Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения, внесенные в программу.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени КГБОУ «Красноярская школа №5» по предмету «Биология». Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников. Основными целями преподавания биологии являются: 1. Овладение основными знаниями по природоведению и биологии, развитие представление об окружающем мире и формирование способности их использовать для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание выгоды и сложности собственного места проживания. Основными задачами преподавания биологии являются: 1. Овладение знаниями об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье) через деятельностный подход; 2. Формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений, животных и человека, через экскурсии, демонстрации опытов, выполнение практических заданий; 3. Проведение через весь курс экологического воспитания через рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей, бережного отношения к природе; 4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы; 5. Формирование навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. 6. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Биология как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
В связи с внедрением в программу по биологии национально-регионального компонента учащиеся более глубоко знакомятся с явлениями живой и неживой природы родного Красноярского края. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий. В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.
Класс. В связи с изменение учебного плана вКГБОУ «Красноярская школа №5» произошло сокращение учебных часов по предмету на 1 час. Программа будет реализована за счет объединения тем по предметуи сокращения часов на обобщение тем.
Ведущие методы обучения. 1. Словесные методы обучения. Источник знаний – слово (систематическое изложение учебного материала учителем или в книге) · Рассказ учителя · Объяснение. · Беседа. · Работа с учебником. 2. Наглядные методы обучения. Источник знаний – образ (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). · Самостоятельные наблюдения. · Метод иллюстраций. · Метод демонстраций. 3. Практические методы обучения. Источник знаний – действие (выполняемая учащимися деятельность). · Упражнения. · Лабораторно-практические работы. · Опытническая деятельность. · Учебно-производительный труд.
Прогнозируемые результаты. У выпускников 9 класса должны быть сформированы следующие компетенции. Социальные компетенции: · правила поведения в природной среде (в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года в разных климатических условиях – ориентация, безопасность, сбор грибов и ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных) · умения и опыт деятельности в городе и селе, выращивание комнатных и сельскохозяйственных растений. · иметь опыт ухода за домашними животными. · соблюдение норм, культуры поведения в социуме, умение общаться со сверстниками, толерантность. Здоровьесберегающие компетенции: · иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.) · знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, под градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасным животным, насекомыми; · иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами самосовершенствования, эмоциональной самоорганизации, самоподдержки и самоконтроля; · знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о своем здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; · владеть элементами половой культуры поведения; Информационные компетенции: · уметьориентироваться в информационных потоках, распространяемых по каналам СМИ · владеть навыками информационных устройств: компьютер, телевизор, телефон, магнитофон и т.д.
Учебно-познавательные: · использование наблюдения окружающего мира, умение применять наглядность; · умение ставить цель, задачи и организовывать их достижение, умение выступать устно и письменно. Коммуникативные: · овладение средствами устного общения (беседа, рассказ, диалог). Участие в выставках – презентационная деятельность. Рефлексивные: · умение оценивать свои образовательные достижения, контролировать свое поведение на занятиях. Класс. Экскурсии – 1. Обобщающих уроков -2 Итоговый урок -2 Практических работ -9 Контрольных работ -4
Класс. Экскурсии – 4. Лабораторных работ – 6 Практических работ -6 Обобщающих уроков -4 Контрольных работ -4 Итоговый урок -1
Класс. Экскурсии – 4. Обобщающих уроков – 5 Лабораторных работ -8 Контрольных работ – 4
Класс. Лабораторных работ – 3. Практических работ - 9 Обобщающих уроков – 6 Контрольных работ -4 Мониторинг
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Класс (1 ч в неделю) Природа (3час) Живая и неживая природа. Явления природы. Тела и вещества. Превращение веществ. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Вода (6 час) Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Способность воды растворять некоторые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое. Температура и ее измерение. Работа воды в природе Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Демонстрация опытов: Растворение соли, сахара, мела, глины в воде. Очистка мутной воды. Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Воздух (8час) Воздух вокруг нас. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Теплый и холодный воздух. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Движение воздуха: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Ветер. Работа ветра в природе Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. Охрана воздуха.
