Государственная итоговая аттестация – 2021 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная итоговая аттестация – 2021



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН

по основным образовательным программам среднего общего образования

РУССКИЙ ЯЗЫК

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте контрольно-измерительных материалов (КИМ), проверьте ответ, а затем перенесите его в бланк ответов (часть № 1) по приведённым ниже образцам.

КИМ

Ответ: 1 2 4

Ответ

А Б В Г Д
5 3 1 4 2

 

Ответ: СКАЗАТЬ ПРОИЗНЁС

Задание 27 части II представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов (часть № 2).

При выполнении задания 27 можно пользоваться черновиком (см. бланк черновика после 27 задания).

Записи в черновике, в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

Все бланки ГОЭ заполняются яркими синими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ № 13

ЧАСТЬ I

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ (часть № 1). Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
 
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
 
(1)Грибная клетка снаружи покрыта твёрдой клеточной стенкой, состоящей из хитина; под клеточной стенкой расположены мембрана и цитоплазма. (2)В клетке гриба есть ядро, которое управляет всеми процессами жизнедеятельности и хранит наследственную информацию; внутри клетки также можно найти аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии и эндоплазматическую сеть. (3)Но, <...> растений, у грибов нет хлоропластов, поэтому они не могут синтезировать органические вещества из неорганических и в этом смысле питаются так же, как животные.
1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Грибная клетка включает следующие элементы: твёрдую клеточную стенку, мембрану, цитоплазму, ядро, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии и эндоплазматическую сеть.
2) Если бы не отсутствие хлоропластов, грибная клетка была бы полностью похожа на клетку растений, в которой можно различить твёрдую клеточную стенку, мембрану, цитоплазму, ядро, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии и эндоплазматическую сеть.
3) Грибная клетка состоит из тех же частей, что и клетка растений, однако лишена хлоропластов, в связи с чем грибы не могут синтезировать органические вещества из неорганических.
4) Поскольку у клеток грибов, очень похожих по строению на клетки растений, отсутствуют хлоропласты, они питаются так же, как животные.
5) Ядро у грибной клетки управляет всеми процессами жизнедеятельности и хранит наследственную информацию, именно поэтому грибы не могут синтезировать органические вещества из неорганических и в этом смысле питаются так же, как животные.

Ответ 3,4

2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.

Ответ в отличии от

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КЛЕТКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КЛЕТКА, -и, ж.

1) Помещение для птиц и мелких животных в форме коробки из металлических или деревянных прутьев. Канарейка в клетке.
2)   Огороженное решёткой место, закрытое со всех сторон, для животных. Тигр беспокойно бегал по клетке.
3)   Способ складывать дрова или другие материалы — друг на друга рядами, расположенными крест-накрест. Сложить брёвна в клетку.
4)   Каждый из квадратиков на пространстве, разграфлённом двумя рядами параллельных линий, пересекающимися под прямым углом. На шахматной доске чередуются чёрные и белые клетки.

Ответ 5

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  зАпертый, вОвремя, обзвонИт, накрЕнится, мЕстностей

Ответ накренится

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Улетела лебедь-птица, а царевич и царица, ЦЕЛЫЙ день проведши так, лечь решились натощак.
Волчицу ОБХВАТИЛО странное беспокойство, и она продолжала принюхиваться. Волчонок начал РАЗЛИЧАТЬ то, что было у него перед глазами. В зловонных трясинах полегли восемь тысяч латников ОТБОРНОЙ имперской пехоты. Это ПОПУЛЯРНОЕ зрелище устраивали примерно раз в месяц.

Ответ охватило

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

10.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)

(камень) пр..ткновения, пр..клоняться (перед талантом), пр..ступить (закон)  
 

2)

раз..гранный, без..дейный, контр..ск  
 

3)

бе..вкусица, и..ступлённый,..дружиться  
 

4)

рудопод..ёмный, под..езд, раз..единение  
 

5)

об..гнуть, з..снуть, пр..родина  
         

Ответ 1,4

11.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)

солдатч..на, град..нка  
 

2)

распаш..нка, досад..вать  
 

3)

пожар..ще, нул..вой  
 

4)

со..вый (соус), глуб..на  
 

5)

перепис..ик, смаз..ик  
         

Ответ 1,2,5

12.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

1)

1) повенч..нный, скач..щий  
 

2)

2) вер..щий, (соседи) побеспоко..т  
 

3)

3) вырубл..нный, (мы) запуст..м  
 

4)

4) встревож..шь, муч..мый  
 

5)

скош..нный (луг), (вы) стел..те  
         

Ответ 2,4,5

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я выглянул в окно узнать, какая погода, и (НЕ)ПОНЯЛ, что там на улице: снег или дождь?

(НЕ)ОТКЛАДЫВАЯ дела в долгий ящик, король тут же вернулся к дочери, чтобы сообщить ей о своём решении.

