Современные экологические проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные экологические проблемы



Взаимосвязь экологических проблем с социально-экономическим развитием

Социально-экономическое развитие общества, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.

 Богатства природы, ее способность поддержать развитие общества и возможности самовосстановление не безграничны. Возросшая роль и мощь экономики стали разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предположила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

 Интенсивное социально-экономическое развитие общества привело к беспрецедентной антропогенной нагрузке на природную среду и обострению экологической напряженности не только локальном, региональном, национальном, но и глобальном уровнях.

Проблемы деградации окружающей среды в результате хозяйственной деятельности (загрязнения атмосферы и водных источников, эрозия почв, обезлесивание, накопление промышленных и бытовых отходов, потепление климата, угроза озоновому слою стратосферы др.) начали перемещаться из сферы обеспокоенности ученых и общественности на уровень обсуждения и принятия решений высшими государственными структурами.

Устойчивое развитие предполагает создание такой социально-экономической системы, которая обеспечила бы на долгосрочной основе не только высокий уровень ее качества, то есть рост реальных доходов, образовательного уровня, улучшение здравоохранения и т. д.

Экологические проблемы заняли прочное место в государственной политике большинства стран мира, стали объектом серьезных научных исследований и разработок.

 Во многих странах мира созданы управляющие структуры по охране окружающей среды, заключено множество международных конвенций по охране природы, разработаны сотни различных проектов по защите воздуха, воды и почв от загрязнения, сохранению озонового слоя земной атмосферы, спасению лесов, борьбы с опустыниванием, охране здоровья людей.

Однако результаты всех этих действий ничтожно малы. Они ограничиваются лишь тем, что в некоторых экономически развитых и богатых странах удалось несколько снизить экологическую напряженность на локальном уровне, однако на региональном уровне или тем более национальном таких успехов пока нет нигде.

Стало очевидным, что экологические проблемы по своей сути значительно сложнее, чем представлялось раньше. Они не только технико-технологические, сколько социальные. Необходимы радикальные изменения в образе мышления людей, структуре сложившихся потребностей.

 

 

Макрорегиональная дифференциация экологических проблем по структуре, причинам и последствиям

Экологические проблемы – негативное изменение свойств ландшафтов, вызывающее ухудшение условий жизни и здоровья населения, истощение или потерю природных ресурсов, нарушение генофонда (Кочуров)

По характеру последствий

а) антропо-экологические (изменения в состоянии здоровья человека в результате ухудшения экологической ситуации),

б) ресурсно-хозяйственные (истощение природных ресурсов, например:минеральных, как следствие – изменение отраслевой структуры хозяйства региона, страны; понижение продуктивности земель,

в) природно-ландшафтные (изменение состояния ландшафта –формирование антропогенного ландшафта, в котором скорость процесса самоочищения природных компонентов замедляется, как следствие скорость выноса загрязняющих веществ, что влияет на экономическую эффективность природоохранных мероприятий.

 

Парниковые газы

Парниковые газы вырабатываются естественным образом и играют важную роль в выживании людей и других живых существ, удерживая часть солнечного тепла и делая нашу планету пригодной для жизни. Полтора столетия индустриализации, а также сплошная вырубка лесов и применение определенных методов ведения сельского хозяйства привели к увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу. Вместе с ростом численности населения и развитием экономики стран увеличиваются объемы их выбросов парниковых газов. Ниже приводится ряд научно установленных закономерностей:

· средняя глобальная температура непосредственно зависит от концентрации парниковых газов в атмосфере Земли;

· с начала индустриальной эпохи концентрация парниковых газов постоянно увеличивается, и вместе с ней растет среднемировая температура;

· одним из основных парниковых газов в атмосфере Земли является углекислый газ — продукт сжигания ископаемого топлива.

