Раздел 1. Язык и коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Язык и коммуникация



Семинарское занятие Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Культура общения и культура речи. Входной контроль.

1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

3. Многозначность термина «культура речи». Литературный язык и понятие культуры речи.

4. Значение коммуникативной компетенции.

5. Языковой паспорт личности.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Как вы поняли значение терминов социализация, коммуникативная компетенция, языковой паспорт личности, коммуникативная неудача, культура общения, культура речи? Дайте определения этим понятиям.

2. Приведите примеры коммуникативных неудач, вызванных, с вашей точки зрения, нарушениями в области одного из аспектов культуры речи.

3. Приведите примеры таких ситуаций общения, когда неблагоприятный языковой паспорт личности может помешать эффективному общению.

4. Обобщив содержание изученного материала, дайте краткий ответ на вопрос о том, почему культуре общения необходимо специально обучаться.

5. Как вы считаете, является ли умение правильно общаться с другими людьми обязательным для каждого человека? Как это умение может помочь человеку в его профессиональной деятельности?

 

Семинарское занятие Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира.   Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка

1. Русский язык среди других языков мира. 

2. Судьба русского языка в ХХ веке.

3. Русский язык периода конца XX века.

4. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из родственных славянских языков.

5. Заимствования из неславянских языков.

6. Освоение заимствованных слов.

7. Социальные варианты русского языка.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается причина разнообразия языков Земли? Поясните это на

конкретных примерах.

2. Вспомните, какие языки относятся к славянским. Перечислите языки, входящие в восточную, западную и южную подгруппы славянских языков.

3. Расскажите об истории современного русского языка. Как и когда он появился?

4. Как вы поняли значение термина мировой язык? Какие языки имеют статус

мировых?

5. Назовите два хронологических периода, которые следует разграничивать при характеристике русского языка XX века.

6. Что было характерным для развития русского языка советского периода?

7. Что стало характерным для развития русского языка периода перестройки и постперестроечного времени?

8. Назовите и охарактеризуйте типы заимствования слов.

9. Какую роль в обогащении русского языка сыграли и слова, пришедшие из других славянских языков?

10. Что Вам известно о неславянских заимствованиях?

11. Проникая в русский язык (как правило, вместе с заимствованным предметом, явлением или понятием), многие иноязычные слова подвергались изменениям фонетического, морфологического и семантического характера. Расскажите об этом подробнее, приведите примеры.

12. Что представляют собой социальные варианты русского языка, как они формируются?

13. Перечислите социальные варианты, которые выделяются в составе современного русского языка.

14. Чем различаются понятия литературный язык и язык литературы?

15. Назовите основные социальные характеристики носителей современного литературного языка.

16. Что представляют собой диалекты?

17. Охарактеризуйте просторечие как специфическую особенность русского языка.

18. Что представляют собой социальные диалекты? В чем состоит принципиальное отличие социальных диалектов от других социальных вариантов языка?

19. Что представляет собой жаргон? Приведите примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)