Протоиерей Александр Чурочкин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протоиерей Александр Чурочкин



канд. богословия, благочинный Путивльского района,

научный сотрудник Государственного историко-культурного

заповедника (г. Путивль, Украина)

ЖеНсКОЕ МОНАШЕСтвО нОВОЙ СЛОБОДЫ

в ХХ ВЕкЕ

Аннотация. Статья посвящена феномену духовной жизни, порождённому стеснённым положением Церкви в ХХ веке – монашеству в миру. Впервые публикуются имена тайных монахинь – уроженок села Новая Слобода Путивльского района, а также краткие сведения о них.

Ключевые слова: тайное монашество, Путивльский уезд, село Новая Слобода, храм Рождества Богородицы.

Село Новая Слобода является духовной жемчужиной древней Путивльской земли. Всю свою историю оно находится под сенью Молченской Софрониевой пустыни и под покровом Архистратига Михаила. В переписных книгах Путивльской десятины под 1646 годом уже значилась «Церковь Собора Архистратига Михаила … Молченского монастыря в Новой Слободе» [4, с. 54].

Коренным населением Новой Слободы являются горюны – представители микросубэтноса, которые проживают здесь с незапамятных времён [1, с. 77]. Среди других жителей Путивльской земли горюны выделяются особенностями языка, элементами одежды, а также особой набожностью. Стремясь всецело отдать свою жизнь на служение Богу, многие юноши и девушки разошлись по дальним и ближним обителям, причём, некоторые удостоились нести свой подвиг даже в уделе Богоматери – на Горе Афон [3, с. 474-475]. Среди братии Софрониевой пустыни слобожан почти не было – монах начинает новую жизнь, порывает с прошлым, а здесь, вблизи отеческого дома, было много факторов, препятствовавших новоначальному иноку полностью отрешиться от мира и всего «яже в нем».

Череда событий, потрясших наше Отечество после 1917 года, породила новые, неведомые ранее, формы духовной жизни. Если приходские церкви безбожная власть какое-то время ещё терпела, то монастырям была объявлена самая беспощадная война: к концу сентября 1922 года в Путивльском уезде не осталось ни одной действующей обители [2, л. 87]. В течение нескольких лет все монастыри бывшей Российской империи прекратили своё существование, а вчерашним насельникам было предписано разъезжаться по местам, где они родились. Так в Новую Слободу вернулись слобожане – постриженики и постриженицы московских и киевских монастырей.

Можно только догадываться, какие душевные муки испытывали изгоняемые с мест своего пострига монахи и монахини, давшие обет находиться здесь до смерти. Что ждало их дома? Обзаведшиеся своими большими семьями братья и сёстры в и без того тесной родительской хате, «опека» милиции и ярлык лишенца. Кто-то выстоял, кто-то сломался.

С 2009 года автор данной статьи является настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Слободе. Ещё десять лет назад среди обычных мирян прихожанами храма были одна схимонахиня, четыре монахини и три инокини. За прошедшие годы все они ушли в мир иной. Настоящая статья является первой попыткой собрать воедино краткие биографические данные об этих мужественных женщинах, которые живя в миру, отреклись от мира, под белыми платочками которых скрывался многотрудный монашеский подвиг.

Сведения разделены на две группы. К первой относятся монахини дореволюционного пострига, прибывшие в Новую Слободу после ликвидации монастырей в дальних и ближних губерниях. Вторая группа – матушки, принявшие постриг в послевоенный период, их пишущий эти строки знал лично.

Двоюродные сёстры, Агиловы Ольга Петровна (монашеское имя неизвестно), Ирина Федотовна (Ирина в монашестве, родилась ок. 1889 г.), были уроженками деревни Калищи. Постриг приняли в одном из московских (подмосковных?) монастырей, где и жила до закрытия обители. Сёстры духовно окормлялись у известного старца, ныне причисленного к лику святых, Аристоклия (Амвросиева). После закрытия обители, обе монахини вернулись в Калищи. Дата смерти Ольги Петровны неизвестна, а монахиня Ирина преставилась 13 (по данным Путивльского ЗАГСа – 12) января 1967 года, в возрасте 78 лет и погребена на местном кладбище. Монахиня Ирина поддерживала тесную духовную связь с проживавшим в затворе последним настоятелем Глинской пустыни архимандритом Нектарием (Нуждиным), родная тётка монахини Афанасии (Агиловой).