Пятый оценочный доклад

В докладе представлена всеобъемлющая оценка повышения уровня моря и его причин на протяжении последних нескольких десятилетий. Также приводится оценка совокупных выбросов CO2 начиная с доиндустриального периода, и устанавливается допустимый объем выбросов в будущем, позволяющий удержать процесс потепления на уровне менее 2 °C. Около половины этого максимально допустимого объема уже было выброшено в атмосферу к 2011 году. Благодаря докладу МГЭИК мы располагаем следующей информацией:

· В период 1880–2012 годов средняя глобальная температура повысилась на 0,85 °C.

· Произошло потепление океанов, сократился объем льда и снега и повысился уровень моря. В период 1901–2010 годов среднемировой уровень моря повысился на 19 см. в результате потепления, которое привело к таянию льдов. Начиная с 1979 года объем ледового покрова в Арктическом океане сокращался в каждом десятилетии на 0,45–0,51 млн кв. км.

· С учетом существующей концентрации парниковых газов и их продолжающихся выбросов весьма вероятно, что к концу этого столетия средняя глобальная температура повысится на 1-2 °C по сравнению с уровнем 1990 года и на 1,5–2,5 °C по сравнению с доиндустриальной эпохой. Продолжится потепление океанов и таяние льдов. По оценкам, к 2065 году среднемировой уровень моря повысится на 24–30 см., а к 2100 году — на 40–63 см. по сравнению с уровнем 1986–2005 годов. Большинство последствий изменения климата будет сохраняться на протяжении несколько столетий, даже если выбросы парниковых газов полностью прекратятся.

Существуют тревожные свидетельства того, что превышение пороговых показателей, ведущее к необратимым изменениям в экосистемах и климатической системе нашей планеты, уже произошло. В результате потепления и засух ситуация в таких экосистемах, как тропические леса Амазонии и арктическая тундра, достигает своей критической точки. Пугающими темпами сокращается объем горных ледников, и многие поколения в будущем столкнутся с такими последствиями этого явления, как сокращение запасов питьевой воды в засушливые месяцы.

Глобальное потепление на 1,5 °C

В октябре 2018 года МГЭИК опубликовала Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C. В докладе освещается ряд последствий изменения климата, которых можно было бы избежать, ограничив глобальное потепление 1,5 °C по сравнению с 2 °C, или более того.

Например, к 2100 году глобальное повышение уровня моря будет на 10 см ниже при глобальном потеплении на 1,5 °C по сравнению с 2 °C. Правдоподобно, что при глобальном потеплении на 1,5 °C Северный Ледовитый океан был бы свободен летом от морского льда один раз в столетие, а в случае потепления на 2 °C — один раз в десятилетие. Количество коралловых рифов сократится на 70—90 процентов при глобальном потеплении на 1,5 °C, тогда как практически все они (> 99 процентов) будут утрачены при потеплении на 2 °C.

В докладе делается вывод о том, что ограничение глобального потепления 1,5 °C потребует «быстрых и далеко идущих» переходных процессов, касающихся земельных, энергетических, промышленных систем, а также зданий, транспорта и городов. Глобальные выбросы двуокиси углерода (CO2), вызванные деятельностью человека, необходимо будет сократить к 2030 году почти на 45 % по сравнению с уровнями 2010 года, достигнув «чистого нуля» приблизительно к 2050 году. Это означает, что все остающиеся выбросы должны быть сбалансированы за счет удаления CO2 из воздуха.

Нормативно-правовые документы ООН

Киотский протокол

В 1995 году страны начали переговоры в целях укрепления глобальных мер реагирования на изменение климата. Два года спустя был принят Киотский протокол. Данный документ обязывает развитые страны — стороны Протокола сокращать выбросы парниковых газов. Первый период выполнения обязательств начался в 2008 году и закончился в 2012 году. Второй период начался 1 января 2013 года и закончится в 2020 году. Участниками Киотского протокола являются 192 государства.

