Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи



Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи

Понятие о предложении.

Усвоение моделей и правил построения предложений в онтогенезе.

Нарушения построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные подходы к обследованию умений строить и использовать предложения в собственной речи у дошкольников с общим недоразвитием.

Основные подходы к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи построению предложений.

Э кспериментальная программа «Поможем Незнайке говорить правильно» по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня построению предложений.

Литература.

1. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011.

2. Логопедия.Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М., Эксмо, 2017.

3. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др.. М., Эксмо, 2017.

4. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д, Феникс, 2016.

5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Боровцова Л.А., Куренкова А.Ю. Живые фразы: логопедическое пособие по обучению построению предложений дошкольников с общим недоразвитием речи. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018.

Понятие о предложении.

Одной из задач речевого развития дошкольников является формирование грамматического строя речи – морфологии, словообразования и синтаксиса. Без овладения грамматикой родного языка невозможно речевое общение.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

В предложении, как основной коммуникативной единице, осуществляется соединение логических форм мышления, грамматических форм и лексико-семантических группировок слов. Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи.

Предложение – одна из основных единиц языка, основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.

Предложение – это единица речи, которая грамматически и интонационно оформлена по законам языка.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. В предложении, кроме подчинительной, используется сочинительная связь –  связь между равноправными словами или предложениями.

Классификация предложений.

По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные.

По интонации: восклицательные, невосклицательные.

По количеству грамматических основ: простые, сложные.

Классификация простых предложений.

По количеству главных членов: двусоставные, односоставные.

По наличию второстепенных членов: нераспространенные, распространенные.

По наличию необходимых членов: полные, неполные.

По наличию конструкций: осложненные, неосложненные.

По синтаксической членимости: членимые, нечленимые.

По характеру отношения к действительности: утвердительные, отрицательные.

Классификация сложных предложений.

По наличию союзов: союзные, бессоюзные.

По характеру союзной связи: сложносочиненные, сложноподчиненные.

В результате овладения определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматически формы слов.

Модели предложений

1. Глагол + имя существительное (без предлога).

Дай кашу.

2. Имя существительное + глагол.

Мама стирает.

3. Имя существительное + глагол + имя существительное (без предлога).

Собака грызет кость.

4. Имя прилагательное + имя существительное + глагол.

Маленький мальчик плачет.

5. Имя прилагательное + имя существительное + глагол + имя существительное (без предлога) или наречие.

Маленький мальчик плачет громко.

6. Имя существительное + глагол + предлог + имя существительное.

Маленький мальчик прыгает с лавки.

7. Имя прилагательное + имя существительное + глагол + предлог + имя существительное. (Имя прилагательное может стоять и в конце предложения).

8. Имя существительное + глагол + предлог + имя существительное + имя прилагательное + имя существительное.

9. Имя существительное и имя существительное + глагол.

Имя существительное + глагол и глагол.

10. Имя существительное + глагол, а имя существительное + глагол.

Имя существительное + глагол, но имя существительное + глагол.

11. Имя существительное + глагол, и имя существительное + глагол.

12. Предложения с подчинительными союзами.

 

Однако, в ряде случаев к старшему дошкольному возрасту при первично сохраненном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы. Словарный запас некоторых детей состоит лишь из небольшого количества звуковых комплексов, грамматически неоформленных, которые употребляются ребенком для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

 

Задачи логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений, представленные в программе «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (сборник программ «Коррекция нарушений речи», 2008.).

I уровень развития речи:

-Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

-Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

-Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

II уровень речевого развития:

-Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

-Учить распространять предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

-Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных

-Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

-Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.

-Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

-Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла?

-Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).

-Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

-Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).

-Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

-Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.

-Закреплять умение заканчивать предложение, начатое педагогом.

-Закреплять в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

-Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

-Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) и согласование их с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

-Формировать понимание и навык употребления в речи простых предлогов (на, в, под).

III уровень речевого развития:

-Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

-Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода;

-Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Эффективность использования коррекционных упражнений по обучению детей с ОНР зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

- систематичность проведения упражнений;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной цели;

- чередование и вариативность упражнений;

- воспитание внимания к речи.

 

Коррекционное обучение детей с ОНР по построению предложений включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. В ходе работы над предложением, осуществляется уточнение и расширение словаря.

Трудностиосознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости выполнять следующие методические рекомендации:

-неоднократно повторять задания;

-выделить в материале ориентировки;

-использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий;

-опираться на показ картинок, наводящие вопросы.

Таким образом, содержание логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений включает в себя устранение синтаксических и морфологических аграмматизмов.

Приложение

Карточка №1.

 

Карточка №2.

 

 

Карточка №3

Карточка №4

Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи

Понятие о предложении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.028 с.)