Гудимова Феодора Порфирьевна родилась в Новой Слободе. В юности она ушла в киевский Вознесенский Флоровский монастырь, где прошла все степени монашества и приняла схиму с именем Павла. В 1929 году, после закрытия обители, вернулась на родину, где и умерла в начале 1950-х годов. Погребена на Кончанском кладбище. Могила не сохранилась, т.к. председатель колхоза не дал материала на гроб, сколотили некое подобие из того, что было, а на крест уже совсем не хватило материала. Родная тётка инокинь Анны и Домникии (Гудимовых).

Схимонахиня Тамара – в миру Новикова Татьяна Денисовна, была человеком воистину удивительной судьбы. Родилась она около 1882 года в Калищах, откуда, достигнув совершеннолетия, приехала в Москву, в Марфо-Мариинскую обитель. Была она девушкой маленького роста и хилой на вид, из-за чего в монастырь её сначала не хотели брать. Послушанием ей дали разносить просфоры по храмам, что она и делала, пешком, взвалив мешок на плечи. После закрытия обители её и других сестёр арестовали, приговорили к ссылке. Матушка вспоминала, что вместе с ней оказались ещё две монахини – пожилая и молодая, которых буквально бросили в лесу. Старенькая матушка почти сразу скончалась, а Новикова и другая сестра долго бродили по лесу. Найдя замёрзшую речушку, монахини разбили лёд, руками ловили сырую рыбу и ели. Спасением для них стала охотничья избушка, где они поселились. После долгих мытарств, матушка вернулась в Новую Слободу, где и жила до самой смерти, здесь же и приняла постриг в схиму. Умерла матушка в 1990 году, имея от роду 108 лет. Погребена на Церковье, возле сторожки.

К началу 80-х годов ХХ века общее число монастырей, находившихся на территории СССР, не достигало и двух десятков. Число насельников в них было строго регламентировано и было на постоянном контроле у властей, поэтому поступить в ту или иную обитель было очень сложно. Между тем, число желающих принять постриг было сравнительно высоким. Что оставалось делать тем, кто чувствовал в себе призвание к монашеству? Ответом было принять тайный постриг и продолжать жить в миру. Многие так и поступали. По рекомендации проверенного человека находили старца-монаха, который и совершал обряд пострига. Внешне человек не менялся – возвращаясь домой, такая тайная монахиня продолжала работать в колхозе или на производстве. В особом месте хранился заветный чемоданчик, где были сложены монашеские одежды и краткое завещание. В Слободе тексты таких завещаний были стандартными и бесхитростными: «Я монахиня имярек. В случае моей смерти прошу, чтоб на поминках не было ни спиртного, ни мясного».

Тюпина Анастасия Никитична, монахиня Александра, родилась в 1912 году и всю жизнь прожила в Новой Слободе (жила на Новом Свете). Часто ездила в Глинскую пустынь, после закрытия которой (в 1961 году) приняла в свой дом безного монаха-калеку Афония. Монах обладал беспокойным характером, очень сильно досаждал ей. Матушка всё переносила со смирением и ухаживала за болящим до его смерти. Монашеский постриг Анастасия Никитична приняла в последние годы своей жизни (постригал архим. Герман (Тимоник). Преставилась 8 марта 1994 года, погребена на Церковье.

Перфильева Антонина Тихоновна, монахиня Анастасия, родилась 16 февраля 1920 года в Новой Слободе. Всю сознательную жизнь ревностно посещала храм, была знакома со многими священнослужителями, неоднократно бывала в Глинской пустыни. Пела в церковном хоре, пекла просфоры, работала в лесничестве. В 1985 году была пострижена в монашество в Сумах, постриг совершал иеромонах Мартиниан. В сентябре 2012 года занемогла, храм больше не посещала. Умерла 26 октября 2013 года, погребена на Кончанском кладбище рядом с могилами сродников. Была строгой постницей, пока позволяли силы, неопустительно совершала по книгам всё молитвенное правило, когда изнемогла, молилась только по чёткам.

Савонина Анастасия Демьяновна, инокиня Анастасия, уроженка и жительница Калищ. Родилась 21 ноября 1921 года. В иночество пострижена в конце 1980-х в сумском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, постриг совершал игумен (со временем – архимандрит) Митрофан. Жила на Бугрянке. За несколько лет до смерти практически ослепла, после чего её к себе забрала мон. Афанасия (Агилова), на Хуторок, где ин. Анастасия и умерла 6 ноября 2013 года. Погребена на Калищанском кладбище, рядом с могилой мон. Афанасии.

