину крена а, которая определяет его направление, вычисляют по формуле:

В связи с неудобствами, связанными с закреплением отвеса в верхних точках, а также влиянием действия ветра на величину отклонения нити отвеса от вертикали, его используют при высоте зданий и сооружений до 15 м. При большей высоте, а также для повышения точности измерения крена вертикальное проецирование верхних точек выполняют с помощью теодолита. Его устанавливают над постоянным знаком на продолжении стены здания примерно на расстоянии двойной его высоты. Выбирают в верхней части стены хорошо различаемую точку В наводят на неё зрительную трубу, которую затем опускают вниз. По вертикальной нити зрительной трубы на миллиметровой линейке берут отсчет, измеряя тем самым отклонение точки В' от исходной точки А на величину ∆Y. Аналогично измеряют отклонение ∆Х в другой вертикальной плоскости и вычисляют общую линейную l и угловую α величины крена по формулам.


Билет 17

Нивелир с компенсатором

1. Наводящий винт зрит. Трубы

2. Лимб

3. Объектив

4. Кремальера

5. Окуляр

6. Зрительная труба

7. Круглый уровень

8. Зеркало

9. Подъемные винты

 

 

Первая поверка

Формулировка условия: Ось круглого уровня должна быть параллельна вертикальной оси прибора.

Порядок производства: С помощью подъемных винтов приводим пузырек круглого уровня в 0-пункт, вращая зрит. трубу наблюдаем за поведением пузырька уровня, определяем направление неисправности круглого уровня

Порядок юстировки: С помощью исправительных винтов круглого уровня приводим пузырек уровня в 0 – пункт на  смещения, а оставшуюся  приводим подъемным винтом и снова проверяем условие.

Вторая поверка

Формулировка условия: Горизонтальный штрих сетки нитей должен быть перпендикулярен вертикальной оси прибора.

Порядок производства: Выбираем точку и по ней наводящим винтом проводим горизонтальным штрихом сетки нитей. Если точка не сошла, то условие выполнено

Порядок юстировки: Исправляется с помощью исправительных винтов в специальных мастерских.

Третья поверка

(основного геометрического уровня нивелиров)

Билет 18

Техническое нивелирование.

Работу на станции выполняют в следующей последовательности.

1. На крайние (связующие) точки А и В нивелируе­мой линии устанавливают рейки, а на равном удалении от них – нивелир. Неравенство плеч на станции недолжно превышать 10м.

2. Нивелир приводят в рабочее положение, наводят трубу на заднюю рейку и берут отсчет по черной ее сто­роне а ч.

3. Наводят трубу на переднюю рейку и берут отсчет сначала по черной, а затем по красной стороне b ч и b к.

4. Наводят трубу на заднюю рейку и берут отсчет по красной стороне а к.

5. Если кроме связующих точек А и В необходимо дополнительно определить высоты точек С 1, С 2,..., С nпромежуточных точек, то заднюю рейку последовательно устанавливают на эти точки и берут отсчеты по черной стороне. При выполнении ответственных работ отсчеты на промежуточных точках производят по обеим сторонам рейки. При использовании уровенных нивели­ров перед каждым отсчетом пузырек приводят в нуль-­пункт.

6. Для контроля вычисляют разность нулей передней Р0п = а ка ч и задней Р0з = b кb ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.188 с.)