Парижское соглашение

На 21‑й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата было заключено историческое соглашение по борьбе с изменением климата и активизации деятельности, необходимой для обеспечения устойчивого низкоуглеродного развития. Парижское соглашение опирается на мандат Конвенции и впервые в истории объединяет все народы, с тем чтобы предпринять решительные шаги по борьбе с изменением климата и смягчению его последствий и оказать в этом помощь развивающимся странам. Главная цель Парижского соглашения заключается в укреплении глобальных мер по борьбе с изменением климата, с тем чтобы удержать повышение глобальной температуры в этом веке в пределах 2 °C и попытаться даже снизить этот показатель до 1,5 °C.

Парижское соглашение было подписано в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке 22 апреля 2016 года, в Международный день Матери-Земли, главами 175 государств. Это стало рекордным количеством стран, подписавших международное соглашение в один день.

Последствия потери:

1) Экономические потери из-за снижения биоразнообразия

Самой большой проблемой является экономический вопрос. Если экосистемы нарушатся, то есть исчезнут многие виды живых организмов, то некоторые функции, которые сегодня природа может выполнять самостоятельно, человеку придется взять на себя, в том числе опыление, орошение, утилизация отходов. Для этого понадобятся огромные финансовые средства, которые будут исчисляться в триллионах.

2) Снижение безопасности продуктов питания

Исчезновение видов может происходить не только вследствие вырубки лесов или из-за браконьерства. Введение новых видов также повышает конкуренцию среди местных видов и часто приводит к тому, что местные животные начинают просто исчезать. В большинстве стран мира это происходит на фермах, куда привозят чужеземный скот, который вытесняет местный. В результате, поголовье скота в мире теряет разнообразие, что грозит тем, что животные становятся более чувствительны к заболеваниям, засухе и изменениям климата.

3) Повышение количества болезней

Снижение биоразнообразия имеет два серьезных влияния на здоровье человека и распространение болезней. Во-первых, увеличивается число болезней, которые переносят животные одной популяции. Исследования показали, что виды, которые лучше всего адаптируется к выживанию в определенной выделенной местности, являются и самими опасными переносчиками патогенов. Если места обирания разделяются и уменьшаются в размерах, эти животные становятся более распространенными и вытесняют тех животных, которые не переносят болезни. В то же время фрагментация мест обитания заставляет человека чаще и ближе сталкиваться с этими болезнями, которые переносятся живыми организмами.

4) Более непредсказуемая погода

Если для вас предсказания погоды могут всего лишь посоветовать вам взять зонт или нет, то людям, живущим на побережье, или фермерам информация о будущих погодных условиях крайне необходима. Непредсказуемая или экстремальная погода, или погода, которая не соответствует историческим нормам - огромная проблема, которая приводит к засухе, уничтожению урожаев и миграции населения. Исчезновение видов и вытеснение их инвазивными видами, как показывают исследования, приводят к непредсказуемым погодным условиям.

5) Потеря средств к существованию

Для рыбаков и фермеров биоразнообразие, а также здоровье экосистем, в значительной степени помогают выжить. Например, если океанические экосистемы разрушаются, это лишает средств к существованию целых сообществ, которые живут за счет вылова рыбы и морепродуктов. Если причинами исчезновения видов являются загрязнение, чрезмерный отлов рыбы, окисление океана или комбинация этих факторов, человек является главным виновником того, что экосистемы, которые его окружают, начинают исчезать.

С утилитарной точки зрения элементы биоразнообразия являются ресурсами, которые уже сегодня представляют реальную пользу для человека или могут оказаться полезными в будущем. Биоразнообразие как таковое приносит как экономическую, так и научную пользу (например, в поисках новых лекарственных препаратов или способов лечения).

Выбор в пользу сохранения биоразнообразия – это этический выбор. Человечество в целом – это часть экологической системы планеты, и потому оно должно бережно относится к биосфере (в сущности мы все зависим от ее благополучия).

