Артикуляционные упражнения для формирования умений правильно произносить шипящие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артикуляционные упражнения для формирования умений правильно произносить шипящие



Трубочка

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).

Почистим верхние зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движение языком из стороны в сторону.

Методические указания.

4. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

5. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен.

6. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, если ребенок испытывает трудности, предложить зафиксировать ее рукой.

Часики

Цель. Укреплять боковые края языка.

Описание. Приоткрыть рот улыбнуться высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик-так).

Методические указания.

1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Язык должен касаться углов рта.

3. Язык должен двигаться над верхней губой, не касаясь ее и нижних зубов, а также, не уходя в глубь рта.

4. Язык должен быть широким, плоским.

Вкусное варение

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и форму языка близкое к форме «чашечка».

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх. Она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцами).

2. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются краев рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет широким и плоским, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Чашечка – базовое упражнение

Цель. Укреплять боковые края языка, вырабатывать верхний подъем языка и умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание. Губы вытянуть в «широкую» трубочку, рот открыть достаточно широко и язык сделать в форме чашечки (ковшика), удерживать язык в форме чашечки под счет от 1 до 10 5-10 раз.

Методические указания.

1. Следить, чтобы рот не закрывался.

2. Следить, чтобы губы находились в положении широкой трубочки, боковые края языка приподняты вверх, язык не касается нижних зубов и нижней губы.

Комплекс артикуляционных упражнений для формирования умений произносить звуки [л], [л’], [р], [р’]

Качели

Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков и сложных соноров.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

1. Рот широко открыт, улыбка широкая, кончик языка широкий, нижняя челюсть неподвижна.

2. Если ребенок прикрывает рот, следует предложить ему вставить между верхними и нижними зубами 2 пальца (большой и указательный).

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к небу.

(Язык будет напоминать тонкую «шляпку грибка», а растянутая подъязычная связка его «ножку».)

Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Методические указания.

1. Губы должны быть в положение широкая «улыбка».

2. Боковые края языка должны быть плотно прижаты, ни один из боковых краев не должен опускаться, важно, чтобы спинка языка была прижата по всей поверхности твердого неба.

3. При каждом последующем повторении упражнения необходимо шире открывать рот, можно использовать помощь в виде пальчиков ребенка или предметов.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы, при открывании рта, губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Индюк.

Цель. Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пароход гудит – базовое упражнение для постановки звуков [л], [л’]

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы» (как гудит пароход).

Методические указания.

1. Следить, чтобы корень языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Язык широкий, кончик языка широкий.

2. Следить, чтобы ребенок произносит звук [ы].

3. Губы в улыбке, рот широко открыт.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Губы в широкой улыбке, рот широко открыт.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Широкий край языка должен скользить по всей поверхности твердого неба.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивать не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»: д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время широко открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлопающим

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она не будет откланяться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.013 с.)