Изменения, внесенные в программу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения, внесенные в программу.



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени КГБОУ «Красноярская школа №5» по предмету «Биология».

 Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников.

Основными целями преподавания биологии являются:

1. Овладение основными знаниями по природоведению и биологии, развитие представление об окружающем мире и формирование способности их использовать для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание выгоды и сложности собственного места проживания.

Основными задачами преподавания биологии являются:

1. Овладение знаниями об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье) через деятельностный подход;

2. Формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений, животных и человека, через экскурсии, демонстрации опытов, выполнение практических заданий;

3. Проведение через весь курс экологического воспитания через рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей, бережного отношения к природе;

4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

5.  Формирование навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

6. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Биология как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

В связи с внедрением в программу по биологии национально-регионального компонента учащиеся более глубоко знакомятся с явлениями живой и неживой природы родного Красноярского края.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в так­сономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от зараз­ных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь со­ответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.

 

Класс.

В связи с изменение учебного плана вКГБОУ «Красноярская школа №5» произошло сокращение учебных часов по предмету на 1 час.

Программа будет реализована за счет объединения тем по предметуи сокращения часов на обобщение тем.

 

Ведущие методы обучения.

1. Словесные методы обучения. Источник знаний – слово (систематическое изложение учебного материала учителем или в книге)

· Рассказ учителя

· Объяснение.

· Беседа.

· Работа с учебником.

2. Наглядные методы обучения. Источник знаний – образ (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).

· Самостоятельные наблюдения.

· Метод иллюстраций.

· Метод демонстраций.

3. Практические методы обучения. Источник знаний – действие (выполняемая учащимися деятельность).

· Упражнения.

· Лабораторно-практические работы.

· Опытническая деятельность.

· Учебно-производительный труд.

 

Прогнозируемые результаты.

У выпускников 9 класса должны быть сформированы следующие компетенции.

Социальные компетенции:

· правила поведения в природной среде (в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года в разных климатических условиях – ориентация, безопасность, сбор грибов и ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных)

· умения и опыт деятельности в городе и селе, выращивание комнатных и сельскохозяйственных растений.

· иметь опыт ухода за домашними животными.

· соблюдение норм, культуры поведения в социуме, умение общаться со сверстниками, толерантность.

 Здоровьесберегающие компетенции:

· иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.)

· знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, под градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасным животным, насекомыми;

· иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами самосовершенствования, эмоциональной самоорганизации, самоподдержки и самоконтроля;

· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о своем здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

· владеть элементами половой культуры поведения;

Информационные компетенции:

· уметьориентироваться в информационных потоках, распространяемых по каналам СМИ

· владеть навыками информационных устройств: компьютер, телевизор, телефон, магнитофон и т.д.

 Учебно-познавательные:

· использование наблюдения окружающего мира, умение применять наглядность;

· умение ставить цель, задачи и организовывать их достижение, умение выступать устно и письменно.

 Коммуникативные:

· овладение средствами устного общения (беседа, рассказ, диалог). Участие в выставках – презентационная деятельность.

Рефлексивные:

· умение оценивать свои образовательные достижения, контролировать свое поведение на занятиях.

Класс.

Экскурсии – 1.

Обобщающих уроков -2

Итоговый урок -2

Практических работ -9

Контрольных работ -4

 

 

Класс.

Экскурсии – 4.

Лабораторных работ – 6

Практических работ -6

Обобщающих уроков -4

Контрольных работ -4

Итоговый урок -1

 

Класс.

Экскурсии – 4.

Обобщающих уроков – 5

Лабораторных работ -8

Контрольных работ – 4

 

Класс.

Лабораторных работ – 3.

Практических работ - 9

Обобщающих уроков – 6

Контрольных работ -4

Мониторинг

 

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Класс

(1 ч в неделю)

Природа (3час)

Живая и неживая природа. Явления природы. Тела и вещества. Превращение веществ.

Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода (6 час)

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Способность воды растворять некоторые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Три состоя­ния воды. Переход воды из одного состояния в другое. Температура и ее измерение. Работа воды в природе Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

Растворение соли, сахара, мела, глины в воде.

Очистка мутной воды.

Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух (8час)

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Теплый и холодный воздух. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.

Движение воздуха: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Ветер. Работа ветра в природе

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. Охрана воздуха.

 

Демонстрация опытов:

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

Объем воздуха в какой-либо емкости.

Упругость воздуха.