Юноша (НЕ)ВСЕГДА понимал, почему мужчины смеются над его ответами, но он привык к тому, что его серьёзные речи встречались смехом.

В это (НЕ)ЗАБЫВАЕМОЕ утро у адвоката в руках была иллюстрированная газета с изображениями разных замечательных людей и событий.

Так как в представленных актрисой бумагах оказался далеко (НЕ)БОЛЬШОЙ пробел, то ожидали долгого процесса, который мог составить целую эпоху в летописях английских судов.

Ответ незабываемое

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Иногда (ВО)ВРЕМЯ уборок бабушка, жалея дядю, давала приказ бастовать или, ЧТО(БЫ) смягчить столкновение с тётушкой, притвориться больным. Анжела ТОТ(ЧАС) велела, ЧТО(БЫ) её проводили в сад.
Мы (НА)ИСКОСОК пересекли парк и вошли в (ДО)ОТКАЗА наполненную беседку. Мы (НА)ЦЫПОЧКАХ прошли в комнату, ТАК(КАК) в доме пока все спали. (ЗА)ТЕМ я и пришёл, что искал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени

Ответ тотчас чтобы

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
  Дрожки задевают колосья, и они однообразно клонятся под колёсами и выходят из-под них чёрными, испачка(1)ыми колёсной мазью, а на пыльной дороге остаются едва заметные масля(2)ые пятна. Навстречу, лоснясь, бегут серо-зелё(3)ые волны, броше(4)ая облачком тень на мгновение затушёвывает их. Джальма носится за перепелами и жаворонками, иногда соверше(5)о пропадая в некоше(6)ой ржи.

Ответ 2,3,6

16.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)

А.Б. Селиханович открыл нам не только русскую литературу но и эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века сказки Г.Х. Андерсена и поэзию «Слова о полку Игореве».  
 

2)

Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума.  
 

3)

Жизнь А. Пушкина и М. Лермонтова Л. Толстого и А. Чехова увлекала нас и наполняла гордостью и сознанием силы человеческого духа.  
 

4)

Редактор подошёл к столу протянул перед собой руку и стал глухим страшным голосом разговаривать со мной.  
 

5)

В комнату вошёл с улицы худой человек с землистым лицом спутанной бородой впалыми пронзительными глазами.  
         

Ответ 2,3

17.   Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
  Но вот завуч подвёл меня к (1) внезапно открывшейся (2) двери (3) и (4) пропустив меня вперёд (5) вошёл сам. Грохнув крышками парт (6) дети вскочили (7) приветствуя вошедших.

Ответ 4,5,6,7

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
  По словам моряков (1) Байкалу (2) хочется называться морем. Если же его назовут озером, он (3) тотчас (4) начинает бушевать. Но (5) по преданию (6) ни один русский (7) в нём не утонул.

Ответ 1,5,6

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  Что бы ни ждало впереди (1) каким бы ни был завтрашний день (2) он рад (3) что вернулся (4) и (5) что этот день встретит с товарищами.

Ответ 1,2,3

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  Кедрику было известно лишь то (1) что существует какая-то таинственная причина (2) которую ему ещё не понять (3) но (4) которая объяснится со временем (5) когда он станет старше.

Ответ 1,2,3,5

21. Найдите предложения, в которых тиреставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Вы оказались в Феодосии — не забудьте посетить Дом-музей Александра Грина. (2)Вы словно попадаете в старинный парусный корабль. (З)Против входной двери — «Роза ветров», указывающая направление сторон света. (4)«Трюм фрегата», «Каюта странствий» и «Каюта капитана» — именно так в музее называются комнаты. (5)Рядом с книгами — раковины, карты, морские приборы и маячные корабли. (6)На стенах одной из комнат — ванты, сплетённые из каната, который распространяет повсюду солёный запах моря. (7)В общем, не пропустите этот необычный музей. (8)Он даст вам возможность открыть новую землю — землю Грина.

Ответ 3,5,6

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Быласамая середина глухой осенней ночи. (2)В лесу было очень сыро и холодно. (3)Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.

(4)Луна стояла над головой. (5)Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. (б)Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.

(7)Лес был смешанный. (8)То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.

(9)И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

(10)В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли ещё что!

(11)Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.

(12)Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. (13)А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.

(14)Работа была трудная, очень опасная. (15)Почти всё время пробирались ползком.

(16)Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями.

(17)Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.

(18)Вдруг странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук послышался где-то совсем недалеко, направо, за кустом можжевельника. (19)Было похоже, что звук выходит откуда-то из-под земли.

(19)Онипоползли к небольшому окопчику, скрытому среди можжевельника.

(20)Из окопчика явственно слышалось бормотание, всхлипывание, сонные стоны. (22)Без слов понимая друг друга, разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ-палаток так, что они образовали нечто вроде шатра, не пропускавшего свет. (23)Егоров опустил в окоп руку с электрическим фонариком.

