Основана на типе деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основана на типе деятельности



ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Материальная культура:   Духовная культура:
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.   совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Основана на типе деятельности

рациональном, репродуктивном    творческом

Выражена в форме

объективно-предметной    субъективной

Удовлетворяет потребности человека

первичные   вторичные

Отрасли духовной культуры

Мистика             Искусство        Мифология

Религия             Философия         Наука        Идеология

 

Функции культуры

Познавательная формирование целостного представления о народе стране, эпохе
Оценочная осуществление дифференциации ценностей, обогащения традиций
Регулятивная формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права и поведения)
Информативная осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение
Социализация Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Классификация культуры САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

Основа Типы культуры
1. Связь с религией  
2. Региональная принадлежность  
3. Регионально-этническая особенность  
4. Принадлежность к историческому типу общества  
5. Хозяйственный уклад  
6. Сфера общественной жизни или вид деятельности  
7. Связь с территорией  
8. Специализация  
9. Способ самоорганизации  
10. Уровень мастерства  

Культура

Основные формы

Элитарная   Народная   Массовая
создается привилегированной частью общества, либо по е заказу профессиональными творцами   создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, пословицы и т.д)   понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, цирк и т.д.)

Разновидности

Субкультура   Контркультура
часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (половозрастные, женская, религиозная)   оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей культуре (хиппи и панки и т.д.)

Влияние массовой культуры             САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

Позитивное Негативное
   

Человек- духовное существо

           

Духовные ориентиры личности

            Мораль   Ценности   Идеалы

 

Тема:   2.15. Наука. Естественные и социально - гуманитарные науки.

Домашнее задание: устный опрос, понятия, особенности научного познания

 

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

 

НАУКА

 

Институт общества со своей структурой и функциями (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

 
   
 

Отрасль духовно производства: система научных знаний и опытно-конструкторских изысканий

 
   
 

Особая система знаний, приведённая в целостную систему на основе определённых принципов

 
   
 

Основная продукция: понятия, законы, теория

 

 

НАУКА

Общество
  - потребности развития общества - материально-техническая база общества
   
Внутренние законы науки
  - преемственность

Функции современной науки

Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры.
Познавательно-объяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
Прогностическая Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

 

Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания                    САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

 

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Уровни научного познания: Формы Методы Эмпирический - выявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидных связей.   - научный факт; - проблема; - эмпирический закон; - гипотеза; - теория - методы - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.   Универсальны е: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восходящего к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Объект изучения Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные
Направленность и непосредственное отношение к практике Фундаментальные, прикладные

Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

Социальное знание   Гуманитарное знание
анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений   анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, измерений.

 

Компоненты

Система образования в России

1. Совокупность образовательных стандартов и программ

2. Органы управления образованием

3. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:

- гуманистический характер;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- право личности на свободное развитие;

- единство федерального образование при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

- общедоступность образования;

- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

- светский характер образования в гос. учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-образовательный характер управления и самостоятельность ОУ.

4. Сеть ОУ:

- дошкольные ОУ;

- общеобразовательные школы (гимназии);

- профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);

- учреждения доп. образования детей;

- духовные учебные заведения;

- университеты, колледжи, технические школы;

- учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;

- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Тема: 2.17. "Мораль. Основные принципы и нормы морали.

Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть, нормы морали, раскрыть принципы.

Мораль (нравственный, относящийся к нраву, характеру) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Функции морали

Регулятивная Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни
Ценностно-ориентационная Утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль я-я жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию
Мотивационная Моральные принципы мотивируют человеческое поведение. т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или нет. Формирование нравственного облика личности
Конститутивная Принципы нравственности- высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде
Координационная Обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни общества

 

Принципы морали:

  1. гуманизм
  1. оптимизм
  1. патриотизм
  1. толерантность

Нравственная культура - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека.

Нравственность - внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.

 

Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность

Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Основным критерием нравственности явл. чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Добро Зло
понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Добро — созидательно это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла.

Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Совесть есть личное осознание своего долга. Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга.

Моральным выбором - э то свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется

За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

 

 

Мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

 Стыд - чувство направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми.

Совесть - (чувство направлена вовнутрь личности и является выражением её ответственности только перед собой, главный мотив и судья в нравственных отношениях.

 

Моральные принципы. РАСКРЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

 
 

Универсальные моральные принципы -……..

Правило талиона -………….

Принцип нравственности-……………….

Золотое правило нравственности -………………

Заповедь любви -… ………………..

Принцип золотой середины-…………………………….

Категорический императив - универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом-……………………………..

Принцип наибольшего счастья -………………………..

Принципы справедливости-……………………

 

Альтруизм - нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.

 

Моральный идеал (добро, истина, справедливость. красота), который в основном понимается как человеколюбие.

