Модель изучения семьи: «семейный треугольник» М. Боуэна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель изучения семьи: «семейный треугольник» М. Боуэна



Модель разработана Марреем Боуэном в середине 20-го столетия в Национальном Институте психического здоровья в Вашингтоне при исследовании природы шизофрении. Он отметил, что болезни эмоциональной сферы возникают тогда, когда пациенты не в состоянии отделить себя от своих родных семей. Отделение «Я» от семьи – это способность эмоционально контролировать себя, при этом, находясь в эмоциональной близости со своими родственниками, уметь объективно рассматривать эмоционально нагруженные вопросы жизни в семье. В противном случае, происходит смешение мыслей и чувств, при котором объективность мыслей сменяется эмоциональностью и это стоит на первом месте. В следствии активизируются психологические защиты в виде: оправдательной рационализации и интеллектуализации действий, вызванных эмоциональной незрелостью. Причиной является недостаток интеллектуальных различий между двумя и более индивидами, например, вследствие симбиотических отношений – «зависшей неотделимостью». Эмоциональная и интеллектуальная незрелость членов семьи заставляет их использовать семейные отношения как средство получения безопасности, тем больше у них проявляется тенденция эмоционально «цепляться» друг за друга, чтобы «выжить». В итоге, чем больше стрессового напряжения испытывает индивид, тем больше он ищет возможности для себя - в эмоциональном слиянии с семьѐй. Смешение чувств и эмоций действуют таким образом, что образуется триангуляция (треугольник) – тип устойчивых взаимоотношений. Фундамент любой эмоциональной системы. Поскольку, диада по своей природе менее устойчива (например, отношения только двоих: мужа и жены, где неизбежно, могут, происходит периоды нечувствительности, грубости и др.). Отсюда, чувствующая сторона (кто-то из диады, кто наиболее нуждается в безопасности, переживая «отверженность») сама попытается создать треугольник. Вовлекая в него ребѐнка, другого родственника (мать, отца и др.), любовника и т.д. Таким образом, треугольные взаимосвязи затрудняют эмоциональное отделение от семьи, так как родителям требуется помощь ребѐнка для поддержания устойчивых отношений между собой, или же ребѐнку требуется помощь родителей, чтобы выстоять в «борьбе против других». Спокойное состояние для треугольника выглядит, чаще всего, так: пара людей и аутсайдер. Например, близкие друг другу мать и ребѐнок и лишѐнный воли к действию, эмоционально отрешѐнный отец. Внутри треугольника время от времени может происходить динамика смещения акцентов с одного элемента на другой. Поскольку, каждый из членов семьи всеми силами и средствами стремиться занять комфортную позицию в треугольнике. Например, если отец пытается подступаться к ребѐнку, мать, чаще всего начинает ревновать, стараясь сохранить свою «позицию» и т.д. Когда треугольник находится в состоянии напряжения, позиция аутсайдера становится привилегированной, например, он рассуждает так: «Вы оба делайте что хотите, а меня не трогайте». Если при возникновении напряжѐнности между двумя элементами треугольника центр тяжести внутри треугольника сместить нельзя, то пара, создавшая первый треугольник, создаст ещѐ один. Включив в него наиболее подходящего в этот момент члена семьи, например: другого ребѐнка, и др. Таким образом, треугольная система «размножается» путѐм дифференциации. Создавая, целую серию треугольников, к которым подключена школа, соседи, психолог консультант и др. Чтобы избавиться от напряжения, которое возникает в данной ситуации, большинство участников треугольников избирают путь эмоционального выключения. Они пытаются «отделиться» от семьи. Независимо, живут в непосредственной близости (в одной квартире) или в географическом «побеге», члены семьи испытывают личностный конфликт между потребностью эмоциональной близости с родителями и внутренним чувством обиды и раздражения на них. Таким образом, прибегая к эмоциональному выключению, члены семьи сохраняют треугольники на многие годы в целости и сохранности. Но, с другой стороны, блокируют их дальнейшую дифференциацию. У треугольников есть тенденция включать в себя людей разных поколений. Например, если жена ощущает значительный дискомфорт от своего супружества, она может восстановить гомеостаз, передав часть своей озабоченности ребѐнку. Процесс семейного проецирования сближает родителей, так как создаѐт поглощѐнность проблемами ребѐнка. Если ребѐнок вырывается из спаянного треугольника, и он достигает самостоятельно психологической зрелости, то супружеские отношения между родителями могут резко ухудшиться.

Социограмма

Социограмма представляет собой метод оценки внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Методика может быть эффективным средством выявления привязанностей и дружеских взаимоотношений в школьном коллективе. Она выявляет лидеров, отверженных, и другие различные роли в семейной группе. Выборы относительно тех или иных членов группы, приоткрывают убеждения, чувства, действия людей. Выявляется структурная организация семейной системы.

Список вопросов всегда подготавливается заранее, в соответствии с конкретной ситуацией в семье. Чаще всего вопросы выглядят следующим образом: «С каким членом семьи вы обычно...? С каким членов семьи вам бы хотелось...?»

Окончания вопросов могут быть следующие: «ходить в гости, составлять планы, заниматься работой по дому, вести беседу, шутить, ругаться, ходить за покупками, выяснять отношения и др.» Ответы на все вопросы заносятся на схему.

Можно использовать другие варианты методики, например, применить формулировку: "Угадай кто" - "Кто в семье...?" Окончание формулировок могут быть следующие: «большевсего склонен к пессимизму, самый начальственный, самый одинокий, самый злой, самый умный, активный, хитрый и др.» Данная техника является средством оценки семейных ролей и ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя показателями указывает на существующий в семье потенциальный конфликт или неудовлетворенность. Техника эффективна в работе с большими семьями. Она полезна в диагностике приемных семей и новообразованных семей, например, после развода.