Значимость биоразнообразия можно также характеризовать в эстетическом, сущностном и этическом плане. Природа прославляется и воспевается художниками, поэтами и музыкантами всего мира; для человека природа является вечной и непреходящей ценностью.

10 следующих принципов могут служить руководством для отдельных людей и организаций, участвующих в Глобальной стратегии биоразнообразия.

1. Все живые существа уникальны и важны для человечества.

2. Сохранение биоразнообразия – это сохранение ресурсов, которые важны и выгодны как в локальном и национальном, так и в глобальном общечеловеческом масштабе.

3. Расходы, которые необходимы для сохранения биоразнообразия, доходы и прибыль, которые дает или даст в будущем эта деятельность, должны распределятся более равномерно между разными нациями и между людьми внутри отдельных стран.

4. Как часть еще более масштабной деятельности по достижению устойчивого развития человечества сохранение биоразнообразия требует фундаментального изменения в подходах, структуре и в практике развития экономики во всем мире.

5. Увеличение финансирования деятельности по сохранению биоразнообразия само по себе не замедлит темпов исчезновения видов, биотопов и ландшафтов. Необходима специальная политика государств и целый комплекс реформ (в законодательстве, структуре природоохранной деятельности и т. д.), которые создадут условия, при которых увеличение расходов на сохранение биоразнообразия действительно будет эффективным.

6. Приоритеты в области сохранения биоразнообразия различаются на разных уровнях. То есть, местные или локальные, приоритеты могут не совпадать с общенациональными или глобальными, однако местные приоритеты не менее важны и существенны, чем глобальные. Работа по сохранению биоразнообразия в рамках всего человечества не может быть ограничена охраной лишь нескольких особо богатых видами экосистем (таких, например, как тропические леса или коралловые рифы).

7. Сохранение биоразнообразия в перспективе может быть устойчивым процессом только в том случае, если обеспокоенность общества и его убежденность в необходимости действий в этом направлении будут постоянно возрастать. Очень важно, чтобы политики и чиновники имели необходимую информацию, на основе которой они могли бы делать обоснованный выбор и предпринимать соответствующие действия.

8. Действия по сохранению биоразнообразия должны планироваться и претворяться в жизнь на основе экологических и социальных приоритетов в равной степени. Это означает, что в фокусе этой деятельности должны быть не только охраняемые природные территории (например, заповедники, местообитания тех или иных редких видов и др.), но и местности, где люди живут и работают.

9. Культурное разнообразие тесно связано с разнообразием природным. Представления человечества о разнообразии природы, его значении и использовании основываются на культурном разнообразии народов и наоборот, действия по сохранению биологического разнообразия часто усиливают культурную интеграцию и повышают ее значимость.

10. Увеличение участия общественности, уважение к основным правам человека, облегчение доступа людей к образованию и информации, усиление подотчетности политиков, министерств и ведомств перед обществом в их деятельности – вот важнейшие условия, при которых возможна успешная деятельность по сохранению биоразнообразия.

Задачи в сфере охраны биоразнообразия

Экономическая – включение биоразнообразия в макроэкономические показатели страны; потенциальные экономические доходы от биоразнообразия, в их числе: прямые (медицина и сырье и материалы для селекции и фармации и т. д.), и косвенные (экотуризм), а также издержки – восстановление разрушенного биоразнообразия.

Управленческая – создание партнерства путем вовлечения в совместную деятельность государственных и коммерческих организаций, армии и флота, негосударственных организаций, местного населения и всей общественности.

Юридическая – включение терминов и понятий, связанных с биоразнообразием, во все соответсвующие законодательные нормы, создание правовой поддержки сохранения биоразнообразия.

Научная - формализация процедур принятия решений, поиск индикаторов биоразнообразия, составление кадастров биоразнообразия, организация мониторинга.

