Конспектируем :1 Выбор темы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспектируем :1 Выбор темы исследования



Конспектируем:1 Выбор темы исследования

                             2 Структура Введения темы исследования

Самостоятельный выбор темы исследовательской работы, отправляем темы мне 2-3 темы.

Выбор темы исследования

Научное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводством, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

ЦЕЛЬ: научить студентов выбирать тему для своего исследования.

Требования к темам для изучения исследовательским методом

1. Тема должна быть связана с жизнью студентов: отражать их современную  жизнь, или будущую /после выпуска из техникума. Она должна захватывать  быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни и т. д.

2.Тема должна быть значимой для современности;

3.По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы, т. е. должна быть так называемая базовая информация.

4.Тема должна лежать в сфере интересов конкретного /или конкретных/ исполнителя.

5.Ход решения задачи не должен быть очевиден, так как речь идет о добывании нового знания.

6. При решении задачи по выбранной теме ученики должны пройти по всем основным этапам исследования, а именно:

а/ изучение и осмысление теорий, законов, принципов, правил, а также обобщение знаний ученика по той науке, по которой он /они/ должен вести исследование;

б/ анализ известных ученику фактов, идей и других сведений по конкретной теме исследования и выбор направления действий по поиску недостающих знаний;

в/ поиск недостающих знаний – чтение книг, газет, архивных документов, проведение интервью, проведение работ по эксперименту и т.д.;

г/ построение мысленной модели объекта исследования;

д/ разработка рабочей гипотезы или ведущего замысла;

е/ проведение рассуждений методом индукции и дедукции, рефлексии;

ж/ выдвижение тезисов и обоснование их;

з/ обобщение и выводы.

Критерии выбора темы НИР студентом:

1.Первый критерий выбора темы учебно-исследовательской работы студента – критерий заинтересованности студента. Студенту должно нравиться заниматься вопросами исследовательской работы. Личная заинтересованность студента будет хорошим стимулом в трудные минуты работы над темой.

2.Второй критерий выбора темы – учет характера студента.

При выборе темы НИР необходимо учитывать свойства личности ученика. Имеются ввиду следующие свойства: склонность к размышлениям /такому ученику лучше посоветовать теоретическую тему/; склонность делать что-то своими руками /такому ученику посоветовать экспериментальную тему/; склонность вести расчеты /такому ученику посоветовать тему, в которой важны вычисления/; любовь к природе /такому ученику посоветовать тему по наблюдению, например, за птицами данного населенного пункта/ и т.д.

3.Третий критерий – критерий обучающего эффекта. Исследование должно соответствовать поставленной цели всей этой работы, а именно: формирование умений и навыков исследователя у студентов. Этот критерий можно сформулировать так: тема должна быть такой, чтобы ученик при ее исследовании был вынужден поработать с напряжением на всех основных этапах: формулировка цели, поиск и анализ информации, разработка гипотезы /или ведущего замысла/, построение мысленной модели объекта, применение метода и методики исследования, проведение анализа и синтеза, использование индукции и дедукции, аналогий и обобщения; работа над содержанием и композицией отчета.

4.Четвертый критерий – это критерий возможности выполнения темы на должном учебно-научном уровне.

В целях удовлетворения требованиям этого критерия должна быть проведена предварительная подготовительная работа – проверка наличия приборов и оборудования, /если предполагается проведение эксперимента/, проверка наличия литературы в соответствующей библиотеке и т.д.

5.Пятый критерий – критерий значимости темы. Тема должна быть значимой учебного заведения, населенного пункта. То есть тема НИР студента  должна прояснять какой-то вопрос учебной программы, или играть определенную роль в общественной жизни коллектива  или населенного пункта /например, разработка сценария проведения праздника.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: Предмет исследования:
магнит свойства магнитов
гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы зависимость от СМС
английские предложения способы и причины расположения слов в английских предложениях
семейно-родовые обычаи родинный ритуал
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Пример 1

Объект исследования: чипсы.

Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.

Пример 2

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 3

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Пример 4

Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.

Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.

 

Примеры формулировок цели исследовательской работы

· Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.

· Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.

· Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

· Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.

· Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа

· Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

· Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса

· Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.

· Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.

· Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.

· Изучить проблему появления социального сиротства.

· Изучить влияние парной бани на оздоровление.

· Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети - социальные сироты.

· Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.

· Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

· Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.

· Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.

· Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

· Изучить особенности повести "Башкирская русалка", связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.

· Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.

· Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

· Изучение рациона питания школьника.

· Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и оценка экологического состояния леса.

· Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.

· Выявить влияние СМС-мании на психику человека.

· Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

· Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.

· Выявить закономерности явления...

· Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.

· Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.

· Определить сходство людей и птиц.

· Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.

· Определить роль птиц в жизни людей.

· Определение качества продуктов быстрого приготовления.

· Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.

· Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.

· Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.

· Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.

· Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.

· Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

· Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

· Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

·

· Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.

· Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

·

· Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

· Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.

· Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

· Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.