Родные сёстры Анна Леонтьевна (род. 1926 г.) и Домникия Леонтьевна (1928 г.) Гудимовы родились и всю жизнь прожили в Калищах, являлись двоюродными сёстрами митрополита Леонтия (Гудимова). Иноческий постриг приняли в начале 1980-х от архимандрита Анастасия (Чаплыгина). Сёстры-инокини обладали хорошим слухом и голосом, пели на клиросе в местном храме. Анна умерла 2 августа 2001, а Домникия 22 января 2017 года, погребены на Калищанском кладбище.

Агилова Александра Дмитриевна, монахиня Афанасия, родилась в Калищах 19 августа 1936 года. Крещена в Путивле архим. Нектарием (Нуждиным), на его квартире, причём крестить возила родная тётка, монахиня Ирина (Агилова). Неоднократно посещала известных старцев своего времени - схиархим. Виталия (Сидоренко) в Тбилиси и архим. Серафима (Тяпочкина) в Ракитном. Благословение на постриг давал архиепископ Черниговский Антоний (Вакарик), пострижена в Сумах иеромонахом Мартинианом. Умерла в путивльской больнице 10 мая 2014 года, погребена на калищанском кладбище.

Ветрова Ирина Леонтьевна, в монашестве Илария, в схиме Иустина была человеком трагической судьбы, родилась 5 апреля 1928 г. в Новой Слободе на Синяковке. В «Кровавый Вторник», 7 июля 1942 года, когда фашисты за два часа зверски убили 586 мирных жителей, осталась круглой сиротой – погибли отец Леонтий Михайлович, мать Иустиния Федоровна, сёстры Анна, Евдокия и брат – отрок Иоанн (погребены в одной могиле на старой усадьбе). Сама матушка, которой тогда было 14 лет, получила серьёзное ранение штыком в спину. Говорила о себе: «Думала, что больше никогда в своей жизни не засмеюсь после пережитого». Работала в столовой при больнице, посещала Глинскую пустынь, духовником её был схиархим. Афанасий (Прохода). В 1950-х некоторое время была псаломщицей сумского Спасо-Преображенского кафедрального собора. В монашество с именем Илария пострижена схиархим. Амвросием (Ивановым, †1978) в Балабаново. С начала 1980-х – псаломщица Рождество-Богородицкого м/д, а затем храма с. Новая Слобода. В схиму пострижена 26 мая 2014 г. (пожелала принять имя убиенной матери Иустины, в честь мученицы Иустины Никомидийской) архимандритом Николаем (Полищуком, †2019). Преставилась 25 октября 2018. Отпевание совершено 26 октября 2018 года, погребена за алтарём Михайловского придела.

Кострова Мария Тихоновна, инокиня, уроженка Новой Слободы, постригалась в Грузии, возможно, преп. Серафимом (Мажугой). Монашество принять не решилась, поскольку на её попечении был психически больной родной брат Евфимий. Умерла в 2010 году.

Данные о Тюпиной Татьяне Игнатьевне сообщила её родная сестра, Анастасия Игнатьевна. Родилась инокиня Татиана 2 января 1926 года, в Новой Слободе, в благочестивой семье. Часто посещала Глинскую пустынь, где познакомилась с будущим старцем – о. Иоанном (Масловым). Когда отец Иоанн был назначен ризничим академического храма Московской духовной академии и семинарии, он пригласил сюда Татьяну. Скорее всего, он же и постриг её в иночество. Матушка Татьяна много лет трудилась при ризнице, чинила и шила облачения. После смерти схиархим. Иоанна вернулась на родину, где и умерла 25 апреля 2002 года; погребена на Кончанском кладбище.

На данном этапе исследования, изложенные выше, данные во многом ещё отрывочны, отличаются неполнотой, ввиду чего предстоит большая и кропотливая работа по уточнению тех или иных фактов биографий этих тружениц на ниве Христовой. Не подлежит сомнению, что ни одна из них не одобрила бы написание такой или подобной статьи. Однако теперь, когда все матушки, о которых рассказывается выше, ушли в мир иной, считаем долгом записать то немногое, что о них известно, чтобы совершенно не изгладились из памяти народной имена этих скромных подвижниц ХХ века.

 

Abstract. The article is devoted to the phenomenon of spiritual life generated by the straitened position of the Church in the 20th century – monasticism in the world. For the first time, the names of secret nuns – a native of the village of Novaya Sloboda of the Putivl region, as well as brief information about them are published.

Key words: secret monasticism, Putivl district, the village of New Sloboda, the Church of the Nativity of the Virgin.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.009 с.)