Возможные меры:

- прямое регулирование, когда государство создает соответствующую правовую и нормативную среду, а также институциональные структуры (организации, ведомственные подразделения), ответственные за сохранение биоразнообразия и координацию своей деятельности с другими ведомствами (экономики, сельского и лесного хозяйства и т.д.);

- экономическое стимулирование сохранения биоразнообразия и его устойчивого использования.

Кратко.

Зеленый рост (green economic growth) — новое понимание экономического роста, более широкое, чем общепринятое, в основу которого принят рост ВВП. В частности, предлагается учитывать  сопутствующий экономическому росту ущерб, наносимый им окружающей среде, и другие аналогичные потери национального богатства (см. об этом подробнее в статье Национальное богатство). В июне 2009 г. министры 34 стран подписали Декларацию зеленого роста, заявив, что они будут “укреплять прилагаемые ими усилия для внедрения стратегий зеленого роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами. Стратегия зеленого роста должна объединять экономические, экологические, социальные, технологические аспекты развития, а также аспекты международной помощи для целей развития.

Краткое содержание Декларации таково:

Нам нужен зеленый рост, поскольку по мере того, как рост продолжает разрушать природный капитал, повышаются риски для развития. Если эту тенденцию не обуздать, то она может привести к усугублению нехватки воды и других ресурсов, большему загрязнению, изменениям климата и безвозвратной утрате биоразнообразия.

Такое давление может подорвать будущие перспективы роста, по крайней мере, по двум причинам.

 Во-первых, замещение природного капитала физическим обходится все дороже. Например, когда запасы воды оскудеют или станут более загрязненными, нужна будет более дорогая инфраструктура для подачи и очищения воды.

 Во-вторых, изменения не всегда протекают по ровной предсказуемой траектории. Например, запасы некоторых видов рыб внезапно исчезли после долголетнего довольно медленного сокращения их поголовья.

Если мы хотим сохранить прогресс в уровне жизни, достигнутый за последние пятьдесят лет, мы должны найти новые способы производства и потребления и даже переосмыслить наше представление о прогрессе и том, как его измерять.

Не кратко.

Концепция «Зеленый рост», впервые презентованная в 2005 г. в г. Сеуле на 5-ой Конференции Министров охраны окружающей среды Азиатско-Тихоокеанского региона, является одним из подходов, обеспечивающих баланс эколого-экономического развития.

Концепция «Зеленый рост» основывается на использовании четырёх принципов:

· принцип эко-эффективности, предполагающий максимизацию полезных свойств товаров и услуг при одновременной минимизации воздействия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукции;

· принцип ресурсосбережения предполагает принятие управленческих решений с учетом необходимости сохранения природных ресурсов;

· принцип единства предполагает согласованность действий всех субъектов национальной экономики, участвующих в процессе развития;

· принцип межсекторальности означает вовлеченность представителей различных секторов общества в процесс принятия решений.

 Использование названных принципов позволяет заключить, что концепция «Зеленый рост» выступает в качестве первой стадии перехода к устойчивому развитию как на страновом, так и глобальном уровнях.

Согласно Концепции «Зеленый рост» названные принципы интегрируются в процесс стратегического планирования развития национальных экономик с помощью следующих механизмов:

· реформирование системы бюджетных отношений посредством введения экологических налогов;

· внедрение моделей устойчивого производства и потребления;

· развитие «зеленого бизнеса»;

· формирование устойчивой инфраструктуры.

Реализация первого механизма - реформирование системы бюджетных отношений посредством введения экологических налогов- позволяет перенести налоговую нагрузку с традиционных видов деятельности на производства, загрязняющие окружающую среду. Эта мера, затрагивающая интересы всех участников экономических отношений от потребителей до общественных институтов, позволит минимизировать нагрузку на окружающую среду и в тоже время обеспечивать экономический рост в параметрах, предусмотренных стратегическим планом.