В практике психологического консультирования, часто, применяется проективная графическая методика «Семейная социограмма». Процедура исследования такова, что испытуемым на бланке, диаметром 110 мм необходимо нарисовать, используя символы кружков, членов своей семьи. Инструкция даѐтся следующая: «Перед Вами на листе изображѐн круг. Нарисуйте в нѐм самого себя и других членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Если данное задание выполняют несколько членов семьи,то они недолжны советоваться друг с другом. Круг в семейной социограмме отражает психологическое пространство семьи, а символы внутри круга – положение еѐ членов в данном пространстве. Производится оценка с учѐтом следующих критериев: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков, обозначающих членов семьи; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между кружками. Например, своеобразное слипание (наслоение) кружков говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи (симбиотических связях и эмоциональной поглощѐнности). Иногда, предлагается клиентам нарисовать социограмму в двух вариантах» «Реальная семья» и «Идеальная семья» - это даѐт возможность сделать сопоставление реальных и идеальных самооценок испытуемого, принятие или непринятие им своего образа «Я» и наличие внутриличностного конфликта.

В процессе социально-психологического изучения семьи используют практически все методы психологии. Прежде всего, наблюдение как научно-целенаправленное и каким-либо образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение требует каких-либо специальных категорий, то есть того, что мы будем наблюдать, так как все наблюдать невозможно. Ведущая роль (особенно на первой встрече) отводится получению информации, заключенной в словесных сообщениях членов семьи - опросу. На разных этапах сбора информации опрос может быть проведен в форме анкетирования,беседы,интервью. В результате определяются приоритетные направления изучения семейных отношений и необходимость тестирования. Нередко в ходе изучения семейных отношений прибегают к анализу продуктов деятельности членов семьи (дневников, писем, стихов, картин и т. п.). Для этого определяется критерий (тема, содержание, количество незаконченных предложений и т. п.), затем подсчитывается частота встречаемости критерия и производится содержательная интерпретация результатов. Например, как часто в своем дневнике девушка упоминает отца, с которым мать находится в разводе? В положительном или отрицательном контексте? О чем это может свидетельствовать? Иногда в процессе диагностики специалисты практикуют активное вмешательство в жизнедеятельность семьи с целью создания условий, в которых выявляется ранее скрытый факт, то есть проводят эксперимент. Психолог сознательно создает ситуацию, провоцирующую проявление каких-либо особых свойств членов семьи. При этом на разных этапах сбора анамнеза используют разные формыэксперимента: естественный,лабораторный(характерна строгая стандартизация условий),формирующий (внедрение в практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают в ходе нововведений). Последний вид эксперимента обычно используется в коррекционной и профилактической работе и очень редко в диагностической.

В основе методики Поэтапной диагностики семьи лежит последовательность, при которой каждый этап существенно приближает к выявлению искомых нарушений.

Этап1. Установление необходимости психологического изучения семьи.

На данном этапе происходит первичное знакомство с членами семьи, обратившимися к специалисту (10-15 мин). Основные задачи этого этапа: установление внешних признаков существования проблемы, психологической травмы и т. п. (нарушение семейных взаимоотношений и жизнедеятельности в целом; определение заболевания человека, в развитии которого участвует семья - неврозы, алкоголизм, суицид, психосоматические болезни, острые аффективные реакции и др.); выяснение уровня конфликтности, напряженности, тревожности, степени взаимопонимания, удовлетворенности семейной жизнью, уровня эмоциональной привязанности.

Этап2. Общее знакомство с семьей.

Цель этапа: формирование у психолога общего и верного представления о семье, способности правильно представить различные стороны ее жизнедеятельности.

Этап3. Определение травмирующих ситуаций в семье. Специалист выдвигает серию диагностических гипотез и в процессе интервью осуществляет их проверку. Определяет частоту и периодичность появления травмирующих ситуаций и анализирует роли членов семьи, участвующих в конфликтах.

Этап4. Коррекционный семейный диагноз. Выстраивание стратегии дальнейшей коррекционной работы с семьѐй, определение методик диагностики динамики изменений паттернов семейного взаимодействия. Изучение семейного состояния является одним из самых сложных этапов работы с семьей. Существует большое количество общих методов и конкретных психодиагностических методик. Однако в процессе изучения семьи важно не исследование ее отдельных сторон, а умение составить целостное представление о семье, использование системно взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы.

 

Структура СППС

СППС представляет собой общую характеристику социально-психологического состояниясемьи. Она включает в себя:

1)социально-демографические характеристики семьи(количество, возраст, социальное положение, род занятий, место жительства членов семьи);

2) общее описание семьи (уровень эгалитарности, форма семейных отношений, декларируемые проблемы, кризисные состояния, уровень семейного напряжения, видимые причины семейных трудностей, присутствие девиантных моделей поведения);

3) описание супружеских отношений (тип отношений между супругами, первичность брака каждого из супругов, уровень субъективного контроля супругов и т. д.);

4) описание детско-родительских (при необходимости - межпоколенческих) отношений (тип детско-родительских отношений, специфика воспитания, наличие материнской депривации);

5) описание социального окружения семьи (уровень благоприятности внешней среды, наличие и характеристика друзей, частота конфликтов с ближайшим окружением, семейные мифы, внешние факторы психотравматизации и т. д.);

6) выводы (общее заключение и рекомендации);

7) приложения (список психодиагностических методов, результаты конкретных исследований и т. п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.011 с.)