 

 

 

Тема:   2.18. Религия как феномен культуры.

Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть, таблица Мировые религии, таблица. Нормативно - ценностная система общества, таблица  Отличие церкви от секты.

Религия (связывать, воссоединять, счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) - совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность, формы приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

 

Проблема происхождения религии:

Богословско-теологический подход Материалистический подход
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно- это особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом Религия я-я продуктом развития человеческого сознания. возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимой от стихийных сил природы, которые он обожествлял.

 

Главные признаки религии:

1. Вера в сверхъестественное (в Бога);

2. Организованное поклонение высшим силам;

3. Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

 

ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА? письменно САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

 

Культ - это вид деятельности, практически духовного освоения мира: магия (колдовство) и умилостивительный культ (ритуалы обращенные Богу или духу)

 

Атрибуты религиозного культа: объект, субъект, средства культовой деятельности, способы, культовые акты, результат.

 

Ранние формы религии:

- тотемизм;

- фетишизм;

- анимизм;

 

Религии в современном мире:

- родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

- национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм и др.);

- мировые религии (буддизм, христианство: католицизм, православие, протестанство; ислам: суннизм, шиизм).

 

Признаки мировых религий

· огромное число последователей во всем мире.

· эгалитарность (равенство) - проповедь равенства всех людей, обращение к представителям всех социальных групп.

· пропагандистская активность и прозелитизм (пришелец) - стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания;

·  космополитичность: носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств.

Таблица. Мировые религии. Заполнить САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

 

Мировые религии (оказывают наибольшее влияние на развитие современной цивилизации

Линия сравнения Буддизм Христианство Ислам
1. Этимология      
2. Время и место зарождения      
3. Территория, на которой проживают исповедующие религию      
4. Источники вероучения      
5. Основы учения      
6. Количество последователей      

 

Церковь - социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

 

Факторы, способствующие образованию церкви

- общее вероучение.

- религиозная деятельность: культовая, внекультовая.

 

Церковь как социально явление: система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.

 

Функции религии

Мировоззренческая Задаёт "предельные" критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.
Компенсаторная восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологически й аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
Коммуникативная обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих - с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.
Регулятивная упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность

 

 

Свобода совести.

Согласно конституции 1993 г. каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, …

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях" …

       5. Религиозные объединения Российской Федерации

 

Религиозные объединения

    Социальная сфера   Экономическая сфера   Духовная сфера   Политическая сфера

 

             
Благотворительная деятельность
Хозяйственно- предпринимательская деятельность
 
Образование
 
Культура

 

 


Религиозные объединения в России:

- традиционные

- нетрадиционные не характерные для её народных культов и религиозных движений;

- религиозные движения экстремистской направленности проповедующие религиозную и национальную нетерпимость.

 

Взаимосвязь структурных элементом религии:

- Религиозное сознание

- Религиозная деятельность (культ);

- Религиозные отношения и организации

Таблица. Нормативно - ценностная система общества.

       Деятельность религиозных организаций носят светский характер (благотворительная, просветительская, издательская деятельность и др.), не получившая необходимого раскрытия.

       Религиозные отношения и организации - тесно взаимосвязанные элементы религиозной структуры. Это те взаимосвязи, которые складываются между верующими в соответствии с религиозным сознанием.

       Религиозные организации создаются для упорядочения отношений между единоверцами; среди многообразия типов организаций основными я-я церковь и секта.

 

Таблица. Отличие церкви от секты.

Тип организации церковь секта
Организационная структура    
Отношение к гос-ву и др. религиям    
Источник членства    
Вовлеченность прихожан в церковную общину    
Тип руководства    
Тип вероучения    
Тип религиозного действия.    

 

Тема: 2.19. Искусство

Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть

Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Виды искусства

         

· Архитектура (зодчество)

· Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический)

· Скульптура (станковая; декоративная; монументальная)

· Декоративно- прикладное искусство

· - Литература

· - Музыка

 

· Театр

· Цирк

· Балет

· Кино

· Фотоискусство

· Эстрада

 

 

Специфика искусства

               
               

Является образным и наглядным

 

Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)

 

Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

 

Функции искусства

Общественно-преобразующая оказывая идейно- эстетическое воздействие на людей, включает их направленную деятельность по преобразованию общества
Художественно-концептуальная анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная формирует личность, чувства и мысли людей
Эстетическая формирует эстетические вкусы и потребности человека
Утешительно-компенсаторная восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
Предвосхищения предвосхищает будущее
Внушающая воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (наслаждение) доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврестическая отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Материальная культура:   Духовная культура:
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.   совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Основана на типе деятельности

рациональном, репродуктивном    творческом

Выражена в форме



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.106 с.)