Основное предназначение внедрения эко-налогов - перераспределение налогового бремени с социально-значимой деятельности (например, занятости населения) на деятельность, наносящий вред окружающей среде. Кроме того, перераспределение бюджетных средств на увеличение инвестиций в развитие экологически безопасных видов деятельности, например, в улучшение транспортной инфраструктуры и развитие общественного транспорта для снижения загрязнения воздушного бассейна крупных городов, также является одной из мер по реформированию налоговой системы. Цель состоит не в том, чтобы увеличить налоговое бремя, а в принятии эффективных и действенных мер защиты окружающей среды и сохранении природного капитала для будущих поколений.

Эко-налоги являются наиболее действенным инструментом создания эффективной, социально- и эколого-ориентированной фискальной системы, главные принципы которой заключаются в интернализации издержек производства и равномерном распределении доходов. Таким образом, внедрение эко-налогов не увеличивает общее налоговое бремя, а способствует его перераспределению внутри общества и в то же время позволяет снизить экологический ущерб природе.

Следующим механизмом внедрения принципов «зеленого роста» является формирование моделей устойчивого производства и потребления. Как известно, методы производства и потребления являются основными двигателями экономики любого типа и, соответственно, фактически определяют качество экономического роста. Разработка регулирующих рамок и стандартов, повышение цен на сырьевые материалы, могут обусловить заинтересованность производителей в более чистом, экологически устойчивом процессе производства.

Это направление «зеленого роста» включает в себя такие инструменты, как экологически чистые государственные закупки; оценку жизненного цикла товаров и управление, основанное на спросе, учитывающем тенденции устойчивого потребления; стимулирование устойчивого использования ресурсов и повышения интереса к чистому производству посредством повторного использования и утилизации отходов.

С этим механизмом «зеленого роста» тесно связано развитие «зеленого бизнеса», который ориентирован на устойчивое использования возобновляемых природных ресурсов, выпуск экологически чистой продукции, использования малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Как правило, компании, реализующие политику «зеленого бизнеса» имеют положительный имидж на мировых рынках, их продукция отличается высокой инновационностью и, соответственно, конкурентоспособностью.

Развитию зеленого бизнеса способствуют также различные формы государственно-частного партнерства, в т.ч. экологического партнерства, которые в настоящее время стремительно развиваются и находят поддержку у частных и общественных институтов таких, как банки, страховые компании и др. Данная инициатива правительств находит поддержку у населения, поскольку способствует не только снижению бедности, но и защите окружающей среды.

В странах АТР бизнес-устойчивые стратегии развиваются, главным образом, благодаря давлению со стороны правительств, необходимости соответствовать корпоративным интересам и возрастающей потребности населения, включая потребителей, неправительственные организации и пр., в информации о деятельности компаний.

Таким образом, ведение «зеленого бизнеса» - это успешная рыночная стратегия, позволяющая представителям бизнеса повышать свою конкурентоспособность. Развитие «зеленого бизнеса» достигается путем предоставления налоговых льгот, смягчения административных барьеров для стимулирования предпринимателей к внедрению экологически чистых технологий в производство и выпуска экологически безопасной продукции.

Практически все коммерческие и некоммерческие организации, в том числе государственные компании сталкиваются со схожими проблемами в применении политики «зеленого бизнеса», которые могут быть представлены, как

· распределение капитала между краткосрочным получением прибыли и долгосрочными инвестициями в развитие;

· неверное представление предпринимателей, включая держателей акций и управляющих, что «зеленые стратегии» являются решающими, но не для настоящего, а будущих поколений;

· развитие стратегий устойчивости, включая мониторинг;

· создание системы управления, которая позволяет увеличивать доходность компании быстрее, чем будут расти издержки на зелёное развитие бизнеса и аудиторские услуги.

В целом, «зеленый бизнес» и устойчивое потребление являются основополагающими элементами в повышении благосостояния населения и защиты окружающей среды.