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (9 час)

Полезные ископаемые и их значение. Размещение по территории края.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Расположение и использование горючих полезных ископаемых на территории Красноярского края.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Расположение и использование угля на территории Красноярского края.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Расположение и использование нефти на территории Красноярского края.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Расположение и использование природного газа на территории Красноярского края.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. НРК

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.) НРК

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии в краеведческий музей, музей геологии Красноярского края.

Почва (8 час)

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.

Свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Основное свойство почвы — плодородие.

Почвы Родного края. НРК. Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. НРК

Демонстрация опытов:

Выделение воздуха и воды из почвы.

Обнаружение в почве песка и глины.

Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

 

 

РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ

Класс

 (2 ч в неделю)

Введение

Многообразие растений. Значение растений и их охрана. (2 час)

Лабораторные работы.

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Строение семени фасоли.

Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

Условия, необходимые для прорастания семян.

Испарение воды листьями.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грун­та (хлорофитум, лилия, тюльпан.

Лабораторная работа. Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох. Бобы. Кле­вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо­вая земляника.

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.

Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторные работы.

Строение луковицы

Строение клубня картофеля.

ЖИВОТНЫЕ

Класс

(2 ч в неделю)

Введение (2 час)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Черви (3час)

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые (12 час)

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.

Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Многообразие насекомых родного края.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). (1 час)

Рыбы(3час)

 Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. (4 час) Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля­гушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. (3 час) Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. (12 час) Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие. (18 час)

Млекопитающие, или звери.Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. (1 часа) Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некото­рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро­странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: Общие признаки, распространение и значение. Охрана морских зверей. Тюлень, морж, морской котик.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Отличительные особенности. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

Кабан (дикая свинья). Особенностивнешнего строения, местообитания, питание, размножение.

Лось Особенности внешнего строения, местообитания, питание, размножение.

Значение в жизни человека.

Корова Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна­чение северного оленя в народном хозяйстве.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм­ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обезьяны. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, размножение, питание, разнообразие обезьян, значение и охрана.

Обобщающее занятие (4 час) по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз­личия. Охрана насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Позвоночные животные родного края.

Экскурсии

Экскурсии в зоомагазин, зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа Уход за животными в живом уголке класса (аквариум)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащихся должны знать:

основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

 

ЧЕЛОВЕК

Класс

(2 ч в неделю)

Введение (2 час)

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Практическая работа

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, ушибах и переломах костей.

Лабораторные работы

Микроскопическое строение крови.

Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Практическая работа

Первая помощь при кровотечении.

Дыхательная система (7 час)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Практическая работа

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

 

Кожа (4 час)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Практическая работа.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

 

Нервная система (3 час)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

 

Органы чувств (3 час)

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация моделей глазного яблока и уха.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени КГБОУ «Красноярская школа №5» по предмету «Биология».

 Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников.

Основными целями преподавания биологии являются:

1. Овладение основными знаниями по природоведению и биологии, развитие представление об окружающем мире и формирование способности их использовать для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание выгоды и сложности собственного места проживания.

Основными задачами преподавания биологии являются:

1. Овладение знаниями об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье) через деятельностный подход;

2. Формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений, животных и человека, через экскурсии, демонстрации опытов, выполнение практических заданий;

3. Проведение через весь курс экологического воспитания через рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей, бережного отношения к природе;

4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

5.  Формирование навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

6. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Биология как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

В связи с внедрением в программу по биологии национально-регионального компонента учащиеся более глубоко знакомятся с явлениями живой и неживой природы родного Красноярского края.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в так­сономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от зараз­ных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь со­ответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.

 

Изменения, внесенные в программу.

Класс.

В связи с изменение учебного плана вКГБОУ «Красноярская школа №5» произошло сокращение учебных часов по предмету на 1 час.

Программа будет реализована за счет объединения тем по предметуи сокращения часов на обобщение тем.

 

Ведущие методы обучения.

1. Словесные методы обучения. Источник знаний – слово (систематическое изложение учебного материала учителем или в книге)

· Рассказ учителя

· Объяснение.

· Беседа.

· Работа с учебником.

2. Наглядные методы обучения. Источник знаний – образ (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).

· Самостоятельные наблюдения.

· Метод иллюстраций.

· Метод демонстраций.

3. Практические методы обучения. Источник знаний – действие (выполняемая учащимися деятельность).

· Упражнения.

· Лабораторно-практические работы.

· Опытническая деятельность.

· Учебно-производительный труд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.213 с.)