(24)Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна.

(25)В окопчике спал мальчик. (26)Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. (27)Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. (28)Худенькое горло вздрагивало. (29)Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. (30)Лицо было покрыто царапинами и синяками. (31)На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.

(32)Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.

(33)Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. (34)Он проснулся, вскочил, сел. (35)Его глаза дико блеснули. (36)В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. (37)Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.

— (38)Тише. (39)Свои, — шёпотом сказал Егоров.

(40)Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — русские, плащ-палатки — русские и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, родные.

(41)Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. (42)Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:

— Наши...

(43)И потерял сознание.

(По В.П. Катаеву*)

* Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.

22.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)

Несмотря на раннюю осень, в лесу было сыро и холодно.
 

2)

Разведчики, возвращаясь с задания, не могли не восхищаться красотой осеннего леса.
 

3)

Когда разведчики услышали стон, они подошли к скрытому среди можжевельника окопчику.
 

4)

Мальчик испугался разведчиков, приняв их за немцев, и хотел ударить Егорова большим отточенным гвоздём.
 

5)

Желая успокоить мальчика, разведчики повторяли, что они русские.
       

Ответ 3,4

 

23.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)

В предложениях 4-8 представлено рассуждение.
 

2)

Предложение 13 противопоставлено по содержанию предложению 12.
 

3)

В предложениях 15-17 раскрывается тезис, заявленный в предложении 14.
 

4)

В предложениях 20-23 представлено повествование.
 

5)

В предложениях 26-31 представлено описание.
       

Ответ 3,4,5

 

24. Из предложений 7-8 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

Ответ черный - белая

 

25. Среди предложений 32-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий)

 

Ответ 3,5,4.1

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)под каждой буквой соответствующую цифру.

 

26.

«Создавая осенний пейзаж, автор использует такие тропы, как (А)________ («космы... испарений» в предложении 6, «колоннада берёз» в предложении 8) и (Б) («похожий на многоэтажный терем», «как простокваша» в предложении 8). Повествование об опасной деятельности разведчиков сопровождает синтаксическое средство — (В) (предложения 14, 16, 17). Чтобы передать радость спасённого от смерти ребёнка, В. Катаев использует приём — (Г) («русские» в предложении 40)».

Словарь терминов

 

1)

риторический вопрос.
 

2)

эпитет.
 

3)

ряды однородных членов предложения.
 

4)

лексический повтор.
 

5)

6)

7)

8)

9)

цитирование синоним. метафора. антоним. сравнение
       

Ответ

А) Б) В) Г)
7 9 3 4
NB! Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

ЧАСТЬ2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение

Примерный круг проблем

Авторская позиция

Красота осенней природы контрастна условиям военной жизни. Солдаты «меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи». Война разрушительна, античеловечна, противоречит здравому смыслу.

Сочинение

    В предложенном тексте Валентин Петрович Катаев ставит такие проблемы: противоестественность войны, влияние войны на жизнь детей, взаимоотношения людей на войне.

     Для того, чтобы лучше раскрыть проблемы текста, автор описывает ночной пейзаж. Действие происходит в осеннем лесу. В. П. Катаев словесно "рисует" картину темными, мрачными "красками". Луна не может пробиться сквозь густой волшебный туман. Автор находит дивную красоту в таком пейзаже.

     Только ее не могут найти русские разведчики, которые возвращались с задания. Солдаты «меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи». Война разрушительна, античеловечна, противоречит здравому смыслу. В. П. Катаев повествует, как солдаты нашли в лесном окопе мальчика. Война лишила ребёнка полноценного детства. Он остался, по-видимому, сиротой, лишился дома. Мальчик был напуган, думал, что солдаты хотят ему причинить вред. Скольких таких детей спасли солдаты во время войны.

       Примеры дополняют друг друга, помогают понять главную мысль текста: война противоестественна, нечеловечна, она забирает близких, но всегда побеждают её светлые, добрые порывы души.

        Позиция автора ясна. Валентин Петрович Катаев выступает против войны. Писатель показывает, что война может привести к душевному разладу. Ее можно победить любовью, взаимовыручкой, поддержкой друг друга.

         Я полностью согласен с автором. Мой дедушка был ветераном Великой Отечественной войны. Он говорил, что нельзя воевать. Война несет раздор, а нужно созидать жизнь. В романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» большинство героев не хотят воевать. Они бы и рады с ней покончить, но не могут. Тех, кто уходит с поля боя, ожидает либо расстрел, либо семейный позор.

     Таким образом, можно сделать вывод, что данный текст показывает: война противоестественна, античеловечна, обездоливает детей, но добрые взаимоотношения, спасение друг друга - вот выход из войны.

      

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.094 с.)