Немаловажным инструментом «зеленого роста» является формирование устойчивой производственной и социальной инфраструктуры, позволяющей рационально использовать природные ресурсы для того, чтобы будущие поколения не испытывали недостатка в данном ресурсе. Так, процессы урбанизации не всегда сопровождаются развитием эффективной инфраструктуры, в то время как инвестиции в устойчивую инфраструктуру могут обеспечить сохранение природной среды и, как следствие, устойчивое развитие экономики.

Мировой опыт свидетельствует, что эколого-ориентированное строительство зданий позволяет снизить затраты энергетических и водных ресурсов более чем на 30 % за весь период функционирования данного объекта. Несмотря на это, при проектировании зданий и транспортной инфраструктуры не учитываются потенциальные преимущества использования принципов эко-эффективности. Вместе с тем, затраты на создание устойчивой инфраструктуры позволят повысить стратегическую конкурентоспособность страны в целом, сохраняя окружающую среду, здоровье населения и природные минерально-сырьевые ресурсы.

Формирование устойчивой инфраструктуры позволяет минимизировать использование природных ресурсов, включая энергетические, и сбережением ресурсов обеспечить долгосрочный экономический рост; решать экологические проблемы, связанные с производством и предоставлением услуг инфраструктурных секторов экономики; сохранять локальные экосистемы, смягчать антропогенное влияние на изменение климата и истощение озонового слоя; способствовать производству экономически полезных товаров и услуг.

Таким образом, основной задачей внедрения политики «зеленого роста» является подготовка национальной экономики к переходу на траекторию устойчивого развития, достижение которого требует в современных условиях незамедлительного отказа от экстенсивного использования природных ресурсов и поиска более прогрессивных и инновационных моделей хозяйствования.

Итоги

В конце 2015 года ООН подвела итоги программы развития. Согласно опубликованному отчёту удалось добиться значительных успехов и многие поставленные цели были выполнены.

Повестка дня на XXI век

Повестка дня на XXI век — это программа действий, принятая Организацией Объединённых Наций с целью устойчивого развития в XXI веке. Данная программа была принята на основе согласия, достигнутого на конференции ООН Саммит Земли в Рио-де-Жанейро представителями 179 государств. Эта программа всемирного сотрудничества направлена на достижение двух целей — высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

В программе «Повестка дня на XXI век» поясняется, что основными силами для перемен в окружающей среде являются население, потребление ресурсов и использовании новых технологий. В документе излагается план действия для сокращения неэффективного и расточительного потребления ресурсов в разных частях мира, при одновременном ускоренном и устойчивом развитии.

«Повестка дня на XXI век» была принята на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 3—14 июня 1992 года, которую иногда называют Саммит Земли.

Вместе с Повесткой была принята Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. это документ, содержащий: 300 страниц, 4 раздела из 40 глав, которые включают в себя подразделы

Раздел 1
Социальные и экономические аспекты

} Этот раздел направлен на борьбу с бедностью, особенно в развивающихся странах, изменение структуры потребления, укрепления здоровья, достижения устойчивого населения и устойчивого урегулирования в принятии решений.

Раздел 2
Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития

} Включает в себя план об охране атмосферы, о борьбе с вырубкой лесов, о защите окружающей среды, о сохранении биологического разнообразия на планете Земля, о контроле загрязнений в окружающей среде и использовании биотехнологий, и о контроле за радиоактивными отходами.

Раздел 3
Укрепление роли основных групп населения

} Включает информацию о роли населения в решении каких-либо проблем: детей и молодежи, женщин, местных органов власти, бизнеса и работников, коренных народов и местных общин и фермеров

Раздел 4.
Средства осуществления

} Данный раздел содержит информацию о развитии науки, передаче технологий, образовании, международных организациях и финансовых механизмах.

Международная комиссия

АНТКОМ – это международная комиссия, которая включает 25 членов, и еще 11 государств присоединились к Конвенции. На основе наилучших имеющихся научных сведений Комиссия принимает пакет мер по сохранению, которые определяют использование морских живых ресурсов Антарктики.

