Тема 2 «Интерпретация, апробация и представление результатов исследования» (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 «Интерпретация, апробация и представление результатов исследования» (1 час)



Задание 1. (теоретическая часть).

Изучить материалы лекции

Тема 1 «Стратегия организации научно-исследовательской работы»

План

1. Программа научного исследования

2. План проведения психолого-педагогического эксперимента

3. Технология проведения психолого-педагогического исследования

 

Планирование решения проблемы научного исследования

Любое научное исследование начинается с поиска проблемы, определения стратегии и составления программы ее решения.

Выбор проблемы научного исследования связан с обнаружением разного рода противоречий. Противоречия чаще всего обнаруживаются:

- между теоретическими взглядами разных авторов;

- между теорией и практикой решения прикладных задач;

- между результатами, полученными разными авторами при решении аналогичных задач, но разными методами.

Именно на основе обнаруженных противоречий в теории и практике решения избранной проблемы должна быть законченном виде сформулирована тема исследования.

Определение темы исследования является отправной точкой определения стратегии и составления программы исследования.

Стратегия научного исследования в гуманитарных науках определяется целью исследования (поиск, описание, объяснение, сравнение и интерпретация). Соответственно, существует три разновидности плана научного исследования:

· поисковый принципиальный план исследования,

· описательный (дескриптивный) план исследования,

· объяснительный экспериментальный план исследования,

Поисковый план исследования (exploration) применяется, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования; его цель – разведка, зондирование почвы, формулировка проблемы, выявление гипотез. Этот вид плана определяет и очередность задач, которые должен решать исследователь. Применяются такие приемы, как изучение документов, проведение опросов, интервью и наблюдения. Поисковое исследование проводится в ситуации, незнакомой исследователю или когда объект относительно новый и неизученный.

Поисковое исследование типично для следующих ситуаций: 1) удовлетворение любопытства исследователя и стремление к лучшему пониманию; 2) проверка почвы для проведения затем более масштабного и точного исследования; 3) совершенствование новой методики для проверки ее перед прикладным исследованием.

Описательный или аналитический план. Его цель – систематическое описание, т.е. установление точных качественно-количественных характеристик объекта. К описательному плану целесообразно обращаться, когда есть знания о проблеме, позволяющие выделить объект, сформулировать описательную гипотезу; его цель – проверка этой гипотезы, получение точной характеристики объекта исследования.

Объяснительный план. Применяется в случае, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель – выявление причинно-следственных связей в объекте. Проводится эксперимент, который является самым надежным методом проверки объяснительной гипотезы.

На основании выбранной стратегии научного исследования составляется программа научно-исследовательской работы, которая включает планы изучения литературы, обобщения опыта работы, проведения эксперимента и т. д. Первые варианты этих планов могут уточняться в процессе работы. Однако нужно стараться, чтобы изменения не отразились на сроках окончания работы в целом. При составлении планов работы нужно обратить внимание на правильное определение ее задач и методик исследований.

 

План проведения психолого-педагогического эксперимента

Психолого-педагогический эксперимент – научно поставленный опыт обучения, воспитания и формирования (развития) личности, позволяющий наблюдать и изучать исследуемые психологические и педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.

Программа опытно-поисковой (экспериментальной) работы включает несколько разделов, каждый из которых направлен на характеристику различных аспектов проводимой работы.

Чем сложнее экспериментальная деятельность, тем больше она требует продуманной организации и управления. В полном объеме педагогический эксперимент содержит три крупных блока: подготовительный, формирующий и аналитический. Следуя этому педагогический эксперимент строится по плану, состоящему из следующих этапов:

1. Разработка модели эксперимента. Основываясь на проблеме, идее, теме и гипотезе научно-исследовательской работы ученый воображает, продумывает образ эксперимента, выбирая его вид (лабораторный или естественный, педагогический или пограничный и др.).

2. Разработка проекта программы эксперимента. Это его предварительное проектирование по воплощению созданной модели.

3. Выбор или нахождение места проведения эксперимента.

4. Определение участников эксперимента (частично проводится на предыдущем этапе).

5. Разработка методов диагностирования. Определение критериев и показателей.

6. Формирование контрольных и экспериментальных групп, зависящее от модели эксперимента. Имеется ввиду количество контрольных и экспериментальных групп и их состав. Необходимое условия для получения объективных результатов научного исследования – однородность респондентов в группах по интересующим критериям (единый возрастной, гендерный состав, одинаковый уровень интеллектуальных умений, физических возможностей и прочее).

7. Составление графика эксперимента – разработка календарного плана его проведения.

8. Психологическая подготовка участников экспериментальной деятельности. Она включает разъяснение цели и гипотез, достижение единогласия в технологии экспериментирования, формирование уверенности в ценности исследования и готовности к сотрудничеству в ходе проведения эксперимента.

9. Профессионально-педагогическая подготовка участников связана с распределением функций между ними и обучением их выполнению.

10. Материально-техническое обеспечение эксперимента состоит в том, чтобы насытить пространственную среду такими средствами, при которых эксперимент может состояться, не будет прерван или искажен

11. Методическое обеспечение эксперимента создается также в оптимальном режиме для самого экспериментирования.

12. Исходное диагностирование, обработка полученных данных и корректировка программы и графика экспериментирования.

13. Апробация скорректированной модели или программы.

14. Повторные диагностические срезы в сочетании с коррекцией модели или программы автора.

15. Обобщение результатов диагностических срезов и формулировка выводов (количественный и качественный анализ).

16. Сравнительных анализ полученных результатов до и после апробации авторской модели, методики или технологии.

17. Подведение итогов, соотношение выводов по эксперименту и гипотезы исследования. Здесь формулируется ответ на главные вопросы исследования: доказана ли экспериментальными данными гипотеза? Действительно ли экспериментальные данные подтвердили ее?

18. Описание эксперимента в отчете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.008 с.)