· Доказать, что среди растений встречаются хищники.

·

· Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.

· Проверить: мороженое - это польза или вред?

· Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.

· Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

· Обобщить материал по истории марок

· Установить период распада...

 

Пример записи задач исследовательской работы

Задачи исследовательской работы:

1. Измерить вес школьных портфелей у учащихся 1-А класса.

2. Выявить причины избыточного веса портфелей.

3. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

4. Ознакомиться с опытом зарубежных школ по решению данной проблемы.

5. Провести анкетирование среди учащихся 1-А класса нашей школы.

6. Разработать рекомендации по снижению веса школьного портфеля.

Примеры задач исследовательской работы

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

 

 

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте студента.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

· наблюдение;

· интервью;

· анкетирование;

· опрос;

· собеседование;

· тестирование;

· фотографирование;

· счет;

· измерение;

· сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

· эксперимент;

· лабораторный опыт;

· анализ;

· моделирование;

· исторический;

· логический;

· синтез;

· индукция;

· дедукция;

· гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

· изучение и обобщение;

· абстрагирование;

· идеализация;

· формализация;

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция;

· аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования

Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

 

 

Примеры практической значимости исследовательской работы

Пример 1.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.

Пример 2.
Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».

Пример 3.
Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

 

 

Конспектируем:1 Выбор темы исследования

                             2 Структура Введения темы исследования

Самостоятельный выбор темы исследовательской работы, отправляем темы мне 2-3 темы.

Выбор темы исследования

Научное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводством, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

ЦЕЛЬ: научить студентов выбирать тему для своего исследования.

Требования к темам для изучения исследовательским методом

1. Тема должна быть связана с жизнью студентов: отражать их современную  жизнь, или будущую /после выпуска из техникума. Она должна захватывать  быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни и т. д.

2.Тема должна быть значимой для современности;

3.По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы, т. е. должна быть так называемая базовая информация.

4.Тема должна лежать в сфере интересов конкретного /или конкретных/ исполнителя.

5.Ход решения задачи не должен быть очевиден, так как речь идет о добывании нового знания.

6. При решении задачи по выбранной теме ученики должны пройти по всем основным этапам исследования, а именно:

а/ изучение и осмысление теорий, законов, принципов, правил, а также обобщение знаний ученика по той науке, по которой он /они/ должен вести исследование;

б/ анализ известных ученику фактов, идей и других сведений по конкретной теме исследования и выбор направления действий по поиску недостающих знаний;

в/ поиск недостающих знаний – чтение книг, газет, архивных документов, проведение интервью, проведение работ по эксперименту и т.д.;

г/ построение мысленной модели объекта исследования;

д/ разработка рабочей гипотезы или ведущего замысла;

е/ проведение рассуждений методом индукции и дедукции, рефлексии;

ж/ выдвижение тезисов и обоснование их;

з/ обобщение и выводы.

Критерии выбора темы НИР студентом:

1.Первый критерий выбора темы учебно-исследовательской работы студента – критерий заинтересованности студента. Студенту должно нравиться заниматься вопросами исследовательской работы. Личная заинтересованность студента будет хорошим стимулом в трудные минуты работы над темой.

2.Второй критерий выбора темы – учет характера студента.

При выборе темы НИР необходимо учитывать свойства личности ученика. Имеются ввиду следующие свойства: склонность к размышлениям /такому ученику лучше посоветовать теоретическую тему/; склонность делать что-то своими руками /такому ученику посоветовать экспериментальную тему/; склонность вести расчеты /такому ученику посоветовать тему, в которой важны вычисления/; любовь к природе /такому ученику посоветовать тему по наблюдению, например, за птицами данного населенного пункта/ и т.д.

3.Третий критерий – критерий обучающего эффекта. Исследование должно соответствовать поставленной цели всей этой работы, а именно: формирование умений и навыков исследователя у студентов. Этот критерий можно сформулировать так: тема должна быть такой, чтобы ученик при ее исследовании был вынужден поработать с напряжением на всех основных этапах: формулировка цели, поиск и анализ информации, разработка гипотезы /или ведущего замысла/, построение мысленной модели объекта, применение метода и методики исследования, проведение анализа и синтеза, использование индукции и дедукции, аналогий и обобщения; работа над содержанием и композицией отчета.

4.Четвертый критерий – это критерий возможности выполнения темы на должном учебно-научном уровне.

В целях удовлетворения требованиям этого критерия должна быть проведена предварительная подготовительная работа – проверка наличия приборов и оборудования, /если предполагается проведение эксперимента/, проверка наличия литературы в соответствующей библиотеке и т.д.

5.Пятый критерий – критерий значимости темы. Тема должна быть значимой учебного заведения, населенного пункта. То есть тема НИР студента  должна прояснять какой-то вопрос учебной программы, или играть определенную роль в общественной жизни коллектива  или населенного пункта /например, разработка сценария проведения праздника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.062 с.)