Ключевые организационные компоненты АНТКОМ:

  • Конвенция АНТКОМ, которая вступила в силу 7 апреля 1982 г.
  • директивный орган – Комиссия
  • Научный комитет, который дает рекомендации Комиссии, используя наилучшие имеющиеся научные знания
  • Меры по сохранению и резолюции
  • Членство АНТКОМ и положения, касающиеся международного сотрудничества и взаимодействия
  • находящийся в Хобарте (Тасмания) Секретариат, который содействует работе Комиссии.

Принятые АНТКОМ программы исследований и мониторинга, а также применение мер по сохранению в Зона действия Конвенции вносят ценный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности.

 

Эмблема фонда

Появление логотипа фонда – стилизованного рисунка большой панды – связано с именем одного из отцов-основателей, сэра Питера Скотта. Он увидел этого редчайшего на земле зверя из китайского зоопарка во время гастролей в Лондоне. Добродушное и красивое животное очень ему понравилось. Он решил, что организация, занимающаяся охраной диких животных, своим символом должна выбрать именно панду, нуждающуюся в защите. Панды могли полностью исчезнуть с лица земли из-за вырубки лесов в Китае, обработки полей пестицидами и по другим причинам. WWF привлек внимание мировой общественности к этой проблеме. Большая панда была включена в Международную Красную книгу. Усилиями природоохранных организаций угроза полного исчезновения была снята. Но вычеркивать ее из списка охраняемых животных еще рано.

Деятельность: Члены фонда ведут природоохранную деятельность по всему миру. Опираясь в своей работе на современные знания, они стараются не только привлекать внимание к самым острым проблемам взаимоотношений между человеком и дикой природой, а в первую очередь решать их. Фонд занимается и охраной отдельных видов флоры и фауны, которым грозит исчезновение, и охраной воды, воздуха, почв и отдельных ландшафтов. За годы его работы осуществлено более двух тысяч проектов: по спасению тигров от уничтожения, защите морей от загрязнения, спасению тропических лесов и т. д. Деятели Фонда сформулировали задачи правительств разных стран в деле защиты природы.

Фонд дикой природы в России. В РФ представительство Фонда было открыто в 1994 году, хотя еще с 1988 года начались первые проекты в нашей стране. Были разработаны такие программы, как:

- Охрана редких животных под эгидой WWF

- Защита лесов

- Защита водоёмов от загрязнения

- «Час Земли»

 

Гринпис (Greenpeace) - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Штаб-квартира расположена в г. Амстердам, Нидерланды. Организация была создана с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Является самым влиятельным экологическим движением.

Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды.

В 1971 году небольшая группа активистов, вдохновленных мечтой о чистом мире без войны и насилия, отправилась в плавание на небольшом рыболовецком судне из канадского города Ванкувера. Активисты антивоенного движения, будущие основатели Greenpeace, верили, что даже несколько человек могут сделать многое для своей планеты.

У Greenpeace есть офисы в Восточной Азии, Латинской Америке, Европе, Северной Америке, Африке, Австралии и Океании, поэтому они могут решать мировые проблемы на глобальном уровне. Организация работает с правительствами разных стран и международными межправительственными организациями (ООН, ЕС, ЕАЭС).

В разные периоды времени Greenpeace фокусировался на самых разных проблемах и привлекал к ним внимание общественности. Кампания против ядерных испытаний длилась 25 лет, с 1971 по 1996 год, и закончилась подписанием Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Чтобы спасти Антарктику от промышленного освоения, Greenpeace разбил лагерь в ледяной пустыне. Лагерь действовал 5 лет и был свернут в 1991 году, когда 39 стран поддержали пятидесятилетний запрет на разведку полезных ископаемых на этом континенте. Антарктика осталась территорией, которая не принадлежит никому и в тоже время является достоянием всего человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.085 с.)