Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педаг-ое изучение детей с HP .
Педаг-ое изучение базируется на гипотезе недост-ой педаг-ой компетентности родит-й и педагогов, работающих с реб, и предназначена для оказания им помощи в восп-и и обуч-и детей. Педаг-ое обслед-ие детей с реч-ми наруш-ми явл. чрезвычайно важным для дальн-го их обучения. На разных этапах педаг-го обслед-ия исп-ся различные методы изучения деят-ти и личн-ых особ-ей реб: беседа, эксперимент, наблюдение, изуч. докум-ии и письм-х работ детей. Как правило, обслед-ие нач-ся с предвар-го изучения документации реб: характеристики, медицинских справок, записей др. специал-в, письм-х работ. Затем проводится беседа с родит.с целью выяснить условия жизни реб, особ-ти его разв-я и т. п. Педагог, наблюдая работу реб, при выполнении задания оценивает сост-ие его навыков, спос-ть к использ-ию подсказки и помощи из вне. Схема педаг-ого обслед-ия:\) знак-во с докум-ей;2) беседа с родит-ми. 3) выяснение сформир-ти временных и пространственных представлений реб. 4) выяснение уровня обобщения и характера выбора связей (выделение 4-го «лишнего предмета, слова в ряду представлений). 5) опред-ие умения подбирать простые и сложные аналогии. 6) выяснение уровня понимания смысла сюжетной картинки, рассказа. 7) выяснение понимания логико-грамматических конструкций;8) в завершение обслед-ия пров-ся заключ-ая беседа с родит, даются метод-ие реком-ии по обуч-ю, восп-ю и коррекции и др. При изучении детей следует обратить внимание: спос-сть сам-но выполнять предлож-ые задания, использ-ть продуктивно предлаг-ую помощь; адекватно ли оценивает свои рез-ты, стрем-ся ли довести работу до конца; на то что дети имеют спец-ие ошибки: пропуски, замены букв, перестановка букв и слогов. Полученные данные в ходе наблюдения исп-ся при составлении псих-педаг. характ-ки.
20.Психолого-педаг-ое изучение в процессе логопед-гоиндив-гообслед-ия. Речь явл. базой для разв. мышления, общения, ВПФ личности. У детей с HP сохранен слух, интеллект, но проблемы речи отраж-ся на психике реб. недоразвитие речи сказ-ся на фонетико-фонем-ой, лексико-грам. стороне речи. Дети с ОНР имеют псих-мед. особенности, что приводит к наруш. соц. адаптации. Это отраж-ся и на интеллекте, и на эмоц-волевых сферах. Могут возникнуть проблемы ив двиг-ой сфере: плохая координация дв-ий, ловкость, скорость, слабо развитая мелкая моторика. Поэтому обслед-ие речи явл. сост-ой частью псих-пед. изучения реб. Изуч-ие пров-ся в процессе логопед-го обследовании, в кот-е входят изучение устной и письм-й речи и сост. из след-их компанентов: слов-й запас. 21грам-й строй речи, 3)свободная сам ост-ая речь. Логопед изуч: - соотв. возрасту, уровню псих-го разв-ия, опред-ет наруш-ия, компенсаторные возможн-ти, объём речевых навыков. Логоп-ое обслед-ие начин.с изучения документации и беседы с родит-ми, собирает данные о речевом разв-ии: гуление, лепет, не прерывалось ли речевое разв, особенности речи близких, отношение реб. к дефекту. При наруш. речи следует обслед-ть слух реб: шёпотную и разговорную речь.
- При обследовании импрессивной речи: понимание слов, поним. предложений, текста. - Обследование активной речи заключ-ся в выявлении кругозора реб (сост. рассказа по картинке, пересказ, рассказ - описание). - Изучение словарного запаса: соответствие возрастной норме (исп. сущ-х. глаголов.прилаг). - Обслед-ие грам-го строя речи: сост-ие предложений по сюжетной картинке, образ-ие прил-ых от сущ-ых, образ. сущ-ых с помощью уменьш-ласкат-х суффиксов. - Обслед. звукопроизн-ой стороны речи: повторение слов за логопедом, повтор. предложений, название картинок. - Обслед. фонемат-го восприятия, логопед выявляет восприятие на слух звуков. - При изучении письм-ой речи, логопед проводит звук-й анализ: умеет ли выделять фонемы, задания с выдел-ем звука в начале, сер, в конце слова. - Самост-ое письмо: с оставить и записать рассказ по серии картинок, написать изложение, сочинение. Задача логопеда — определить степень реч-х расстройств. Особ-ти речевой функции у кажд. реб. сопоставл-ся с показателями обследования др.спец-ов: психиатров, невроп-ов, псих-ов, дефектологов. Заключ-ый диагноз на кажд. реб. включает: уровень интел-го разв-я (или познав-ой деят-сти), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз. Логопед-ое закл-ие помогает раскрыть состояние речи и направляет на преодоление трудностей, нацеливает на организацию и разработку инд-кор. работы.