Демонстрация опытов: Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Объем воздуха в какой-либо емкости. Упругость воздуха. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. Полезные ископаемые (9 час) Полезные ископаемые и их значение. Размещение по территории края. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Расположение и использование горючих полезных ископаемых на территории Красноярского края. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Расположение и использование угля на территории Красноярского края. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Расположение и использование нефти на территории Красноярского края. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Расположение и использование природного газа на территории Красноярского края. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. НРК Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.) НРК Демонстрация опытов: 1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Экскурсии в краеведческий музей, музей геологии Красноярского края. Почва (8 час) Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Основное свойство почвы — плодородие. Почвы Родного края. НРК. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. НРК
Демонстрация опытов: Выделение воздуха и воды из почвы. Обнаружение в почве песка и глины. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ Класс (2 ч в неделю) Введение Многообразие растений. Значение растений и их охрана. (2 час) Лабораторные работы. Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени фасоли. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина. Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов: Условия, необходимые для прорастания семян. Испарение воды листьями. Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан. Лабораторная работа. Строение луковицы. Двудольные растения Пасленовые. Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые. Горох. Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком. Лабораторные работы. Строение луковицы Строение клубня картофеля. ЖИВОТНЫЕ Класс (2 ч в неделю) Введение (2 час) Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. Черви (3час) Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. Насекомые (12 час) Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Многообразие насекомых родного края. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). (1 час) Рыбы(3час) Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах. Земноводные. (4 час) Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. Пресмыкающиеся. (3 час) Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Птицы. (12 час) Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму. Млекопитающие. (18 час) Млекопитающие, или звери.Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. (1 часа) Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Ластоногие морские животные: Общие признаки, распространение и значение. Охрана морских зверей. Тюлень, морж, морской котик. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Отличительные особенности. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень. Кабан (дикая свинья). Особенностивнешнего строения, местообитания, питание, размножение. Лось Особенности внешнего строения, местообитания, питание, размножение. Значение в жизни человека. Корова Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Обезьяны. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, размножение, питание, разнообразие обезьян, значение и охрана. Обобщающее занятие (4 час) по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Позвоночные животные родного края. Экскурсии Экскурсии в зоомагазин, зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа Уход за животными в живом уголке класса (аквариум) Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащихся должны знать: основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных; проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
ЧЕЛОВЕК Класс (2 ч в неделю) Введение (2 час) Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных). Практическая работа Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, ушибах и переломах костей. Лабораторные работы Микроскопическое строение крови. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег). Практическая работа Первая помощь при кровотечении. Дыхательная система (7 час) Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе. Практическая работа Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.
Кожа (4 час) Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. Практическая работа. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система (3 час) Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств (3 час) Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация моделей глазного яблока и уха.
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени КГБОУ «Красноярская школа №5» по предмету «Биология». Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников. Основными целями преподавания биологии являются: 1. Овладение основными знаниями по природоведению и биологии, развитие представление об окружающем мире и формирование способности их использовать для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание выгоды и сложности собственного места проживания. Основными задачами преподавания биологии являются: 1. Овладение знаниями об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье) через деятельностный подход; 2. Формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений, животных и человека, через экскурсии, демонстрации опытов, выполнение практических заданий; 3. Проведение через весь курс экологического воспитания через рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей, бережного отношения к природе; 4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы; 5. Формирование навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. 6. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Биология как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. В связи с внедрением в программу по биологии национально-регионального компонента учащиеся более глубоко знакомятся с явлениями живой и неживой природы родного Красноярского края. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий. В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.
Изменения, внесенные в программу. Класс. В связи с изменение учебного плана вКГБОУ «Красноярская школа №5» произошло сокращение учебных часов по предмету на 1 час. Программа будет реализована за счет объединения тем по предметуи сокращения часов на обобщение тем.
Ведущие методы обучения. 1. Словесные методы обучения. Источник знаний – слово (систематическое изложение учебного материала учителем или в книге) · Рассказ учителя · Объяснение. · Беседа. · Работа с учебником. 2. Наглядные методы обучения. Источник знаний – образ (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). · Самостоятельные наблюдения. · Метод иллюстраций. · Метод демонстраций. 3. Практические методы обучения. Источник знаний – действие (выполняемая учащимися деятельность). · Упражнения. · Лабораторно-практические работы. · Опытническая деятельность. · Учебно-производительный труд.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.213 с.) |