Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3 Структурные типы словосочетаний
План лекции: 1) структурные модели словосочетаний; 2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова; 3) синтаксические связи в словосочетаниях По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой. Непростые словосочетания бывают двух видов: а) сложные; б) комбинированные. В сложном словосочетании 1 главное слово и В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента. Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных. Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом: Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли. В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.
Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний. Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:
Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний. Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений: 1) атрибутивные; 2) объектные; 3) субъектные; 4) комплетивные; 5) обстоятельственные. Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых. Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки. Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами. Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.
Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности. Типы связи слов в словосочетании и в предложении. Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание. Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д. Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым. При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу. Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова. Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы, Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных. Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание. Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.
Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса План лекции: 1) понятие о предложении как единице синтаксиса; 2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация; 3) синтаксические связи между главными членами предложения Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли. Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью: Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).
Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью. Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло. Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Япойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Япошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра» синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее). Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.
Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм: Реальный план: Ирреальный план: Сын учится в университете. Сын учился бы в университете. Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете. Сын будет учиться в университете. Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца: Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Типы связи слов в предложении. Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией: Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /. Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение, при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету. Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение. При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого «тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /. Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы — гордость).
Лекция 5 Типология простого предложения
План лекции: 1) семантические признаки предложения; 2) структурные признаки предложения; 3) односоставные предложения и их типы; 4) полные – неполные предложения; 5) членимые – нечленимые предложения. Мысль, которую формирует, выражает и сообщает предложение, состоит из 2-х элементов – субъекта и предиката. Академик А.А.Шахматов отмечает, что эти 2 элемента мысли могут быть выражены или раздельно, или слитно. В двусоставном предложении имеют место два разноименных главных члена предложения, выражающие отдельно субъект и предикат (о чем говорилось ранее). Односоставное предложение содержит один главный член, в котором слитно выражены субъект и предикат.
Основными признаками односоставного предложения являются: - структурный. Грамматическую основу составляет 1 главный член предложения; - семантический. Особая семантика: а) действие и состояние, производитель, носитель которого не назван; б) утверждение бытия; - стилистический. Сфера употребления односоставных предложений ограничена (употребляются в РС, ПС, ХС). По совокупности структурно-семантических признаков выделяются следующие группы односоставных предложений. Глагольные односоставные предложения противопоставляются именным. В глагольных односоставных предложениях подлежащее отсутствует, и нет необходимости его восстанавливать, важным и главным является само действие, а не кто его исполняет. Грамматическая семантика односоставных определенно-личных предложений – принадлежность действия определенному лицу (одному из собеседников). Исполнитель действия подразумевается, но не называется. Эта грамматическая семантика находит свое выражение в структуре предложений, т.е. в способах выражения главного члена предложения: 1) формами 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени глаголов – Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море; 2) формами 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения – Слушайте, товарищи-потомки! Лети, лети, лепесток, через запад на восток…; 3) формами 2 лица изъявительного наклонения (реже): Идешь завтра в поход? Примечания 1 В определенно-личных предложениях главный член – сказуемое - не может быть выражен формой 3 лица, так как, по мнению проф.