Требования к проведению обслед-ия лиц с HP.
При организ-ии проведения процедуры обслед-ия необходимо учит-ть след-ие требования: 1)процедура обслед-ия должна стр-ся в соотв-ии с особ-ми возраста реб. 2) методики должны быть удобны для использ-ия, иметь возможность обработки данных. 3) анализ полученных рез-ов должен быть качественным. 4) выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способ-тью отражать уровни сформир. псих-х функций, нарушение кот-х хар-но для детей с наруш-ми речи. 5) для получения достоверных рез-ов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание педагога и реб. 6) для оптимизации процедуры обслед-ия следует продумать порядок предьявления диагн-их заданий.
22. Орган-ия и сод-ие работы по выявлению детей с ОПФР и комплектованию спец-х учрежд-й. Порядок выявления детей с ОПФР опред-ся инструкцией о порядке выявления детей с особ-ми психофиз-горазв-ия от 2011 г. Выявление детей с ОПФР осущ-ся в процессе диагностики в рамках кот. провод-ся псих-медико-педагог-ое обслед-ие детей. ПМП Обслед пров-ся комиссионно и только с согласия и в присутствии родителей или законных предст-ей реб. Для проведения ПМП Обсл. необходимы след-ие документы: 1) медиц-ая выписка из документов. 2) мед.справка о сост. здоровья. 3) педаг-ая характеристика. В ходе обслед-ия устанавлив-ся структура и степень тяжести физич-го или психич-го наруш-я реб. По результатам обслед-ия сост-ся заключение, кот.содержит: - описание структуры и тяжести физич. и психич наруш; - рекомендации об обучении и воспитании по программе спец-го образ-ия. Данное заключ-ие направл-ся в учреждение образования где в соотв-ии с кодексом об образ-ии в РБ формир-ся спец-ые или интегриров-ые классы, группы. Их наполняемость комплектуется в соотв-ии с кодексом об образовании РБ.
23. Диагн-ая деят-сть ЦКРОиР: нормативно-правовая база деят-сти. ЦКРОиР координирует деят-сть в сфере спец-го образ-ия, представляются органами здравоохранения при наличии диагноза с признаками физ-х и псих-х наруш-й и ссогласия законного представителя реб. с ОПФР. Целью диагностич-ой деят-ти ЦКРОиР явл. своевременное выявление детей с ОПФР. Психолого-медико-педаг-ое обслед-ие пров-ся ссогласия и в присутствии законных представителей детей. Необходимы след-ие документы: 1)выписка из мед.документов; 2) мед. справка о сост-ии зд-я; 3) педагог-ая характ-ка. В ходе общения устанавливается степень тяжести нар-ия у реб. след-им образом: - изучение характера протекания псих-х процессов; - выявление вторичных наруш-й; - опред-ие соответствия познават-ой деят-ти, повед. Нормативному развитию; - оценка уровня усвоения образоват-ых программ исформиров-ти соц-ых навыков. Результаты занос-ся в протокол обслед-ия, который подписывает руков-ль ЦКРОиР и комиссия, Затем после обсуждения комиссия сост-ет заключение: - описание структуры и степени тяжести наруш; - рекомендации по обуч. и воспит-ю. На заключении в письм-ом виде оформл-ся согласие или несогласие законного представителя с реком-ми по обуч. и восп-ю.
24. Общая хар-ка диагн-ой процедуры на псих-медико-педаг-ой комиссии (ПМПК), ведение докум-ни, оформление заключения. Осн. целью ПМПК явл. обеспечение в образов-м учреждении диагностико-коррекц-го сопров-ия детей с ОПФР. В ПМПК входят специалисты разных областей: врачи, дефект-ги, психолог, соц. педагог. Изучение реб. на ПМПК начин.с запроса педагогов или родит-й. За реб. ведётся наблюдение в разных ситуациях. Проводятся индив-ые обследования специал-ми. На заседании ПМПК на основе всех данных составл-ся заключение, рекоменд-ии об образоват-ом маршруте в соотв-ии с особен-ми развития. При сост-ии заключения учит-ся след-ие условия: 1) эмоц-ое сост-ие реб. 2) понимание цели задания и инструкцию. 3) характер деят-ти (интерес.работоспос-ть, самоконтроль, использ-ие помощи), 4) реакцию на рез-т работы. В ПМПК необходима следующая документация: 1) журнал записи и учёта детей прошедших обследование. 2) журнал регистрации заключений и рекомендаций специал-ов. 3) дневник индив-го сопровождения. Рабочие материалы ПМПК: - регистрац-ый лист психолог-го обслед-ия (мл.дошк, ст. дошк, шк.). - протокол обслед-ия реб психолого-медико-педаг-ой комиссией (1-го г.ж., раннего возраста, дошк. возраста, от б до 18 лет).
