Московский метрополитен» - естественная монополия. Каковы достоинства и недостатки указанной фирмы. Характерны ли для нее х- неэффективность и мертвый груз. Объясните и покажите графически. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский метрополитен» - естественная монополия. Каковы достоинства и недостатки указанной фирмы. Характерны ли для нее х- неэффективность и мертвый груз. Объясните и покажите графически.



Сравнить цену, объем, благополучие для самой монополии и для общества в условиях проведения и непроведения ею ценовой дискриминации.

Хотелось бы начать с того, что в московском метрополитене применяется ценовая дискриминация 2-ой и возможно немного 3-ей степени.

При ценовой дискриминации 2-ой степени ставка сделана на принцип «покупаешь больше-платишь меньше.» Чтобы доказать свой тезис, приведу пример. Итак,: Вам весь день нужно ездить на метро, доставляя посылки, вам необходимо выйти и зайти в метро около 10 раз. Вы можете оплатить единый на 1 день безлимитных проездок, и заплатите 240 р. Но если вы просто каждый раз заходя в метро будете покупать единый (стоимость- 60р) на одну поездку,вы заплатите 10*60р= 600р. Т. Е. вы покупаете больше поездок, а платите меньше.

При ценовой дискриминации 3-ей степени действует принцип «бедные платят меньше». В метро есть пособия для пенсионеров и инвалидов, а также студентов и малоимущих, которые получают меньше денег, а потом и платят меньше.

Я думаю, что цена, объем, благополучие для самой монополии и для общества в условиях проведения ею ценовой дискриминации выше, чем без её проведения. Так как, если цена станет равной для всех и не будет принципа «оптом дешевле», то многие потребители, к которым относятся пенсионеры, малоимущие и инвалиды, а также работающие, постоянно использующее метро как способ передвижения, и т.д., имеющие обычно пособия на оплату транспорта или скидки (оптом дешевле), уйдут с рынка. Следовательно, объем уменьшится, благополучие монополиста уменьшится, благополучие общества тоже уменьшится, ведь им теперь придется тратить больше времени и денег на другие виды транспорта, вместо привычного метро или использовать метро в ущерб своему благосостоянию.

 

Ценовая дискриминация — это «зло» или «благо» для общества?

С явлением ценовой̆ дискриминации в жизни мы сталкиваемся довольно часто, иногда даже не догадываясь об этом. В некоторых случаях покупатель, подвергшийся ценовой̆ дискриминации, считает, что он, наоборот, совершил очень выгодную сделку, например, приобрел товар по желаемой стоимости. Это говорит о том, что ценовая дискриминация представляет собой̆ достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно.

Отношение общественности к ценовой дискриминации в большей степени негативное, т.к. часто люди расценивают ее как несправедливость. Тем не менее, экономисты достаточно терпимо относятся к существованию такого рода практики, т.к. при разумном использовании ценовая дискриминация может стать инструментом вовлечения более широких слоев общества в товарно - денежные отношения, а также способствовать экономическому росту, благодаря увеличению производства. Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы -монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

4 + 5 Дайте характеристику российских естественных монополий. Каковы цели и варианты их регулирования со стороны государства?

Естественная монополия как объект государственного регулирования

Экономические границы рынка

Московский метрополитен» - естественная монополия. Каковы достоинства и недостатки указанной фирмы. Характерны ли для нее Х- неэффективность и мертвый груз. Объясните и покажите графически.

 

Достоинства:

 

- естественные монополии производят важную для функционирования общества продукцию, не имеющую субститутов

 

-при наличии монополии уменьшаются издержки производства и ресурсы используется значительно экономнее;

-при экономическом кризисе монополии помогают сдерживать спад производства и поддерживать уровень безработицы. Ведь монополистические объединения держатся дольше обычных компаний и раньше них начинают выходить из кризиса;

-уменьшение физической нагрузки работников компаний, появление инновационных технологий. Так как монополии имеют достаточно денег, они проводят научные исследования [19];

-при наличии монополии обеспечивается коммуникация и территориальное развитие.

-производство качественного товара. Иногда монополии действительно производят товар хорошего качества, благодаря этому они и завоевывают господствующее положение на рынке;

-повышение эффективности производства. Безусловно, благодаря монополизации эффективность может увеличиться, так как только крупное предприятия имеет средства для проведения исследований.

Недостатки:

-завышенная стоимость товаров. Действительно, так как компания-монополист сама определяет цену на данный товар, то она вполне может заметно завысить цену, оплачивать не только расходы на материалы, но и увеличивать в разы чистую прибыль. И покупатели будут вынуждены покупать товар по завышенной цене, ведь выбора у них не остаётся.

-снижение жизненного уровня населения. Это следствие завышения цен.

-блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции. Конечно, торможение нтп возможно только потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов, получают сверхприбыли и без особенных усилий. И это благодаря своей рыночной власти. Это не придаёт им стимула к совершенствованию, развитию, к поиску резервов роста производства, к расширению ассортимента производства.

-снижение качества товара. Безусловно, монополист может и экономить собственные средства на качестве товара.

-замена экономического механизма формой административной диктатуры.

-малое количество производимой продукции. Компания-монополист выпускает мало товаров для того, чтобы увеличить спрос на этот товар или, впрочем, для оправдания завышенных цен. Таким способом монополисты делают товар уникальнее.

-отсутствие развития. Действительно, из-за того, что конкуренция отсутствует, спрос и так будет высок, монополист может остановиться на том этапе развития, который его устраивает.

-сложность вступления новыми компаниями на рынок. Из-за барьеров, существующих на рынке монополиста, новичкам в этой сфере приходиться довольно непросто.

-стремление работать в личных интересах. Конечно, монополист стремится любыми способами максимизировать свою прибыль. Порой монополистов не волнуют даже потребители, которые недовольны низким качеством их продукции.

Х-неэффекгивность монополии

Лейбенстайн [ 1 ] указал, что монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму- монополиста от конкурентного давления, что подрывает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при данных ресурсах. Так как монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, его издержки для производства каждого объема выпуска выше соответствующих издержек фирмы на рынке совершенной конкуренции. Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли (минимально возможным для данного выпуска уровнем издержек) и реальным уровнем издержек монополиста составляет Х-неэффективность производства в условиях монополии.

Площадь B + C известна как потеря “мертвого груза”, вызванная монополией. Она дает меру снижения благосостояния людей из-за того, что они платят не конкурентную цену, а монопольную. Потеря “мертвого груза”, вызванная монополией, как и потеря “мертвого груза”, вызванная введением налога, измеряет стоимость потерянного выпуска оценкой каждой его единицы по цене, которую люди готовы были бы заплатить за эту единицу выпуска.

 

 

Московский метрополитен является очень хорошим примером естественной монополии, поэтому Х-неэффективность монополии и потеря Мёртвого груза также характерны для него, как и для любой монополии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.011 с.)