А.М. Пешковского, в 3 лице к сказуемому можно подставить не только личное местоимение ОН, но и тысячи других слов с разными значениями. Предложения с такими сказуемыми считаются неполными: На коленях в огороде лебеду полю, вырываю и бросаю, пусть простит меня! 2 Главный член определенно-личных предложений не может быть выражен формой прошедшего времени. Формы прошедшего времени вообще не имеют лица, следовательно. Не могут указывать на определенное лицо. Подобные предложения рассматриваются как двусоставные неполные (контекстуальные): Письмо ваше получил, спасибо. Грамматическая семантика односоставных неопределенно-личных предложений - обозначение действия неопределенного лица или группы неопределенных лиц. Главный член таких предложений выражается: 1) формой 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени - В дверь стучат: властно и торопливо. И на обломках самовластья напишут наши имена! 2) формами множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения - Америку открыли в конце 15 века. Если бы они этого заслуживали, о них писали бы в газетах. Грамматическая семантика односоставных обобщенно-личных предложений - обозначение действия обобщенного лица, действие типичное, повторяющееся, относящееся к каждому и ко всем. Наименование действующего лица устранено, в связи с его обобщенностью, неконкретностью. Формы выражения главного члена: 1) глаголами в формах 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени Муха – не волк, из ружья не убьешь. На всех не угодишь; 2) глаголами в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения – Особенно хвалят тот товар, который хотят сбыть с рук. Цыплят по осени считают; 3) глаголами в форме 1 лица множественного числа изъявительного наклонения – Что имеем, не храним, потерявши, плачем; 4) глаголами в форме повелительного наклонения – Глупому в поле не давай воли. Если в односоставных личных предложениях субъект-исполнитель действия не был назван, но подразумевался (как некое определенное, неопределенное или обобщенное лицо), то в безличных глагольных предложениях деятельность осуществляется без деятеля (по А.М.Пешковскому), независимо от него, чаще стихийно. На этом основании в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. Сравните: Саша не спит, но она весела. Саше не спится, но весело ей. (Во втором предложении – состояние, независимое от воли действующего лица) Главный член безличного предложения выражается: 1) безличным глаголом - В воздухе похолодало. Скоро рассветет. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей; 2) личным глаголом в безличном употреблении - Пахнет сеном над лугами. От лип душистых медом тянет. (Сравните: Роза пахнет малиной. Кто-то тянет за веревку); 3) словом категории состояния - В вагоне было тесно. Надо перестраивать всю жизнь; 4) страдательным причастием в форме среднего рода - Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно; 5) отрицательным словом (словом-предложением) - У меня нет времени. Не было ни гроша. В последние годы в самостоятельную группу выделяются инфинитивные предложения, то есть такие предложения, главный член которых выражен независимым инфинитивом – Скоро ехать. Тебе идти первому.
Определение места инфинитивных предложений в системе типов односоставных предложений носит дискуссионный характер в современной лингвистике. Одни ученые (Галкина-Федорук, авторы школьных учебников) рассматривают инфинитивные предложения в составе безличных (иначе говоря, считают их безличными) на том основании, что и в этих предложениях общим является то, что в них нет и не может быть подлежащего. Другие ученые (А.Н. Гвоздев, Н.С.Валгина, В.А.Белошапкова, Л.Ю.Максимов, В.А.Бабайцева и др.) разграничивают безличные и инфинитивные предложения, выявляя следующие существенные различия между ними: - различие в семантике предложений. В преобладающем большинстве своем безличные предложения обозначают действие или состояние, возникающее и протекающее независимо от деятеля. Зачастую, по сути, он вообще отсутствует. В инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к действию; - различен характер выражения модальности. В безличных предложениях модальное значение выражается лексически (Тебе следует, нужно заниматься), в инфинитивных предложениях – с помощью интонации (тебе заниматься бы); - различна природа главного слова. В безличных предложениях в большинстве случаев подлежащее недопустимо в силу лексического значения глагола-сказуемого (Тошнит. Скучно. Мне не спится.), в инфинитивных предложениях подлежащего не допускает форма сказуемого (Молчать! Съездить бы к морю). Таким образом, общее между безличными и инфинитивными предложениями носит поверхностный характер, а различий проявляется больше и они являются более основательными, что позволяет выделение инфинитивных предложений в самостоятельную группу в системе типов односоставных предложений. По структурно-семантическим особенностям инфинитивные предложения можно разделить на две основные группы: 1) предложения без частицы «бы»; 2) предложения с частицей «бы». В инфинитивных предложениях без частицы «бы» выражаются модальные значения долженствования, необходимости, неизбежности действия. Они заключают в себе категоричный приказ, волю говорящего (Построиться в одну шеренгу). В инфинитивных предложениях с частицей «бы» выражается желательность, предпочтительность действия, опасение по поводу совершения действия (Только бы мне место хорошенько узнать).
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.064 с.) |