25. Содержание диагн-ой деят-сти уч-логопеда в структуре ПМПК. В структуре ПМПК логопед осущ-ет логопед-ое обслед-ие. Он обследует артикуляц-ый аппарат, импрессивную речь (фонетич. слух, понимание слов, предложений, грамм.строй речи), экспрессивную речь (повторная, самост-ая), письменную речь. Логопед выявляет стр-ру реч-го дефекта и уровень реч-го недоразвития, дифференц-ет реч-ые наруш-я с состояниями, обусловленными различными депривациями. Результатом обслед-ияявл. данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести реч. дефекта и пометить путь его коррекции. Рез-ты обслед-ия фиксир-ся в «Речевой карте». По рез-ам диагностики логопед сост-ет на каждого реб. инд-ую программу логоп-ой работы и готовит логопед-ое представление на кажд. реб.
26. Особенности дифференц-го диагноза при реч-х наруш-х. Сущ-ют нек-ые трудности.1-ясостоит в дифференциации от нормы. Дети имеют множество сопутствующих проблем. Задержка разв. речи часто сопров-ся трудностями в чтении и письме, эмоц-ми и поведенч-ми растр-ми. Поэтому ранняя диагн-ка наруш-й разв. речи очень важна. 2-я трудность - дифференциация от умств-й отсталости или общей задержки разв-я. Если задержка речи — часть общего отставания умств-го разв-я, то надо исп-ть кодирование умств-й отсталости F70-F79. 3-я труд-ть -дифференциация от вторичных расстройств вследствие напр. тяжёлой глухоты или др. анатом-х наруш-й. Исследование реб. с речевым наруш. должно нач-ся с установления диагноза. Напр. Враннем возрасте трудно дифференц-ть с др. похожими формами реч-х растройств, таких как
27. Особ-стиизуч-я умств-го разв-я детей с разл. патогенетич-ми формами реч нар-й. Нужно чётко ограничивать моторную алалию и умств. отст-ть. При алалии реб. отстаёт в умств-ом разв-и, т.к. идёт ограничение общения реб. с окружающими. Умств-ая отсталость явл. Вторичным наруш-м. Отсутствие речи может привести к задержке умств-го разв-я. Сущ-ют общие критерии:!) позднее появление речи, 2) похожий лепет, 3) малый словарный запас. Но есть и отличия: дети алалики хорошо ориентир-ся в окруж-ем мире, они понимают речь, выполняют поручения и простые задания. С возрастом их речь приближается к нормальной, пассивный словарь больше активного. Исп-ют жесты, мимику, интонацию. Дети с моторной ал алией хорошо выполняют невербальные задания. Их действия целенаправлены и в играх и в учебной деят-ти, они исп-ют помощь, контролируют своё поведение. Дети с умета, отст-тью не до конца понимают обращенную речь. Пассивный и активный словарь почти на одном уровне, они исп-ют примитивные жесты, плохо ориентир-ся в заданиях, автоматизация звуков затруднена, нет целенапр-сти в деят-сти, не исп-ют помощь, не контрол-ют себя. Необх-мо также различать алалию и задер. реч. разв-я. ЗРР может быть связана с педагог-ой запущен-ью или с соматич-ой ослабленностью. При правильном построении кор-ой работы дети могут преодалеть речевую задержку. У них есть речевая мотивация и нет структурных наруш-й. Дети алалики имеют органич-ое наруш-е ЦНС. Треб-ся кор-пед работа, речевое недоразвитие не исчезает полностью, даже на системат-ие занятия логопеда. Эти дети не имеют реч-ой мотивации. В речи нет логической связи, нарушена слоговая стр-ра слова.
28. Дифференц-аядиагн-ка реч-х наруш-й (разл-ых типологических вариантов) с состояниями, обусловл-ми сенсорной и интел-ой депривацией. Сущ-ют трудности при дифференциации реб. с сенсорной алалией (трудность понимания им обращенной речи) и реб. с наруш-м слуха (труд-ть различения обращенной речи). Для реб. с сенсорной алалией хар-рно непостоянство слух-й функции, громкость обращенной речи не улучшает понимания, слуховые аппараты вызывают дискомфорт, их беспокоят внешние звуки - повышенная чувств-ть к звукам, подражание звукам не постоянно и зависит от ситуации, нет предметной соотнесённости слышимых и произносимых слов, нормальный голос, интонация, но на контакт идут сложно. Тугоухие дети: имеют устойчивый ур-нь слуха, ниже кот-го звуки не воспринимают, громкость обращенной речи улучшает её понимание, сигналы извне их не тревожат, они их не слышат; использ-ие слуховых аппаратов улучшает восприятие речи. Устанавливают связь между словом и предметом. Голос приглушен, в речи нет интонации и эмоц-ой окраски, но контакт с этими детьми наладить легче.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.013 с.) |